1-358/2011 от 31 мая 2011 года нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.



Дело № 1-358(1)/11

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

31 мая 2011 года                                                                                             г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Почевалова Н.В.,

при секретаре Леонтьевой С.В.,

с участием:

государственного обвинителя - старшего помощника прокурора г. Энгельса Мировских А.П.,

подсудимого - гражданского ответчика Степанова В.Н.,

защитника - адвоката Якушиной Г.Н., представившей удостоверение , ордер ,

потерпевшей - гражданского истца Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Степанова В.Н., <данные изъяты> ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ,

установил:

Степанов В.Н. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека при следующих обстоятельствах.

9 октября 2010 года, примерно в 21 час 15 минут, водитель Степанов В.Н. в нарушении пункта 2.7 Правил дорожного движения РФ, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем марки М 2140 регистрационный знак <данные изъяты>, следуя по второстепенной дороге, ведущей от <адрес>, подъехав к перекрестку, образованному с нижней дорогой <адрес>, являющейся главной дорогой, остановил свой автомобиль. Непосредственно после этого, Степанов В.Н. возобновил движение своего автомобиля, и в нарушение пункта 8.1. Правил дорожного движения РФ, в силу собственной невнимательности и неосторожности, не рассчитав скорость и расстояние до приближающегося к нему с правой стороны по главной дороге <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> автомобиля Субару Форестер регистрационный знак <данные изъяты> под управлением водителя О., в котором в качестве пассажира находилась Б., в нарушение пункта 1.4. Правил дорожного движения РФ, осуществляя поворот направо, намереваясь продолжить движение в сторону <адрес> по стороне движения, предназначенной для движения транспорта со стороны <адрес> по нижней дороге <адрес>, выехал на полосу движения автомобиля Субару Форестер регистрационный знак <данные изъяты>, где допустил столкновение с указанным автомобилем под управлением водителя О., нарушив тем самым требования пункта 1.5. Правил дорожного движения РФ.

В результате указанных нарушений Степановым В.Н. Правил дорожного движения РФ, которые находятся в прямой причинной связи с дорожно-транспортным происшествием, у пассажира автомобиля Субару Форестер регистрационный знак <данные изъяты> Б. имелись следующие телесные повреждения: закрытый сегментарный перелом правой плечевой кости в средней трети со смещением фрагментов, осложнившийся травматическим повреждением лучевого нерва, которые расцениваются в комплексе единой травмы, как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.

В судебном заседании подсудимый Степанов В.Н. свою вину признал полностью и показал, что 09 октября 2010 года, примерно после 21 часа, он на автомобиле М 2140 регистрационный знак <данные изъяты> управлявшим на основании доверенности в простой письменной форме, выезжал со второстепенной дороги <адрес> на главную дорогу: нижняя дорога <адрес>. Чувствовал он себя хорошо, спиртные и медицинские препараты в пути следования и перед поездкой не принимал. Однако употреблял спиртные напитки накануне, 08 октября 2010 года на похоронах своей сестры. 09 октября 2010 года, примерно в 21 час 15 минут, на улице было темное время суток, поэтому на автомобиле был включен ближний свет фар. В автомобиле в качестве пассажиров никого не перевозил, автомобиль загружен не был. Подъехав к краю проезжей части нижней дороги <адрес>, он остановился и стал пропускать транспортные средства, которые двигались слева и справа от него. Ему необходимо было повернуть направо в сторону <адрес> и поэтому он включил указатель правого поворота. Когда он убедился в безопасности маневра и отсутствии транспортных средств поблизости, следующих слева и справа от него по нижней дороге <адрес>, он начал движение с правым поворотом в сторону <адрес>. Повернув направо, он сразу же почувствовал удар в переднюю часть управляемого им транспортного средства. Как оказалось, с его автомобилем столкнулся автомобиль Субару Форестер который двигался по главной дороге - нижняя дорога <адрес> из <адрес> в сторону <адрес>. После столкновения он самостоятельно вышел из автомобиля. Кто вызвал сотрудников ГИБДД и автомобиль скорой медицинской помощи он не знает. Вместе с сотрудником милиции и понятыми он принимал участие в составлении протокола осмотра места происшествия, схеме к нему, протоколов осмотров транспортных средств. По решению Мирового судьи Энгельсского районного суда он лишен права управления транспортным средством сроком на 1,5 года в связи с тем, что управлял автомобилем перед ДТП, будучи в нетрезвом состоянии, так называемом остаточным явлением.

