приговор № 1-681(1)/2010 года от 6 октября 2010 года



                                                                                                                            Дело № 1- 681 (1)- 10

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 октября 2010г.                            г. Энгельс                                                                                                      

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Озеркова А.А.

при секретаре Поляковой Е.В.

с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора г. Энгельса Белякова В.В.

подсудимой Соколовой А.В.

защитника Кроттова А.В., представившего удостоверение №, ордер №,

сурдопереводчика Козяевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Соколовой А.В., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ

установил:

08 июня 2010 года в период времени с 02 часов 00 минут до 03 часов 00 минут Соколова А.В. находилась в <адрес> вместе со своим сожителем С.Н. и своим знакомым А.В.

В указанное время, находясь около подъезда <адрес> гр-ка О.В. из личных неприязненных отношений к Соколовой А.В. разбила стекло в окне <адрес> где находилась последняя вместе с С.Н. и А.В., после чего с места происшествия скрылась.

В то же время, в том же месте у Соколовой А.В., находящейся в состоянии алкогольного опьянения, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к лицу, разбившему ей в квартире окно, возник преступный умысел, направленный на убийство данного человека, реализуя который, Соколова А.В. взяла с кухни нож, после чего вышла из своей квартиры.

Тогда же, т.е. 8 июня 2010 года в период времени с 2 часов до 3 часов у подъезда <адрес> Соколова А.В. увидела ранее ей незнакомого Б.В. Ошибочно предполагая, что именно Б.В. разбил ранее стекло в окне ее квартиры, Соколова А.В., реализуя свой преступный умысел, направленный на причинение смерти Б.В., подошла к нему и, используя находящийся у нее в правой руке кухонный нож в качестве орудия задуманного ею преступления, умышленно нанесла один удар указанным ножом в область грудной клетки Б.В., т.е. в его жизненно важный орган, подвергая указанными действиями жизнь потерпевшего непосредственной и реальной опасности, добиваясь наступления смерти Б.В.

В результате умышленных противоправных действий Соколовой А.В., Б.В. были причинены следующие телесные повреждения: колото-резаное ранение груди слева с повреждением сердца и левого легкого: рана на передней поверхности грудной клетки слева, обусловившее в дальнейшем смерть потерпевшего. От полученного ранения Б.В. через некоторое время скончался в машине скорой помощи.

Таким образом, Соколова А.В. совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ - убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Соколова А.В. вину признала частично, показания давать отказалась, воспользовавшись положением ст. 51 Конституции РФ, однако пояснив, что она защищалась от Б.В., который пытался её ударить.

Не смотря на частичное признание своей вины подсудимой, её вина подтверждается следующими доказательствами.

Из оглашенных, в порядке ст. 275 УПК РФ, показаний Соколовой А.В., данных ей в ходе предварительного следствия, видно, что 8 июня 2010 года около 2 часов ночи, она вместе с С.Н. и А.В. употребляли спиртное у неё дома. В этот момент в комнате разбилось оконное стекло. Она взяла с кухни нож, и пошла на улицу. Возле подъезда находился Б.В., которому она стала предъявлять претензии по поводу разбитого окна. Они вместе с Б.В. стали махать руками и толкать друг друга, после чего она нанесла последнему удар ножом в область груди. Какого-либо насилия Б.В. к ней не применял, угроз не высказывал (т.1 л.д.108-111).

Из оглашенных в судебном заседании, с согласия сторон, показаний потерпевшей З.Н., следует, что Б.В. являлся её сыном. В июле 2010 года ей стало известно, что сын погиб (т. 2 л.д. 206-207).

Допрошенный в судебном заседании свидетель А.В. пояснил, что 08 июня 2010 примерно в период времени с 02 до 04 часов он находился у Соколовой А.В., по адресу: <адрес> Квартира Соколовой А.В. расположена на первом этаже. Во время общения с Соколовой он услышал, что разбилось оконное стекло. При этом на улице кричала О.. Когда разбилось стекло, Соколова А.В. также это услышала и разбудила своего сожителя, при этом она объяснила, что кто-то разбил окно. После этого Соколова А.В. сразу пошла в кухню, а затем открыла входную дверь квартиры и вышла на улицу. Он, спустя несколько секунд, пошел на улицу следом за Соколовой А.В. Когда он вышел из подъезда, то увидел, что Соколова А.В. стояла рядом с Б.. около подъезда, на расстоянии примерно 3 - 4 метров от подъезда. Какого - либо конфликта между Б.В. и Соколовой А.В. не было. В процессе разговора Соколова А.В. быстро, резко правой рукой взмахнула в сторону Б.В., при этом в руках у Соколовой находился кухонный нож. Соколова А.В. нанесла 1 удар ножом, находящимся у нее в правой руке, Б. в левую область грудной клетки. После чего Б. схватился правой рукой за область левого плеча и отошел от Соколовой А.В., после чего он вместе с Соколовой А.В. зашли в её квартиру. Какого-либо насилия по отношению к Соколовой А.В.. Б. не применял, ничем ей не угрожал, никаких угроз по отношению к Соколовой А.В. не высказывал и никакой угрозы от него не исходило.

