Гражданское дело № 2-184/2011Решение
Именем Российской Федерации 15 марта 2011 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпачева Анатолия Леонтьевича к Администрации Енисейского района о восстановлении срока принятия наследства и признании принявшим наследство, включении недвижимого имущества в наследственную массу,
установил:
Карпачев А.Л. обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении срока принятия наследства в виде однокомнатной квартиры №, расположенной в доме № в п.Подтесово Енисейского района по <адрес>,, принадлежавшей его умершему сыну Карпачеву А.А., включении этого имущества в состав наследственной массы, оставшейся после смерти Карпачева А.А. Свои требования истец мотивировал следующим: его сын Карпачев А.А. в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону и свидетельством о разделе наследственного имущества от 18 мая 2007 года унаследовал данную квартиру после смерти матери Бевз Ф.А. Право собственности на квартиру сын при жизни надлежащим образом не оформил, а 10 мая 2009 года умер. Не зная о существовании срока для принятия наследства, он к нотариусу своевременно не обратился, а когда стал оформлять документы, оказалось, что им пропущен срок для принятия наследства, а восстановление срока возможно лишь в судебном порядке. Кроме того, выяснилось, что право собственности на квартиру сын не зарегистрировал, по этой причине включить квартиру в состав наследства можно только по судебному решению.
В судебном заседании представитель Карпачева А.А. Степаненко Д.С., действующий по доверенности, настаивал на удовлетворении заявленных требований, уточнив, что просит признать своего доверителя принявшим наследство. Карпачев А.А. юридическими познаниями не обладает, о существовании шестимесячного срока принятия наследства ему известно не было. Он также не знал, что необходима регистрация права собственности на недвижимое имущество. О существующих требованиях закона в этой части узнал только после обращения за юридической помощью, когда решил привести все документы в порядок и выдал доверенность на представление своих интересов. Фактически его доверитель в течение всего времени после смерти сына содержал квартиру, оплачивал расходы по ее содержанию, однако все платежи вносил от имени матери умершего Карпачева А.А. Бевз Ф.А., поскольку она до сих пор числится собственницей квартиры.
Возражений по заявленным требованиям со стороны Администрации Енисейского района не последовало. К участию в деле был привлечен брат умершего Карпачева А.А. Бевз А.Е., сообщивший суду, что уважительных причин для восстановления срока истцу не усматривает.
Нотариус Енисейского округа Мунина Ш.М. не возражала против удовлетворения исковых требований, просила рассматривать требования Карпачева А.А. в свое отсутствие. Нотариусом суду представлены сведения о том, что по заявлению брата умершего Карпачева А.А. Бевз А.Е. ею было открыто 8 октября 2009 года наследственное дело, свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ вещи, имущество включаются в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право (право собственности). Право собственности на недвижимое имущество подлежит подтверждению соответствующими правоустанавливающими документами.
Согласно же ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как установлено в судебном заседании наследник имущества, оставшегося после смерти Карпачева А.А. его отец Карпачев А.Л. оказался лишен возможности реализовать свои наследственные права в полном объеме, поскольку наследодателем право собственности на недвижимое имущество- квартиру- зарегистрировано не было.В тоже время в судебном заседании установлено, что споров в части принадлежности имущества умершему Карпачеву А.А. нет. Карпачеву А.А. право собственности на данную квартиру было передано в соответствии с условиями соглашения, достигнутого наследниками прежнего собственника этого имущества- Бевз Ф.А. 18 мая 2007 года Карпачеву А.А. сыновьям умершей Бевз С.Е. и Карпачеву А.А., а также пережившему супругу Гусарову В.Е. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону. Еще один наследник умершей Бевз Ф.А. ее сын Бевз А.Е. – сводный брат Карпачева А.А.- от участия в наследовании имущества отказался в пользу других наследников, что было учтено нотариусом при оформлении свидетельств и определении размера долей. Сведений об оспаривании Бевз А.Е. своего нотариального отказа от участия в наследовании к моменту рассмотрения данного дела не имеется.18 мая 2007 года наследники разделили между собой наследственное имущество, оформив соответствующее нотариальное соглашение, в собственность Карпачева А.А. передана <адрес>, расположенная в <адрес> в <адрес>.
Какие-либо сроки для осуществления регистрационных действий законодательством не установлены.
В связи с изложенным суд полагает необходимым удовлетворить требования Карпачева А.Л. и включить квартиру в наследственную массу имущества, оставшегося после смерти Карпачева А.А.
Ст. 1154 ГК РФ определен шестимесячный срок для принятия наследства. В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего указанный срок, суд может его восстановить и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В судебном заседании установлено, что истец пропустил срок принятия наследства, однако произошло это в силу незнания им закона. Карпачев А.Л. проживает в п.Подтесово, не обладает какими-либо юридическими познаниями, в поселке отсутствует юридическая консультация. До разъяснений, данных истцу его представителем при оформлении доверенности, Карпачеву А.Л. не было известно о необходимости обращения к нотариусу в шестимесячный срок с момента смерти наследодателя. Доверенность оформлена 24 января 2011 года, в суд истец обратился 1 февраля 2011 года. Указанную причину следует считать уважительной, в связи с чем пропущенный срок подлежит восстановлению. Карпачева А.Л. следует признать принявшим наследство в виде квартиры, включенной в состав наследственного имущества.
Бевз А.Е, возражавшему против восстановления срока, в ходе досудебной подготовки были даны разъяснения в части возможности предоставления доказательств в опровержение утверждению Карпачева А.Л. Однако ко времени судебного заседания каких-либо доказательств в подтверждение своим доводам Бевз А.Е. не представил.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Включить <адрес>, расположенную в <адрес> в п. Подтесово Енисейского района Красноярского края, общей площадью 30.9 кв.м, жилой- 16.20 кв.м. в наследственную массу, оставшуюся после смерти Карпачева Александра Анатольевича, умершего 10 мая 2009 года в в п.Подтесово Енисейского района.
Восстановить Карпачеву Анатолию Леонтьевичу срок для принятия наследства, оставшегося после смерти Карпачева Александра Анатольевича, умершего 10 мая 2009 года в п.Подтесово Енисейского района. Красноярского края.
Признать Карпачева Анатолия Леонтьевича принявшим наследство в виде <адрес>, расположенной в <адрес> в п. Подтесово Енисейского района Красноярского края, общей площадью 30.9 кв.м, жилой- 16.20 кв.м
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок.
Председательствующий Л.А.Борисова