Помимо признательных показаний, вина подсудимого подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.

Из показаний допрошенной потерпевшей Б. следует, что 09 октября 2010 года, примерно в 21 час 15 минут, она следовала в качестве пассажира на заднем пассажирском сиденье справа в автомобиле Субару Форестер, регистрационный знак <данные изъяты>, которым управлял ее супруг О. Двигались они по нижней дороге <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> по своей стороне движения. Скорость у их автомобиля была примерно 60 км/час. Ни в попутном, ни во встречном направлении движения транспортных средств не было. Время суток было темное, поэтому в процессе движения у автомобиля был включен свет фар. Уличное освещение отсутствовало. Во время движения она смотрела вперед, на дорогу. Подъезжая к повороту на <адрес> она увидела, что слева, со стороны <адрес> на «Т» - образном перекрестке стоит легковой автомобиль М 2140 государственный регистрационный знак <данные изъяты> с включенным ближнем светом фар. Расстояние до легкового автомобиля М 2140, когда она его увидела, составляло около 100 метров. Подъезжая к «Т»- образному перекрестку, супруг сбавил скорость. Когда до автомобиля М 2140 оставалось примерно 8-10 метров, то вышеуказанный автомобиль неожиданно начал движение с выездом на полосу их движения. Произошло столкновение автомобилей. От столкновения их автомобиль понесло в правый кювет, где произошло столкновение их автомобиля с железобетонным столбом линии электропередач. Во время ДТП она сломала об правую среднюю стойку автомобиля правую руку. Супруг помог ей выбраться из автомобиля и на приехавшем автомобиле скорой медицинской помощи они уехали в Энгельсскую городскую больницу № 1, где ей наложили гипс на руку, от госпитализации отказались. 11 октября 2010 года, из-за ухудшения состояния здоровья, вместе с супругом обратились в Областную клиническую больницу г. Саратова, где их госпитализировали (л.д.78-79).

Допрошенный свидетель О. суду показал, что в его собственности находится автомобиль Субару Форестер с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> 2008 года выпуска, темно-серого цвета. 09 октября 2010 года, примерно в 21 час 15 минут, он на вышеуказанном технически исправном автомобиле Субару Форестер двигался по нижней дороге <адрес> со стороны <адрес> в сторону с<адрес> по своей стороне движения со скоростью примерно 60 км/ч. В качестве пассажира на заднем пассажирском сиденье справа сидела его супруга Б. Проезжая часть была асфальтированная, сухая, без выбоин и разрытии, продольного профиля. Ни в попутном, ни во встречном направлении движения транспортных средств не было. Время суток было темное, поэтому в процессе движения был включен ближний свет фар. Видимость составляла не менее 40 метров. Уличное освещение отсутствовало. Подъезжая к повороту на <адрес> он увидел, что слева, со стороны <адрес> на «Т» - образном перекрестке стоит легковой автомобиль с включенным ближнем светом фар. В последующем ему стало известно, что данным автомобилем являлся автомобиль М 2140 государственный регистрационный знак <данные изъяты>. Расстояние до легкового автомобиля М2140, когда он его увидел, составляло около 100 метров. Подъезжая к «Т» - образному перекрестку, он сбавил скорость до 40 км/час. Когда до автомобиля М 2140 оставалось примерно 8-10 метров, то вышеуказанный автомобиль неожиданно для него начал движение с выездом на полосу его движения. Ввиду небольшого расстояния до автомобиля М 2140 он не успел среагировать и нажать на педаль тормоза, произошло столкновение автомобилей. Столкновение произошло передней левой частью автомобиля Субару Форестер с передней частью автомобиля М 2140. От столкновения его автомобиль понесло в правый кювет, где произошло столкновение правой передней частью его автомобиля Субару Форестер с железобетонным столбом линии электропередач. После ДТП он вышел из автомобиля и помог супруге выбраться из поврежденного автомобиля. Водители проезжающих мимо автомобилей вызвали сотрудников ГИБДД, скорую медицинскую помощь. В момент столкновения он ударился головой об солнечный козырек, супруга получила перелом правой руки. Дожидаясь автомобиль скорой медицинской помощи, он подошел к автомобилю М 2140 государственный регистрационный знак <данные изъяты>, где увидел за рулем автомобиля мужчину 65-70 лет, изо рта которого исходил резкий запах алкоголя. Когда водитель вышел из автомобиля М 2140, то последний пошатывался, было очевидно, что находился в нетрезвом состоянии. Приехавший автомобиль скорой медицинской помощи увез его с супругой в Энгельсскую городскую больницу № 1, где супруге наложили гипс на руку, от госпитализации отказались и на автомобиле такси поехали домой. 11 октября 2010 года, из-за ухудшения состояния здоровья, вместе с супругой обратились в Областную клиническую больницу г. Саратова, где их госпитализировали. Уточнил, что при составлении сотрудником ДПС процессуальных документов, схемы места происшествия он не участвовал, так как уехал в больницу. В представленной ему схеме происшествия место столкновения автомобилей отражено верно (л.д.74-76).

