№ 1-628(1) 2010 приговор в отношении Ильина М.М.



Дело № 1-ХХХ(1)/10

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

27 августа 2010 года                                                                                               г. Энгельс           

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Почевалова Н.В.,

секретаря судебного заседания Леонтьевой С.В.,

с участием:

государственного обвинителя - помощника прокурора г. Энгельса Соколова С.А.,

подсудимого - гражданского ответчика Ильина М.М.,

защитника - адвоката Афанасьевой В.И., представившей удостоверение № ХХХ, ордер № ХХХ,

потерпевшего гражданского истца - Ж.,

представителя гражданского истца - С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Ильина М.М., ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ,

установил:

16 мая 2010 года, примерно в 18 часов 35 минут, Ильин М.М., управляя автомобилем марки ВАЗ-21093 регистрационный знак ***, двигаясь со стороны трассы «Самара-Волгоград» в сторону дачного массива в районе ***, расположенного вблизи п. *** г. Энгельса Саратовской области, на расстоянии примерно *** метров от указанной трассы на участке имеющей закругление дороги направо, в силу собственной невнимательности и непредусмотрительности, в нарушении пункта 10.1. Правил дорожного движения РФ, не избрал безопасную скорость с учетом особенностей дорожных условий и следуя со скоростью около 86,7 км/ч, которая значительно превышала максимально допустимую скорость движения автомобиля на закруглении дороги, не справился с управлением, и в нарушении пункта 1.5 Правил дорожного движения РФ, допустил выезд управляемого им автомобиля на полосу встречного движения, тем самым, нарушив п.1.4. и п. 9.1. Правил дорожного движения РФ, где допустил столкновение со встречным автомобилем марки ВАЗ-11183 регистрационный знак *** под управлением П., в котором на заднем сиденье находился пассажир Ф.

В результате указанных нарушений Ильиным М.М. Правил дорожного движения РФ, которые находятся в прямой причинной связи с дорожно-транспортным происшествием, у Ф. имелись следующие телесные повреждения: тупая травма головы с переломом свода и основания черепа, размозжением вещества головного мозга, кровоизлияниями под оболочки, мягкие ткани головы, рана волосистой части головы слева, кровоподтек верхнего и нижнего век левого глаза, рана и осаднение наружного угла правого глаза, осаднение подбородочно-скуловой области слева. Тупая травма груди с множественными переломами ребер слева по различным анатомическим линиям, полным отрывом грудного отдела аорты, развитием гемоторакса и гемоперитонеума, обширными кровоизлияниями в мягкие ткани, мышцы, забрюшную клетчатку слева. Тупая травма конечностей: перелом верхней трети левого плеча с размозжением мышц и кровоизлиянием, осаднения верхней трети левого плеча, которые расцениваются в комплексе единой травмы как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Смерть Ф. наступила в результате тупой сочетанной травмы тела.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Ильин М.М. свою вину признал полностью, показал, что 16 мая 2010 года, примерно в 18 часов 20 минут, он управляя принадлежащим ему автомобилем марки ВАЗ 21093 регистрационный знак *** направлялся в сторону дач *** вблизи п. ***. В салоне его автомашины также находились Ч. и О. Когда он стал подъезжать к повороту направо, двигаясь от трассы Самара-Волгоград в сторону дач *** со скоростью примерно 70-80 км/ч, он не рассчитал скорость движения, перед поворотом, его на мгновение ослепило солнцем и он не вписался в поворот и выехал на встречную полосу, по которой в тот момент двигался автомобиль ВАЗ 11183. На тормоз он нажимать не стал, чтобы машину не занесло, а попытался тормозить двигателем и стал выкручивать руль вправо, но избежать столкновение не удалось и на встречной для него полосе движения произошло столкновение его автомобиля с автомобилем ВАЗ-11183.

Помимо признательных показаний, вина подсудимого как лица, управлявшего автомобилем с нарушением правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека, подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.

