решение суда



Гражданское дело № 2-889/2012

Решение

Именем Российской Федерации 3 октября 2012 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Борисовой Л.А.

с участием прокурора Костякова П.К.,

при секретаре Гребенюк М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора- Войсковой части №56681 - к Липовскому Олегу Ивановичу и Липовской Ирине Анатольевне об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения,

установил:

Военный прокурор - Войсковая часть №56681, действуя в интересах Российской Федерации в лице ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратился в суд с иском к Липовской И.А. и ее мужу Липовскому О.И., настаивая на истребовании из незаконного владения ответчиков имущества, принадлежащего Российской Федерации, путем их выселения из <адрес>, расположенной в ДОС в г.Енисейск-4 без предоставления другого жилого помещения. Свои требования прокурор мотивировал следующим: жилое помещение предоставлено семье в связи с прохождением Липовской И.А. службы в войсковой части №14058. 16 октября 2009 года Липовская И.А. уволена с военной службы. До настоящего времени служебную квартиру ответчики не освободили, продолжают ее незаконно удерживать, в связи с чем военнослужащие войсковой части №14058 не могут улучшить свои жилищные условия.

В судебном заседании прокурор Костяков П.К. на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представители ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ требования прокурора поддержали, просили рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель Войсковой части №14058 Шувалов М.С. требования прокурора считал обоснованными и просил их удовлетворить.

Ответчик Липовская И.А. просила рассматривать дело в свое отсутствие.

Ответчик Липовский О.И.исковые требования оспаривал, пояснил суду, что ответственным квартиросъемщиком по документам является его жена, она действительно прекратила военную службу в войсковой части №14058. Однако он, как и жена, являлся военнослужащим той же части, с военной службы они оба уволены по достижению предельного возраста, получили государственный жилищный сертификат, однако сразу же после увольнения с военной службы он продолжил работу в части в должности, относящейся к гражданскому персоналу, по этой причине они с женой имеют право проживания в служебной квартире. Такая возможность была закреплена действовавшим в момент оформления трудовых отношений приказом Министра обороны №80, а также отраслевым тарифным соглашением, подписанным Министром обороны и действующим по настоящее время. Кроме того, ответчик полагал, что в настоящее время военный городок, на территории которого находится занимаемое ими жилое помещение, исключен из списка закрытых военных городков, что влияет на существо спора.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На период службы военнослужащим предоставляется служебное жилье.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Служебное жилье относится к категории специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ).

В соответствии с требованиями ст.ст. 100- 103 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. В случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения граждане должны освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

Аналогичные требования и правовые последствия прекращения трудовых отношений, отношений службы были закреплены ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года (в момент предоставления жилого помещения для проживания), с той лишь разницей, что ранее право на вселение в служебную квартиру и заключение договора найма такого помещения возникало после принятия решения соответствующей жилищной комиссией и выдачи соответствующего ордера.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п.13 ст. 15 закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством.

Анализ перечисленных норм позволяет сделать вывод, что после реального обеспечения жильем для постоянного проживания у военнослужащего, уволенного с военной службы, возникает обязанность освободить занимаемое служебное жилое помещение.

В судебном заседании установлено, что Липовской И.А. право проживания в служебной <адрес>, расположенной в доме офицерского состава (ДОС) в г.Енисейск-4 предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании решения жилищной комиссии войсковой части №14058. С 1999 года в квартире зарегистрирован проживающим Липовский О.И.

Указанное жилое помещение в установленном порядке отнесено к категории служебного жилья, находится на территории закрытого военного городка и является собственностью Российской Федерации. Это обстоятельство подтверждается предоставленными истцом документами и анализом действующих нормативных актов.

Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. С момента вступления в силу данного закона перечни закрытых военных городков подлежали утверждению Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ. До 1998 года статус закрытых военных городков существовал, однако утверждались соответствующие перечни приказами командующих военных округов. Такой порядок был установлен приказами Министра обороны СССР №75 от 22 февраля 1977 г. и № 363 от 23 декабря 1980 года.

