№ 1-215(1)/11, 25.03.2011 г., умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.



Уголовное дело № 1- 215(1)/11

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

25 марта 2011 года                                                                                                  г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Козырева А.В.,

при секретарях: Качканаковой И.А., Симаковой Е.П.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора г. Энгельса Соколова С.А.,

защитника адвоката Хижнякова А.А., представившего удостоверение № <...> и ордер № <...> от 24 марта 2011 года,

подсудимого Мордасова В.Л.,

потерпевшего Л.Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Энгельсе уголовное дело в отношении Мордасова В.Л., <...>, судимого<...>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ,

установил:

Мордасов В.Л. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Данное преступление им было совершено в г. Энгельсе Саратовской области, при следующих обстоятельствах:

27 сентября 2010 года примерно в 1 час, в комнате № <...>, расположенной в доме № <...> (общежитие), <...>, в г. Энгельс-<...> Саратовской области, находились К.А.А., Л.Г.В. и Мордасов В.Л., где распивали спиртные напитки. В указанное время Мордасов В.Л. потребовал, чтобы Л.Г.В. ушел, на что последний отказался. Тогда Мордасов В.Л. инициировал с Л.Г.В. словесную ссору, в процессе которой у него сложились неприязненные отношения к Л.Г.В., и на этой почве возник преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью последнего. Реализуя задуманное, Мордасов В.Л., предложил Л.Г.В., не догадывающемуся о его преступных намерениях выйти с ним в коридор, на что тот согласился. Находясь в коридоре третьего этажа, возле указанной комнаты, Мордасов В.Л. реализуя задуманное, применяя насилие, умышленно нанес удар кулаком в область грудной клетки Л.Г.В., причинив ему физическую боль, от чего последний упал на пол. После этого, Мордасов В.Л. помогая встать Л.Г.В., развернул его спиной к себе и применяя насилие, вновь умышленно нанес удар кулаком по спине последнего, также причинив физическую боль, а затем, удерживая его руками за плечи, повел к лестничной площадке данного этажа. Находясь на лестничной площадке, Мордасов В.Л. нанес удар ногой по ногам Л.Г.В., причинив ему физическую боль, в результате чего последний упал на пол. Тогда Мордасов В.Л. схватил рукой за левую ногу Л.Г.В. и стащил последнего по ступеням лестницы до лестничного пролета, расположенного между третьим и вторым этажами вышеуказанного дома, при этом Л.Г.В. неоднократно ударялся затылочной областью головы о ступени, в результате чего ему были причинены физическая боль и телесные повреждения. Затем Мордасов В.Л. находясь в указанном месте, нанес Л.Г.В. не менее пяти ударов руками и ногами по голове и различным частям тела, причинив ему физическую боль и телесные повреждения. После этого, Мордасов В.Л. с места совершения преступления скрылся.

В результате примененного Мордасовым В.Л. насилия у Л.Г.В. имелись: закрытая черепно-мозговая травма - ушиб лобных долей справа, плащевидная гематома левой лобно-височной области, перелом правой затылочной кости с переходом на заднюю черепную ямку, отек мягких тканей теменно-затылочной области, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Таким образом, своими действиями Мордасов В.Л. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 111 УК РФ (в редакции закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ) - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

В судебном заседании подсудимый Мордасов В.Л. виновным себя в предъявленном ему обвинении признал частично, пояснив, что он действительно 27 сентября 2010 года, находясь в доме № <...> (общежитие) <...> г. Энгельс-<...>, после того, как он с потерпевшим Л.Г.В. вышел из комнаты № <...>, на почве личных неприязненных отношений, нанес удары Л.Г.В., возможно в количестве и локализацией указанными в предъявленном ему обвинении, в результате чего по неосторожности причинил тяжкий вред здоровью потерпевшего.

Виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами:

Показаниями потерпевшего Л.Г.В., пояснившего суду о том, что 26 сентября 2010 года примерно в 21 час, он по приглашению К.А.А., приехал в гости к последней, по адресу: <...>, где в ходе совместного распития спиртного в комнате № <...>, к ним присоединился Мордасов В.Л. Последний по прошествии некоторого времени, стал с ним ссориться, требуя его покинуть комнату, а затем 27 сентября 2010 года примерно в 1 час, он предложил ему выйти в коридор. Находясь в коридоре, Мордасов В.Л. ударил его кулаком в грудь, отчего он упал на пол. Затем, он стал ему помогать встать с пола, нанеся в это время вновь удар кулаком в область спины. После этого, Мордасов В.Л. удерживая за плечи, повел его на лестничную площадку, где нанес удар по ногам, от чего он снова упал на пол. Затем, Мордасов В.Л. схватил его за левую ногу и потащил волоком вниз по ступеням лестницы. Ударяясь головой о ступени, он через некоторое время потерял сознание, в связи с чем, дальнейшие происходившие с ним события он не помнит. 29 сентября 2010 года он был госпитализирован в Саратовскую областную клиническую больницу, где проходил лечение до 8 октября 2010 года.

Показаниями свидетеля К.А.А., пояснившей суду о том, что по ее приглашению, 26 сентября 2010 года примерно в 21 час, к ней по адресу: <...>, приехал Л.Г.В., с которым они стали распивать спиртное. В ходе распития спиртного к ним присоединился Мордасов В.Л. Примерно в 1 час 27 сентября 2010 года Мордасов В.Л. инициировал словесный конфликт с Л.Г.В., выясняя, кто из них останется ночевать в ее комнате. Тогда Мордасов В.Л. попросил Л.Г.В. выйти в коридор, где почти сразу же нанес последнему удар в область груди, отчего потерпевший упал. Затем по доносившемуся шуму, она поняла, что они переместились на лестницу. Выйдя из комнаты на лестничную площадку, она увидела, как Мордасов В.Л. на площадке расположенной между 2 и 3 этажами, нанес руками и ногами не менее 5 ударов Л.Г.В. по голове и различным частям его тела. Заметив, что Л.Г.В. не двигается, и переживая за его здоровье, она стала кричать Мордасову В.Л., чтобы он прекратил. Только после этого Мордасов В.Л. перестал наносить удары Л.Г.В. и по ее просьбе помог уложить его на диван, расположенный в общежитии.

Протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого 30 сентября 2010 года осмотрены коридор и лестница, расположенные в доме <...> (общежития) <...> г. Энгельс-<...> Саратовской области, при этом Мордасов В.Л. пояснил об обстоятельствах причинения телесных повреждений Л.Г.В. (л.д. <...>).

Заключением эксперта № <...> от 15 ноября 2010 года, согласно которому у Л.Г.В. имелись следующие повреждения: закрытая черепно-мозговая травма - ушиб лобных долей справа, плащевидная гематома левой лобно-височной области, перелом правой затылочной кости с переходом на заднюю черепную ямку, отек мягких тканей теменно-затылочной области. Данные телесные повреждения образовались не менее чем от 1-го травматических воздействий тупым твердым предметом(ами), возможно, 27 сентября 2010 года (согласно данным медкарты), причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Учитывая локализацию, характер, расположение повреждений, нельзя исключить возможность их образования как при падении из вертикального положения и ударе о травмирующую поверхность, так и при ударе (ударах) задней поверхностью головы о ступени (л.д. <...>).

Протоколом явки с повинной, согласно которой Мордасов В.Л. сообщил о причинении им 27 сентября 2010 года в общежитии <...> г. Энгельс-<...>, телесных повреждений парню по имени Г. (л.д. <...>).

Вышеперечисленные доказательства в части подтверждаются показаниями подсудимого Мордасова В.Л., данными им в судебном заседании о том, что он действительно находился во время и месте, указанные в приговоре содеянному, где наносил удары Л.Г.В.

Кроме того, перечисленные доказательства в части подтверждаются показаниями Мордасова В.Л., данными им в ходе предварительного расследования, содержащимися в протоколах его допросов в качестве подозреваемого от 27 сентября и 12 ноября 2010 года (л.д. <...>), а также обвиняемого от 15 ноября 2010 года (л.д. <...>), из которых следует, что 27 сентября 2010 года в ходе ссоры с Л.Г.В., он нанес удары последнему.

Вышеизложенные показания Мордасова В.Л., данные им в ходе предварительного расследования, суд признает допустимым по уголовному делу доказательством, поскольку они получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Кроме того, такие показания согласуются с показаниями потерпевшего и свидетеля, а также другими представленными суду доказательствами.