Показаниями допрошенного в судебном заседании потерпевшего Ж., пояснившего, что 16 мая 2010 года он находился на даче расположенной у *** вблизи п. *** г. Энгельса Саратовской области. Примерно в 19 часов ему на сотовый телефон позвонил сын К., который сообщил, что его отец Ф. попал в ДТП и погиб от полученных травм. Он сразу же прибыл на место и увидел, что автомобиль ВАЗ 11183, на котором ехал его отец, находится в кювете справа, а столкнувшийся с данным автомобилем автомобиль ВАЗ 21093, находится в кювете слева. Ф. сидел на заднем сидении автомобиля ВАЗ 11183 с левой стороны за водительской дверью и именно в левую сторону пришелся удар автомобиля ВАЗ 21093.

Показаниями свидетеля П. установлено, что 16 мая 2010 года,
примерно в 18 часов, он на принадлежащем ему автомобиле ВАЗ 11183
регистрационный знак *** выехал из дачного массива около *** расположенного вблизи п. *** г. Энгельса Саратовской области. С ним в автомобиле находились М., которая сидела на переднем пассажирском сиденье, Ф., который сидел на заднем пассажирском сиденье с левой стороны и К., которая сидела на заднем пассажирском сиденье с правой стороны. Он, управляя автомобилем, двигался по дороге ведущей из указанного дачного массива в сторону трассы «Самара-Волгоград». Когда он стал подъезжать к повороту налево, двигался он со скоростью 60 км/ч. На расстоянии примерно 50 метров он увидел, как встречный автомобиль ВАЗ-21093 номерной знак *** выезжает на его полосу движения. Чтобы избежать столкновения он стал прижиматься к правой обочине дороги и путем торможения снижать скорость, но столкновения избежать не удалось. На его полосе движения ВАЗ 21093 левой передней частью столкнулся с левой стороной его автомобиля. Он и М. вышли из автомобиля. Из остановившегося следом за ними автомобиля марки ВАЗ- 21120 вышли И. и Е., которые вызвали скорую медицинскую помощь. Приехавшая скорая помощь отвезла К. в БСМП г. Энгельса. От полученных травм Ф., сидевший на заднем сидении слева, скончался на месте.

Показания допрошенных свидетелей К. и М. по своему содержанию аналогичны показаниям свидетеля П.

Допрошенный свидетель И. суду показал, что 16 мая 2010 года, примерно в 18 часов 30 минут, он, управляя автомобилем ВАЗ 21120 регистрационный знак *** выехал с дачи расположенной у *** вблизи п. *** г. Энгельса Саратовской области в сторону г. Энгельса. В автомобиле вместе с ним был зять Е. Он следовал за автомобилем ВАЗ 11182 регистрационный знак ***. Когда они стали подъезжать к повороту налево, он увидел, что на встречу с большой скоростью в их сторону движется автомобиль ВАЗ-21093. Затем он увидел, как автомобиль ВАЗ-11183 стал прижиматься к правой обочине и притормаживать. Когда автомобиль ВАЗ-21093 въезжал в поворот, было видно, что он не снижает скорость. При выезде из поворота автомобиль ВАЗ 21093 оказался на его полосе движения и при выезде с поворота столкнулся левой передней частью с левой стороной автомобиля ВАЗ-11183. Он остановился на обочине у автомобиля ВАЗ 11183, и вместе с Е. побежали помогать пострадавшим. На заднем сидении автомобиля ВАЗ 11183 сидел мужчина, который погиб. Они открыли дверь и вытащили женщину из салона. По телефону он вызвал скорую помощь.

Оглашенные с согласия сторон в порядке ст. 281 УПК РФ показания свидетеля Е. (л.д. 31-33) по своему содержанию аналогичны показаниям свидетеля И.

