Именем Российской Федерации 24 марта 2011 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Бондаренко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района в интересах инвалида Матусевич Клавдии Афанасьевны к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ КРО ФСС РФ) о признании незаконным бездействия по обеспечению средствами технической реабилитации и возложении обязанности обеспечить средством реабилитации.
установил:
Прокурор Казачинского района обратился в суд с заявлением об обеспечении Матусевич К.А. средствами технической реабилитации, мотивируя свои требования следующим: Матусевич К.А. является инвалидом первой группы, согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимы технические средства реабилитации, а именно: кресло-коляска комнатная с ручным управлением, приводимая в движение поворотом колес, подушка противопролежневая, абсорбирующее белье (пеленка - простынь в количестве 3 штук в сутки, впитываемостью 1500 мл, размера 60*90). Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ТСР инвалиду не предоставлены, чем ущемлены ее права на социальное обеспечение, установленные ст. 39 Конституции РФ, Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку Матусевич К.А. в силу состояния здоровья и из-за отсутствия необходимых юридических знаний, не могла самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, на основании письменного обращения инвалида, в соответствии со своими полномочиями прокурор обратился в суд с заявлением в интересах гражданина и просит признать незаконным бездействие ГУ КРО ФСС РФ, не обеспечившего инвалида средствами технической реабилитации и возложить на ответчика обязанность обеспечить Матусевич К.А. средствами реабилитации.
Матусевич К.А. была извещена о времени рассмотрения дела, просила рассматривать требования прокурора в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивала.
В судебное заседание прокурор Казачинского района не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставил письменное заявление, в котором на удовлетворении заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика Маркова Г.В. также просила рассматривать заявление прокурора в свое отсутствие. В отзыве сообщила, что программа реабилитации инвалида в настоящее время не выполняется, поскольку контракт на обеспечение инвалидов абсорбирующим бельем на 1 полугодие 2011 года, заключен только 31 января 2011 года. Реестр нуждающихся на этот квартал, передан поставщику 04 февраля 2011 года, обеспечение будет производиться в марте 2011 года. Кроме того, в настоящее время производятся конкурсные процедуры по отбору поставщиков для обеспечения инвалидов противопролежневыми подушками и кресло-колясками на 1 полугодие 2011 года. Полагает, что вины ответчика в нарушении обязательств перед инвалидом нет, так как Фондом выполнены все обязанности предусмотренные «Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» №240 от 07.04.2008 года обеспечение производится в пределах средств предусмотренных федеральным бюджетом на 2011 год, по этой причине требования прокурора считает необоснованными.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение за счет средств федерального бюджета реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации (ч.8 ст. 11.1). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст. 11.1).
Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации (ч.15 ст.11.1).
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, согласно п.п. 7,10,22 этого нормативного акта кресло-коляска комнатная с ручным управлением, приводимая в движение поворотом колес, подушка противопролежневая, и абсорбирующее белье отнесены к техническим средствам реабилитации инвалидов.
Согласно Правилам обеспечения за счет средств Федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, на основании заявления инвалида. Уполномоченный орган в 15-дневный срок рассматривает заявление инвалида и уведомляет его о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Одновременно с этим уведомлением инвалиду высылается направление на получение средств реабилитации в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.
Таким образом, в соответствии с установленными требованиями инвалид вправе беспрепятственно получить средство реабилитации по направлению фонда социального страхования сразу же после получения соответствующего направления.
Матусевич К.А. с заявлением о предоставлении средств реабилитации по ИПР №97 от 25 мая 2010 года обратилась 16 июня 2010 года в ГУ КРО ФСС РФ. Направление на получение ТСР ей не выдано, указанные выше технические средства реабилитации инвалидом не получены до сих пор.
По мнению суда, имеет место длительное бездействие ответчика. Отсутствие финансирования не является обстоятельством, которое может быть принято во внимание судом.
Требование прокурора о признании незаконным бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению Матусевич К.А. техническим средствами реабилитации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Казачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида Матусевич Клавдии Афанасьевны средствами технической реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №97 от 25 мая 2010 года.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Матусевич Клавдии Афанасьевне в соответствии с программой реабилитации инвалида №97 от 25 мая 2010 года кресло-коляску комнатную с ручным управлением, приводимую в движение поворотом колес, подушку противопролежневую, а также абсорбирующее белье (пеленка - простынь в количестве 3 штук в сутки, впитываемостью 1500 мл, размером 60*90) в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд.
Председательствующий Л.А.Борисова