Показания потерпевшей и свидетеля являются последовательными, подробными и согласующимися между собой, равно как и с признательными показаниями подсудимого, а потому суд кладет их в основу приговора.

Помимо изложенного, виновность подсудимого подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании письменных доказательств:

- протоколом осмотра места происшествия и схемой места происшествия от 9 октября 2010 года, согласно которым, местом происшествия является нерегулируемый перекресток улиц Центральная выезд из <адрес> и нижняя дорога <адрес>. Осмотр производился по направлению от <адрес> в сторону <адрес>. Проезжая часть дороги предназначена для движения в обоих направлениях, прямая, горизонтального профиля с равным асфальтированным покрытием, без выбоин и разрытии. На момент осмотра проезжая часть сухая, на проезжей части нанесена дорожная разметка 1.5 до перекрестка и перед перекрестком 1.1. - сплошная линия. Ширина левой стороны проезжей части 3,3 метра, правой - 3 метра. Справа от проезжей части обочина шириной 4,1 метра, далее кювет глубиной 1 метр, далее поле. Слева от проезжей части обочина шириной 3,4 метра, далее кювет глубиной 1,5 метра, далее <адрес>. Также слева примыкает проезжая часть <адрес> шириной 7 метров. На правой обочине поперек проезжей части находится легковой автомобиль Субару государственный регистрационный знак <данные изъяты> передней частью вплотную к бетонной опоре ЛЭП. На автомобиле деформирована передняя часть. Расстояние от оси переднего левого колеса до мнимой линии края проезжей части выезда из села Шумейка 1,1 метра, от оси заднего левого колеса 2,9 метра. На расстоянии 1,6 метра от задней части автомобиля находится вторая автомашина М 2140 государственный регистрационный знак <данные изъяты> поперек правой стороны проезжей части дороги Энгельс-Шумейка-Генеральское. На автомашине деформирована передняя часть. Расстояние от оси переднего левого колеса до мнимой линии края проезжей части выезда из села Шумейка 3,7 метра, от оси заднего левого колеса 3,5 метра. От передней части автомобиля до левого края проезжей части дороги 3,7 метра. Место столкновения двух автомобилей расположено на правой стороне проезжей части дороги на расстоянии 5,1 метра от оси заднего правого колеса автомобиля М 2140 государственный регистрационный знак <данные изъяты> в сторону г. Энгельса и на расстоянии 1,5 метра от правого края проезжей части дороги. На месте ДТП осыпь стекла, грязи, разлив жидкости автомобилей (л.д.6-7, 9);

- протоколом осмотра транспортного средства - автомобиля Субару Форестер регистрационный знак <данные изъяты> от 09 октября 2010 года, согласно которому на автомобиле деформированы: оба передних крыла, передняя панель, капот двигателя, передний бампер. Разбито: обе передние фары, решетка радиатора (л.д.10-11);

- протоколом осмотра транспортного средства - автомобиля М 2140 регистрационный знак <данные изъяты> от 09 октября 2010 года, согласно которому на автомобиле деформированы: оба передних крыла, капот двигателя, передняя панель, передний бампер, передняя левая дверь. Разбито: обе передние блок фары (л.д. 12-13);

- копией акта 64 МА № 026944 освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 09 октября 2010 года, согласно которому у Степанова В.Н. установлено состояние алкогольного опьянения (л.д. 18);

- копией протокола 64 ОУ № 022237 об отстранении от управления транспортным средством от 09 октября 2010 года, согласно которому Степанов В.Н. отстранен от управления транспортным средством на основании ст. 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 16);

- копией акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством № 711 от 10 октября 2010 года, согласно которому у Степанова В.Н. установлено состояние алкогольного опьянения (л.д.64);

- постановлением о назначении административного наказания от 28 октября 2010 года, согласно которому Степанов В.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком на 1 год 6 месяцев (л.д.67).