Из оглашенных с согласия сторон в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля Ш. следует, что 16 мая 2010 года, примерно в 18 часов 30 минут, он на автомобиле ВАЗ 21063 регистрационный знак *** регион выехал с дачи расположенной у *** вблизи п. *** г. Энгельса Саратовской области в сторону г. Энгельса. Он следовал за автомобилем ВАЗ 2112 регистрационный знак ***. Расстояние между ними было примерно 50 метров. Двигался он со скоростью 60 км/ч, по своей полосе движения. Впереди ВАЗ 2112 двигался автомобиль ВАЗ 11183 «Калина», который его обогнал при выезде из дач. Когда он стал подъезжать к повороту налево, то увидел, что навстречу с большой скоростью движется автомобиль ВАЗ 21093. Он понимал, что если автомобиль ВАЗ 21093 не сбавит скорость, то не войдет в поворот и вылетит в кювет. Он увидел, как ВАЗ 21093 вошел в поворот и с чем-то столкнулся, как он понял, ВАЗ 21093 столкнулся с автомобилем ВАЗ 11183 поскольку, увидел через впереди идущий автомобиль приподнявшуюся крышу ВАЗ 11183, после чего ВАЗ 11183 выбросило в правый кювет, а автомобиль ВАЗ 21093 юзом вынесло в левый кювет (л.д.62-64).

Свидетель О., чьи показания были оглашены с согласия сторон в порядке ст. 281 УПК РФ, на предварительном следствии пояснил, что 16 мая 2010 года, примерно в 18 часов 20 минут, он вместе с Ч. и Ильиным М.М. на принадлежащем последнему автомобиле ВАЗ 21093 регистрационный знак *** ехали по дороге ведущей в сторону дач *** расположенных вблизи п. *** г. Энгельса Саратовской области со стороны г. Энгельса. Он сидел на заднем сидении, Ч. сидел на переднем пассажирском сидении, автомобилем управлял Ильин М.М. В какой-то момент он почувствовал сильный удар с левой стороны, ударился головой о что-то твердое и потерял сознание. Очнулся, когда в салоне была вода. Он и Ч. самостоятельно вышли из салона автомобиля. Ильин М.М. не смог выйти, поскольку его сторону сильно замяло, и он сломал ногу. Когда он (О.) вышел из автомобиля то понял, что автомобиль Ильина М.М. столкнулся с автомобилем ВАЗ 11183 под управлением П. (л.д.65-66).

Свидетель Ч. суду показал, что 16 мая 2010 года, примерно в 18 часов 20 минут, он вместе с О. и Ильиным М.М. на автомобиле ВАЗ 21093 регистрационный знак *** регион под управлением Ильина М.М поехали к нему на дачу расположенную у ***. Примерно в 18 часов 30 минут они двигались по дороге ведущей в сторону дач. Он сидел на переднем сидении, О. сидел на заднем сидении. На участке, где имелось закругление направо, их автомобиль следовал ближе к центру дороги. Когда они проезжали поворот, то их автомобиль оказался на встречной полосе движения. В это время на встречной полосе во встречном им направлении двигался автомобиль ВАЗ 11183, с которым на полосе встречного движения произошло столкновение их автомобиля. Он и О. самостоятельно вышли из салона автомобиля. Ильин М.М. не смог выйти, поскольку его сторону сильно замяло, и он сломал ногу.

Из заключения эксперта № 18 «3» от 02 июня 2010 года следует, что смерть
Ф. наступила в результате сочетанной тупой травмы тела. При судебно - медицинском исследовании трупа Ф. обнаружены следующие группы повреждений: тупая травма головы с переломом свода и основания черепа, размозжением вещества головного мозга, кровоизлияниями под оболочки, мягкие ткани головы, рана волосистой части головы слева, кровоподтек верхнего и нижнего век левого глаза, рана и осаднение наружного угла правого глаза, осаднение: подбородочно-скуловой области слева. Тупая травма груди с множественными переломами ребер слева по различным анатомическим линиям, полным отрывом грудного отдела аорты, развитием гемоторакса и гемоперитонеума, обширными кровоизлияниями в мягкие ткани, мышцы, забрюшную клетчатку слева. Тупая травма конечностей: перелом верхней трети левого плеса с размозжением мышц и кровоизлиянием, осаднения верхней трети левого плеча, которые расцениваются в комплексе единой травмы как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни (л.д.57-59).

Помимо изложенного, вина подсудимого Ильина М.М. объективно подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.