Допрошенный в судебном заседании свидетель С.Н. пояснил, что 08 июня 2010 года он вместе с Соколовой А.В. и А.В. употребляли спиртное, после чего он лег спать. Через некоторое время его разбудила Соколова А.В. и указала ему на оконный проем, в котором было разбито стекло. В руках у Соколовой А.В. он увидел кухонный нож, на лезвие которого была кровь. Тогда же Соколова А.В. ему пояснила, что данным ножом она убила человека, так как разозлилась из-за того, что тот разбил стекло в ее квартире. Он вырвал у нее из рук нож и положил его в кухню на стол.

Допрошенный в судебном заседании свидетель А.В., пояснил, что он работает врачом на станции скорой помощи. 8 июня 2010 года около 3 часов ночи поступил вызов о том, что возле <адрес>, лежит мужчина. Приехав по указанному адресу через 3 минуты, он обнаружил мужчину с ножевым ранением, который через несколько минут скончался у них в машине скорой помощи.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Н.Н., пояснила, что Соколова А.В. является её племянницей. А. с детства является слабослышащей, стоит на учете как инвалид. Уже примерно около 9-10 лет с А. проживает С., также глухонемой, как и она. В настоящее время А. нигде не работает, уже примерно 5 лет злоупотребляет спиртными напитками. У Соколовой имя «А.» - только по паспорту, но с самого детства все знают ее по имени «К.» и называют ее «К.», так как это проще для глухонемых. По характеру А. вспыльчивая, т.к. слабослышащие все вспыльчивые. По характеру Соколова А.В. добрая, но в связи с тем, что употребляет спиртные, то в состоянии алкогольного опьянения ведет себя по-разному, может быть спокойной, а может вспылить. О случившемся ей стало известно от сотрудников милиции.

Из оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ, с согласия сторон, показаний свидетеля С.В. следует, что по адресу <адрес> она проживает вместе со своей семьей. В ее доме по соседству с ней, в <адрес>, которая располагается под ней на первом этаже, проживает слабослышащая женщина по имени К.. Но она умеет немного говорить, и она может понять простейшие фразы, которые она хочет сказать. 08 июня 2010 года, около 01 или 02 часа ночи, она проснулась от звука разбитого стекла в <адрес>, у слабослышащей К. Она вышла на кухню квартиры и услышала, как из подъезда вышла К., стала разговаривать с каким-то мужчиной около подъезда, говорить про разбитое стекло, с ее стороны были слышны такие слова, как: «стекло». Она также слышала, что мужчина говорил: «Это не я». Спустя некоторое время - несколько секунд, она услышала несильный возглас мужчины, с которым разговаривала К.. Он громко вздохнул «Ох», после этого мужчина ушел куда-то и больше никаких посторонних криков и шумов не было (т. 2 л.д. 201-202).

Не доверять указанным показаниям свидетелей у суда не имеется оснований, поскольку они получены с соблюдением требований УПК РФ, в совокупности сочетаются между собой и другими доказательствами по делу, а именно протоколом явки с повинной от 8 июня 2010 года, согласно которой Соколова А.С. добровольно сообщила о совершенном ею преступлении (т.1 л.д. 81), протоколом осмотра места происшествия от 8 июня 2010 года, согласно которому была осмотрена машина скорой помощи, в которой был обнаружен труп Б.В. с ножевым ранением в области груди (т.1 л.д.3-8), протоколом проверки показаний на месте, проведенной с участием Соколовой А.В., которая в присутствии 2 понятых и защитника, находясь около <адрес>, воспроизвела на месте обстоятельства конфликта между нею и Б.В., в ходе которого последнему было причинено ножевое ранение (т. 1 л.д. 184-196), заключением эксперта № согласно которому причиной смерти Б.В. является проникающее колото-резаное ранение груди с повреждением сердца и левого легкого, осложнившееся развитием острой кровопотери. При исследовании трупа Б.В. обнаружены повреждения: колото-резаное ранение груди слева с повреждением сердца и левого легкого: рана на передней поверхности грудной клетки слева, раневой канал от нее идет в направлении слева направо, спереди назад и сверху вниз, по его ходу повреждены: кожа, подкожно-жировая клетчатка, хрящевая часть 2 ребра слева и мышцы 2-го межреберья слева, пристеночная плевра слева, верхняя доля левого легкого, передний отдел околосердечной сорочки, передняя стенка левого предсердия сердца, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и обусловившее в дальнейшем смерть потерпевшего. Данное повреждение причинено прижизненно, в промежуток времени, исчисляемый единицами, десятками минут до наступления смерти, в результате одного травмирующего воздействия колюще-режущим оружием в область груди слева (т. 1 л.д. 56-59), протоколом проверки показаний на месте с участием А.В., который в присутствии 2 понятых, находясь около <адрес> воспроизвел на месте события конфликта между Соколовой А.В. и Б.В., в ходе которого Соколова А.В. причинила ножевое ранение Б.В. (т.2 л.д. 160-165), заключением эксперта №, согласно которому у Соколовой А.В. на момент проведения экспертизы: 08 июня 2010 года в 12 часов 30 минут каких-либо повреждений или их следов не обнаружено (т.1 л.д. 100-101).