Исследованные письменные доказательства также сомнений у суда не вызывают, составлены в соответствии с требованиями УПК РФ.

Согласно заключению эксперта № 675 от 29 марта 2011 года у Б. имелись телесные повреждения: закрытый сегментарный перелом правой плечевой кости в средней трети со смещением фрагментов, осложнившийся травматическим повреждением лучевого нерва. Данные телесное повреждение образовалось от действия тупого твердого предмета (-ов), возможно, в условиях дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 09 октября 2010 года (согласно данным медицинских документов), о выступающие части внутри салона автомобиля, расцениваются в комплексе единой травмы, как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью, по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть (л.д.86-88).

Указанное заключение выполнено квалифицированным экспертом, является полными, а потому сомнений у суда не вызывает.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств приводит суд к твердому убеждению о виновности подсудимого Степанова В.Н. его действия суд квалифицирует по ч. 2 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем п. 2.7, 8.1, 1.4, 9.1, 1.5 Правил дорожного движения РФ, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Придя к такому выводу, суд исходит из того, что подсудимый Степанов В.Н. грубо нарушил правила дорожного движения: находясь в состоянии алкогольного опьянения, в силу собственной невнимательности и неосторожности, не рассчитав скорость и расстояние до приближающегося к нему с правой стороны по главной дороге автомобиля, осуществляя поворот направо, выехал на полосу движения автомобиля Субару Форестер, где допустил столкновение с указанным автомобилем, в результате чего пассажиру Субару Форестер был причинен тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.     

При определении вида и меры наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, обстоятельства смягчающие наказание, личность подсудимого и влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Обстоятельствами смягчающими наказание суд признает и учитывает полное признание подсудимым Степановым В.Н. своей вины, его раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию преступления, о чем свидетельствует его ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, наличие на иждивении малолетнего ребенка, а также возраст подсудимого.

Обстоятельств отягчающих наказание не установлено.

По месту жительства подсудимый характеризуется положительно.

В силу вышеизложенных обстоятельств, смягчающих наказание, личности подсудимого Степанова В.Н., его престарелого возраста, суд считает возможным применение положений ст. 73 УК РФ.

Потерпевшей в рамках настоящего уголовного дела заявлен иск о возмещении 37132 рублей 20 копеек материального ущерба - затрат на лечение и связанные с временной утратой трудоспособности расходы, а также о компенсации причиненного морального вреда в размере 100000 рублей.

Подсудимый Степанов В.Н. представил в суд возражения относительно обоснованности заявленных требований о возмещении материального ущерба.

Поскольку разрешение гражданского иска не возможно без отложения судебного разбирательства для исследования размера подлежащего возмещению материального ущерба суд считает необходимым передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, признав за истцом право на удовлетворение иска.

Руководствуясь ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд

приговорил:

Степанова В.Н. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, и назначить наказание в виде 10 (десяти) месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 (три) года.

На основании ст. 73 УК РФ считать назначенное Степанову В.Н. основное наказание условным, установив ему испытательный срок 10 (десять) месяцев, в течение которого он должен своим поведением доказать свое исправление.

Возложить на Степанова В.Н. обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, встать на учет в указанном органе и не реже одного раза в месяц являться на регистрацию.

Срок отбывания наказания дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами Степанову В.Н. исчислять с 28 октября 2010 года.

Признать за гражданским истцом Б. право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Меру пресечения подсудимому Степанову В.Н. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда в течение 10-ти суток со дня его провозглашения с принесением жалобы или представления через Энгельсский районный суд Саратовской области.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, при этом осужденный вправе поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать о назначении ему защитника.

Председательствующий           подпись                      Н.В. Почевалов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а