Во исполнение изменившихся требований вскоре после вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок №1 в г.Енисейске Красноярского края. В последнее время в Перечень действительно вносились многочисленные изменения, однако военный городок №1 г.Енисейска из него до сих пор не исключен и является единственным закрытым военным городком на территории Красноярского края, что подтверждается текстом Перечня в последней его редакции, датированной 27.09.2012 г.

Таким образом, статус закрытого военным городком к моменту рассмотрения спора не утрачен. Более того, вне зависимости от статуса самого городка, жилое помещение, занимаемое ответчиками, относится к числу служебного, что подтверждено постановлением администрации города Енисейска №386-п от 14.07.2000 года. Проживание в служебном жилье стало для ответчиков основанием к предоставлению государственной помощи в приобретении жилого помещения.

Липовская И.А. приказом командира части №14058 от 12 октября 2009 года уволена с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, с 16 октября 2009 года она исключена из списков части. 30 октября 2009 года в соответствии с приказом командира той же части исключен из списков личного состава Липовский О.И., уволенный приказом командующего космическими войсками №0173 от 16 октября 2009 года в запас также по достижению предельного возраста.

Незадолго до увольнения в июне 2009 года Липовской И.А. получен государственный жилищный сертификат №643697, в состав ее семьи включен Липовский О.И., а в феврале 2010 года семья Липовских для постоянного проживания приобрела в собственность <адрес> микрорайоне <адрес>.

Прекращение военной службы супругами Липовскими и обеспечение их семьи жилым помещением для постоянного проживания стало основанием к прекращению договора найма служебного жилья, ответчики были обязаны освободить занимаемую квартиру, но добровольно этого не сделали.

Последовавшая продажа квартиры в г.Лесосибирске, отсутствие жилья на территории г.Енисейска, продолжение трудовых отношений между Липовским О.И. и войсковой частью №14058 не сохраняет за ответчиками права проживания в служебной квартире.

В соответствии со 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Часть 2 ст. 104 ЖК РФ регламентирует, что категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации.

Таким образом, определяющее значение для предоставления служебных жилых помещений имеет характер трудовых отношений. Служебные жилые помещения, предоставляются не всем гражданам, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте, а только тем, чьи должности, либо характер трудовых отношений, позволяют занимать служебное жилье.

Липовский О.И. после прекращения военной службы заключил трудовой договор с командиром войсковой части №14058, с 5 ноября 2009 года работает в качестве инженера отделения командно-измерительных систем, относится к гражданскому персоналу части, однако по характеру своей работы не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление служебного жилья.

Право на предоставление служебных квартир работникам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривалось п. 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, который утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" и Приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1297.

В момент заключения трудового договора Липовским О.И. упомянутая Инструкция действовала, этим нормативным актом предусматривалась возможность предоставления служебного жилья лицам из числа гражданского персонала непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, на эти цели выделялось 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.

Обслуживанием и эксплуатацией казарменно- жилищного фонда либо коммунальных сооружений Липовский О.И. не занимается, исполнение им трудовых обязанностей не требует проживания в непосредственной близости к месту работы.

Работа в качестве инженера войсковой части не позволяет отнести Липовского О.И. ни к одной категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде, принадлежащем Российской Федерации.

Содержание п. 64 Отраслевого соглашения между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2008-2010 годы толкуется Липовским О.И. неправильно, данная норма содержит ссылку на предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа гражданского персонала в соответствии с порядком, определенным жилищным законодательством. Такая же ссылка содержится в п. 65 действующего в настоящее время Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы.

Как уже указывалось ранее, жилищное законодательство не предусматривает возможности предоставления служебного жилья всем желающим.

К категории лиц, которые не могут быть выселены из служебной квартиры без предоставления другого жилья, ответчики не относятся.

Требования военного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, ответчиков следует выселить из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Военного прокурора - Войсковой части №56681 - удовлетворить.

Выселить Липовского Олега Ивановича и Липовскую Ирину Анатольевну из <адрес>, расположенной в ДОС в г.Енисейск-4 без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Енисейский районный суд.

Председательствующий Л.А.Борисова

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2012 года.

Л.А.Борисова