Гражданское дело №2-323/2011
Решение
Именем Российской Федерации 22 марта 2011 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Борисовой Л.А.
с участием прокурора Суслова И.А.
при секретаре Бондаренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Енисейского межрайонного прокурора к Администрации муниципального образования город Енисейск о признании бездействия Администрации муниципального образования город Енисейск незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков,
установил:
Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования город Енисейск о признании ее бездействия незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков, мотивируя свои требования следующим: на территории города Енисейска расположено муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9. Вблизи школы расположена автомобильная дорога, прилегающая к образовательному учреждению. Однако, в нарушение требований Правил дорожного движения возле школы не установлен дорожный знак 1.23 "Дети". На основании Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Обязанность по осуществлению дорожной деятельности, содержанию и обустройству дорог на территории муниципального образования город Енисейск возложена на администрацию города Енисейска. Бездействие администрации в части установления необходимого дорожного привело к дорожно-транспортному происшествию, в результате которого пострадал ребенок.
В судебном заседании прокурор Суслов И.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации города Енисейска Лифантьев Д.В. необходимости установления знаков не оспаривал, однако полагал, что администрация не бездействует. Школа введена в эксплуатацию в сентябре 2010 года, необходимо комплексное обустройство прилегающей к ней территории, в том числе и дорожного полотна, подъездов к зданию. В зимний период времени выполнение земляных работ невозможно, только по этой причине знаки не установлены. Дорожно-транспортное происшествие было вызвано виновным поведением ребенка и с отсутствием знаков никак не связано.
Директор МОУ СОШ №9 Холина М.В. также полагала, что дорожные знаки необходимы, как и все другие работы по обустройству территории, прилегающей к школе. Поскольку школа вводилась в действие в кратчайшие сроки, часть запланированных работ действительно осталась невыполненной. По ее мнению ДТП, при котором в результате наезда автобуса пострадал несовершеннолетний, с дорожной обстановкой не связано, виновным оказался ребенок.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:
В соответствии с Федеральным законом РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года "О безопасности дорожного движения" государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Указанным Федеральным законом установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 года N 4 "О национальных стандартах РФ" со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаны национальными стандартами. Указанным постановлением установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.
ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предусматривает обязательную установку предупреждающего знака 1.23 «Дети», предусмотренного правилами дорожного движения, перед участком дороги, проходящим вдоль территории детских учреждений или часто пересекаемых детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Предупреждающие знаки применяются для информации водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Предупреждающие знаки, в том числе и знак 1.23 «Дети», устанавливаются на расстоянии от 50 до 100 м до начала опасного участка в зависимости от разрешенной максимальной скорости движения, условий видимости.
Такие знаки на указанном расстоянии от МОУ СОШ №9 не установлены, что само по себе является нарушением требований законодательства безотносительно к тому, привело ли бездействие по установке знаков к ДТП, каким-либо несчастным случаям. По сообщению начальника МОВД произошедшее в декабре в районе школы ДТП действительно вызвано виновным поведением ребенка. Однако это обстоятельство не освобождает администрацию от выполнения требований Правил дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004. С введением в эксплуатацию образовательного учреждения по дороге, проходящей вдоль его территории, движение транспортных средств стало более интенсивным, по решению администрации здесь организованы автобусные маршруты. Необходимость установки знаков в целях безопасности дорожного движения была очевидна еще до завершения строительства школы.
Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности детей.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования город Енисейск, утвержденного Решением Енисейского городского совета депутатов №6-19 от 26.07.2005 г., к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 6 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» вопросы обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами органов местного самоуправления и решаются ими самостоятельно в пределах их компетенции.
Таким образом, обязанность организовать установку знаков 1.23 «Дети», предусмотренных Правилами дорожного движения, лежит на администрации города Енисейска. Заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В данном случае срок исполнения решения следует установить до 1 июля 2011 года. При определении срока суд учитывает положения п.4 Постановления Администрации города Енисейска №851-п от 10.12.2004 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения земляных и строительных работ, охраны инженерных сетей, объектов благоустройства на территории г.Енисейска».
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Енисейского межрайпрокурора удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования город Енисейск по неустановке дорожного знака 1.23 «Дети», предусмотренного правилами дорожного движения, перед участком дороги, проходящим вдоль территории МОУ средняя общеобразовательная школа №9 по адресу: г.Енисейск, ул.Вейнбаума, 52 незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования город Енисейск организовать установку дорожного знака 1.23 «Дети», предусмотренного правилами дорожного движения, перед участком дороги, проходящим вдоль территории МОУ Средняя общеобразовательная школа №9 по адресу: г.Енисейск, ул.Вейнбаума, 52 в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" в срок до 1 июля 2011 года
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти дней.
Председательствующий Л.А.Борисова