Из содержания исследованного в судебном заседании протокола осмотра места происшествия и схемы к нему следует, что объектом осмотра является участок дороги ведущей от трассы «Самара-Волгоград» в сторону дачного массива расположенного у *** вблизи п. *** г. Энгельса. Данный участок расположен на расстоянии *** метров от трассы «Самара-Волгоград» в сторону указанного дачного массива. Проезжая часть осматриваемого участка асфальтированная, ровная, без выбоин и разрытии, сухая, имеет две полосы для движения. Участок дороги на месте происшествия имеет поворот в правую сторону. Осмотр данного участка производился со стороны трассы «Самара-Волгоград» в сторону дач «***». Ширина проезжей части дороги составляет 6 метров, ширина правой обочины составляет 4 метра, ширина левой обочины составляет 3 метра. На проезжей части имеется след юза автомобиля представляющий собой полосу черного цвета, данный след начинается на проезжей части на расстоянии 1,4 метра от левой обочины и заканчивается на правой обочине, длина следа составляет 75.7 метра. В бетонном арыке слева находится автомобиль ВАЗ 11183 регистрационный знак ***, который расположен от заднего правого колеса до левого края проезжей части на расстоянии 5,6 метров, от переднего правого колеса до левого края проезжей части на расстоянии 4,4 метра. В луже с правой стороны дороги на расстоянии 5,8 метра от заднего правого колеса и на расстоянии 6,8 метров левого переднего колеса находится автомобиль ВАЗ-21093 регистрационный знак ***, у которого пробито переднее левое колесо. Со слов водителя ВАЗ-11183 П. место столкновение расположено на расстоянии 7,3 метра от правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-11183 и на расстоянии 1,9 метра от левого края проезжей части. На данном месте имеется осыпь стекла (л.д. 5-7).

Из исследованного протокола осмотра транспортного средства следует, что протокол осмотра транспортного средства, согласно которому у автомобиля ВАЗ 21093 регистрационный знак *** деформированы задняя левая дверь, переднее левая дверь, переднее левое крыло, крыша слева, капот, передний бампер, диск переднего левого колеса (л.д.14-15).

Согласно протоколу осмотра транспортного средства у автомобиля ВАЗ-11183 регистрационный знак *** деформированы капот, переднее левое крыло, передняя левая дверь, передняя левая стойка, задняя левая дверь, заднее левое крыло, крыша слева, левый порог, задний бампер слева, передний бампер, лобовое стекло (л.д. 12-13).

Из протокола осмотра места происшествия, исследованному в судебном заседании, следует, что был осмотрен участок дороги ведущей от трассы «Самара-Волгоград» в сторону дачного массива расположенного у *** вблизи п. *** г. Энгельса. Данный участок расположен на расстоянии *** метров от трассы «Самара-Волгоград» в сторону указанного дачного массива. На данном участке дороги выбраны точки А и Б, которые находятся на прямолинейном участке дороги, между данными точками по прямой замерено расстояние которое составляет 30 метров. Из середины хорды АБ проведен перпендикуляр до края проезжей части (h) величина которого составила 2,1 метра. Замеры проводились с внутренней стороны поворота проезжей части (л.д.73).

В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 08 июня 2010 года с автомобиля ВАЗ 21093 регистрационный знак *** регион изъято переднее левое колесо, которое на момент осмотра деформировано (л.д.74).

Из заключения эксперта № 1728/3-1 от 07 июля 2010 года следует, что скорость автомобиля ВАЗ 21093 соответствующая следу бокового скольжения 75,7
метров в данной дорожной ситуации составляла около 86.7 км/ч. Максимально
допустимая скорость движения автомобиля на закруглении дороги по условию
сцепления шин с дорогой в данной ситуации, составляет около 59 км/ч. Повреждения
левого переднего колеса автомобиля ВАЗ 21093 характерны для следов от ударов и
наиболее вероятно возникли в момент ДТП при столкновении с автомобилем ВАЗ
11183 и дальнейшем перемещении к месту остановки. Деформация диска левого
переднего колеса, а также разрез шины, наиболее вероятно полученный в результате
столкновения, привели к разгерметизации шины колеса. Потеря давления в шине
колеса в данной ситуации носила мгновенный характер (л.д.84-88).

Оснований не доверять исследованным доказательствам у суда не имеется, поскольку они полностью согласуются между собой.