Психическое состояние Соколовой А.В. у суда сомнений не вызывает, поскольку согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы № от 22 июня 2010 года Соколова А.В. в момент инкриминируемого деяния могла отдавать отчет своим действиям и руководить ими (т. 2 л.д. 26-27).

Суд не может согласиться с доводами защиты о том, что Соколова А.В. нанесла удар Б.В. в целях самообороны, поскольку указанное обстоятельство опровергается показаниями свидетеля А.В., являвшегося непосредственным очевидцем произошедшего, из которых следует, что Б.В. никаких ударов Соколовой А.В. не наносил, угроз применения насилия не высказывал. Кроме того, указанные показания свидетеля подтверждаются первоначальными показаниями Соколовой А.В., согласно которым Б.В. телесных повреждений ей не наносил, угроз не высказывал. Данные показания Соколовой А.В. суд принимает за основу при постановлении приговора, поскольку они даны подсудимой через непродолжительное время после описываемых событий, в присутствии защитника, после разъяснения Соколовой А.В. положений ст. 46 УПК РФ, что её показания могут быть использованы в качестве доказательства, в том числе и при последующем отказе от них. Так же указанные обстоятельства подтверждаются заключением экспертизы № согласно которой у Соколовой А.В. каких-либо телесных повреждений обнаружено не было.

Исходя из изложенного, суд квалифицирует действия Соколовой А.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, поскольку Соколова А.В., имея умысел на причинение смерти Б.В., из личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения смерти, о чем свидетельствуют активные действия Соколовой А.В., нанесла потерпевшему удар ножом в область грудной клетки, то есть в жизненно важный орган человека, причинив телесные повреждения обусловившие смерть Б.В.

Об умысле Соколовой А.В. на причинение смерти Б.В., указывает тот факт, что Соколова А.В. изначально взяла нож, т.е. намеревалась причинить телесные повреждения, после чего нанесла удар в область груди Б.В., зная, что в данной области находятся жизненно важные органы, т.е. желала их повреждения и наступления в этой связи смерти потерпевшего.

Назначая вид и размер наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства, предусмотренные ст. 6, 60 УК РФ, а так же влияние назначаемого наказания на исправление и перевоспитание подсудимой и на достижение иных целей, таких как восстановление социальной справедливости и предупреждение новых преступлений.

Суд учитывая конкретные обстоятельства совершенного преступления считает невозможным исправление и перевоспитание Соколовой А.В. без изоляции от общества, и не находит оснований для применения в отношении подсудимой положений ст. 64, 73 УК РФ.

Отягчающих наказание Соколовой А.В. обстоятельств судом не установлено.

Однако суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой и учитывает их при назначении наказания явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья подсудимой, частности, что она является инвалидом, её психическое состояние здоровья, и удовлетворительную характеристику по месту жительства, в связи с чем, суд считает возможным не назначать наказание в максимально строгих и приближенных к ним пределах санкции статьи.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

приговорил:

Соколову А.В. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить наказание в виде 6 (шести) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Соколовой А.В. оставить без изменения - содержание под стражей.

Срок отбывания наказания Соколовой А.В. исчислять с 6 октября 2010 года.

Зачесть Соколовой А.В. в срок отбывания наказания срок содержания её под стражей с 8 июня 2010 года по 6 октября 2010 года.

Вещественные доказательства: смыв на марлевый тампон и сотовый телефон марки «Siemens A70», изъятые около 1-го подъезда <адрес>, 1 смыв на марлевый тампон около 2 подъезда, 1 смыв на марлевый тампон около 3 подъезда, 2 смыва на марлевые тампоны около <адрес>, изъятые в ходе осмотра места происшествия 08 июня 2010 года, шорты светлого цвета, кухонный нож, безрукавка желтого цвета на молнии, 2 ручки, 5 отрезков липкой ленты скотч, изъятые во время осмотра места происшествия 08 июня 2010 года - <адрес>, майка в белую и в темно-синюю полосы, изъятая в ходе выемки 08 июня 2010 года у подозреваемой Соколовой А.В., футболка, трико, пара носков, пара сланцев, трусы, срезы ногтей с правой и левой кисти рук трупа неизвестного мужчины, предположительно Б.В., изъятые в ходе выемки в ОБСМЭ г. Энгельса - хранящиеся при уголовном деле по вступлении приговора в законную силу - уничтожить, 4 тетрадных листа с записями, хранящиеся при уголовном деле по вступлении приговора в законную силу- хранить при деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда в течение 10-ти суток со дня его провозглашения с принесением жалобы или представления через Энгельсский районный суд Саратовской области, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии и участвовать в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, при этом осужденный вправе поручать осуществление своей защиты избранным им защитником, либо ходатайствовать о назначении ему защитника.

Председательствующий судья                                       А.А. Озерков