РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Енисейск 19 сентября 2012 года Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Лукашенок Л.Л., с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Павлова А.В., при секретаре Русаковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Погодаевского сельсовета Енисейского района Красноярского края о понуждении выполнения требований санитарного законодательства, установил: Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, с требованием о возложении обязанности на администрацию Погодаевского сельсовета организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в 1 км. на юг от с.Погодаево путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон в месячный срок. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.8, 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселения. Однако Погодаевским сельским советом полномочия в этой части осуществляются ненадлежащим образом, в результате земельный участок, расположенный в 1 км. на юг от с.Погодаево, захламлен отходами в виде различной упаковочной тары, несортированного мусора включающего пищевые продукты, изделий из полимерных материалов, резины, полиэтилена, пластмассы, стекла, опилок, дерева, железа, строительного мусора, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Павлов А.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика - Администрации Погодаевского сельсовета в лице главы ФИО6 в судебном заседании иск признал, при этом просил суд предоставить для его исполнения больший срок, чем указал прокурор. Третье лицо - Служба по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие такового. С учетом мнения сторон и на основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Исследовав дело, суд приходит к следующему. В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 г "О прокуратуре Российской Федерации" ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Заявленные прокурором требования направлены на обеспечение реализации – органом местного самоуправления – Погодаевским сельским советом полномочий, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав жителей с.Погодаево на благоприятную окружающую среду. Право граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды". В связи с этим хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Данный принцип закреплен ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Этой же нормой закреплена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Статья 51 упомянутого закона регламентирует требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Федеральным Законом №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяются правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Статьей 8 этого закона полномочия органов местного самоуправления разграничены. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, именно на органы местного самоуправления поселения возложена обязанность организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований с целью их регулярной очистки от всяческих отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. В соответствии с Законом Красноярского края от 25.02.2005 №13-3140 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Енисейский район и находящегося в его границах иных муниципальных образований» муниципальное образование Погодаевский сельсовет наделен статусом сельского поселения. Материалами проверки, проводившейся Енисейской межрайонной прокуратурой подтверждено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в 1 км. на юг от с.Погодаево. Установлено, что территория данной свалки не огорожена, свалка не находится в чьем-либо обслуживании, полигон твердых бытовых отходов на указанной территории местоположения свалки не организовывался. На данной свалке обнаружены отходы в виде упаковочной тары, несортированного мусора, изделий из полимерных материалов, резины, полиэтилена, пластмассы, стекла, железа, строительного мусора. Это обстоятельство при рассмотрении требований прокурора представителем Администрации Погодаевского сельсовета не оспаривалось. Земельный участок находится в пределах административной границы Погодаевского сельсовета, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем обязанность по организации его надлежащего использования и содержания лежит на Администрации Погодаевского сельсовета как органе местного самоуправления поселения. Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, проживающих на территории Погодаевского сельсовета и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Таким образом, по мнению суда, требования прокурора в части возложения обязанности на Администрацию Погодаевского сельсовета организовать ликвидацию несанкционированной свалки с указанной территории являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Возложение обязанности на Администрацию Погодаевского сельсовета исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в части обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Согласно ст.206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Срок исполнения возложенной обязанности следует определить до 01 января 2013 года. При этом, суд принимает во внимание значительный объем работ, очевидную недостаточность срока, предлагаемого прокурором. Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд решил: Заявленные требования удовлетворить. Обязать Администрацию Погодаевского сельсовета Енисейского района Красноярского края в срок до 01 января 2013 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в 1 км. на юг от с.Погодаево, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд. Председательствующий Л.Л. Лукашенок