Таким образом, суд приходит к твердому убеждению о виновности подсудимого Ильина М.М. и его действия квалифицирует по ч. 3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, пунктов 10.1, 1,5, 1.4, 9.1 Правил дорожного движения РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Придя к такому выводу, суд исходит из того, что подсудимый Ильин М.М. грубо нарушил правила дорожного движения: не избрал безопасную скорость движения с учетом особенностей дорожных условий, допустил выезд управляемого им автомобиля на полосу встречного движения, где допустил столкновение со встречным автомобилем, в результате чего, находившемуся в салоне встречной автомашины пассажиру Ф. были причинены телесные повреждения, повлекшие его смерть.

При определении вида и меры наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, обстоятельства смягчающие наказание, личность подсудимого и влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Смягчающими наказание обстоятельствами суд признает и учитывает при назначении наказания то, что, подсудимый свою вину признал полностью, в содеянном раскаялся, активно способствовал раскрытию преступления, о чем свидетельствуют его признательные показания, как в ходе предварительного следствия, так и в суде, а также его ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства, имеет на иждивении двоих малолетних детей.

Обстоятельств отягчающих наказание не установлено.

По месту жительства подсудимый характеризуется удовлетворительно.

Оценивая в совокупности данные о личности подсудимого, все обстоятельства дела, общественной опасности им содеянного, суд приходит к выводу, о необходимости назначения Ильину М.М. наказания связанного с реальной изоляцией его от общества, что в полной мере отвечает требованиям ст. 60 УК РФ и будет способствовать его исправлению.

Решая вопрос о назначении дополнительного вида наказания, суд учитывает, что ранее Ильин М.М. привлекался к административной ответственности за превышение установленной скорости движения, а также что одной из причин совершения преступления явилось то, что подсудимый не избрал безопасной скорости движения с учетом видимости и дорожный условий, а потому суд приходит к выводу о необходимости назначения подсудимому дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.

По данному делу потерпевшим Ж. был заявлен гражданский иск о компенсации причиненного ему морального вреда в сумме 400000 рублей, в связи с понесенными им нравственными страданиями вызванными потерей отца, а также о возмещении понесенных расходов на юридические услуги в размере 10000 рублей, о чем суду представлена квитанция.

В судебном заседании подсудимый исковые требования в части возмещения расходов на юридические услуги - признал в полном объеме, в части компенсации морального вреда также признал, просив снизить ее размер.

Заявленный гражданский иск суд находит в соответствии со ст. 151, 1099-1101 ГК РФ, подлежащим удовлетворению, поскольку вина подсудимого - гражданского ответчика установлена, а доводы, содержащиеся в исковом заявлении о понесенных истцом нравственных страданиях, суд находит объективными и обоснованными. Решая вопрос о размере заявленных исковых требований, суд, с учетом разумности и справедливости, исходя из обстоятельств дела установленных в ходе судебного разбирательства, а также материального положения подсудимого приходит к выводу о том, что исковые требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в размере 200000 рублей. Расходы на оказание юридических услуг потерпевшему подлежат взысканию с подсудимого в полном размере, поскольку подтверждены надлежащим образом заверенной квитанцией.

Руководствуясь ст.ст. 299, 307, 309 УПК РФ, суд

приговорил:

Ильина М.М. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 1 (одного) года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 (два) года.

Меру пресечения подсудимому Ильину М.М. в силу ст. 75.1 УИК РФ - до вступления приговора в законную силу оставить без изменения - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Обязать Ильина М.М.своевременно прибыть к месту отбывания наказания согласно предписанию территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Срок отбывания наказания исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение, зачесть в срок отбывания наказания время следования к месту отбывания наказания, из расчета один день за один день.

Гражданский иск Ж. удовлетворить:

Взыскать с Ильина М.М в пользу Ж. в счет компенсации морального вреда 200000 (двести тысяч) рублей, в счет возмещения расходов на юридические услуги 10000 (десять тысяч) рублей.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда в течение 10-ти суток со дня его провозглашения с принесением жалобы или представления через Энгельсский районный суд Саратовской области.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, при этом осужденный вправе поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать о назначении ему защитника.

Председательствующий                          Н.В. Почевалов