В остальной части к показаниям Мордасова В.Л., а именно в том, что якобы Л.Г.В. его оскорблял, что якобы Л.Г.В. пытался нанести ему удары, а также что якобы причинил тяжкий вред здоровью потерпевшего по неосторожности, суд относится критически, считает их ложными, данными им в целях смягчить ответственность за содеянное, по следующим основаниям.

Как следует из показаний потерпевшего Л.Г.В. он подсудимого Мордасова В.Л. не оскорблял, ударов ему не наносил и телесных повреждений не причинял, об этом же свидетельствуют показания свидетеля К.А.А., наоборот пояснившей о нанесении Мордасовым В.Л. ударов Л.Г.В.

Кроме этого, Мордасов В.Л. с заявлением о причинении ему телесных повреждений или за оказанием ему медицинской помощи не обращался.

Действия Мордасова В.Л. наносившего многочисленные удары потерпевшему, в том числе, по волочению Л.Г.В. за ногу по ступеням лестницы свидетельствуют именно о намерениях умышленно причинить вред здоровью последнего.

Показания потерпевшего Л.Г.В. и свидетеля К.А.А., а также вышеперечисленные доказательства полностью опровергают доводы Мордасова В.Л.

Анализируя в совокупности вышеизложенные доказательства, дав им юридическую оценку, суд пришел к выводу о доказанности виновности Мордасова В.Л. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ (в редакции закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ) - как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, в редакции нового закона, поскольку санкция статьи в указанной редакции предусматривает более мягкое наказание, что улучшает положение виновного.

Квалифицируя действия Мордасов В.Л. таким образом, суд исходил из того, что он на почве внезапно сложившихся личных неприязненных отношений, умышленно нанес Л.Г.В. удары руками, ногами, толкал и волочил его за ноги по ступеням лестницы, в результате чего причинил ему тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для его жизни. Причинению телесных повреждений Л.Г.В. послужил инициированный Мордасовым В.Л. конфликт. Во время совершения указанного деяния Мордасов В.Л. понимал противоправность своих действий и умышленно причинил тяжкий вред здоровью потерпевшего, о чем свидетельствует характер действий виновного и локализация нанесенных им ударов. О наступлении указанных последствий у Л.Г.В. именно от действий Мордасова В.Л. свидетельствуют показания потерпевшего, а также свидетеля. Данное деяние является оконченным, поскольку в совершенном деянии содержатся все признаки состава преступления.

При назначении вида наказания Мордасову В.Л., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, наличие у него судимости, влияние назначенного наказания на исправление и перевоспитание осужденного, поэтому приходит к выводу о возможном его исправлении и перевоспитания только в условиях изоляции от общества, то есть, назначив ему наказание в виде реального лишения свободы. Определяя размер наказания, суд признает и учитывает обстоятельствами, смягчающими наказание: частичное признание вины, раскаяние в содеянном, его явку с повинной, ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке особого судопроизводства заявленное при ознакомлении с материалами уголовного дела, его способствование раскрытию преступления в ходе предварительного расследования, оказание иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, состояние здоровья виновного и его престарелого деда, наличие у них ряда заболеваний и группу инвалидности у последнего, а также беременность сожительницы виновного, что не подтверждено документально, но в тоже время никем не опровергнуто, поэтому, несмотря на наличие обстоятельства отягчающего наказание в виде рецидива преступлений, назначает ему указанный вид наказания в соответствии с ч. 3 ст. 68 УК РФ, то есть без учета правил назначения наказания при рецидиве преступлений.

На основании ч. 7 ст. 79 УК РФ, суд учитывая обстоятельства содеянного, считает необходимым отменить в отношении Мордасова В.Л. условно-досрочное освобождение от наказания, назначенного приговором <...> от <...>.

Окончательное наказание, на основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, суд назначает путем частичного присоединения к наказанию, назначенному данным приговором, не отбытого наказания назначенного приговором <...> от <...>

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ, при рецидиве преступлений, Мордасов В.Л. ранее отбывавший лишение свободы, должен отбывать назначенное ему наказание в исправительной колонии строгого режима.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

приговорил:

Мордасова В.Л. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ (в редакции закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ), и назначить ему наказание в виде 1 (одного) года 7 (семи) месяцев лишения свободы.

В соответствии с ч. 7 ст. 79 УК РФ, в отношении Мордасова В.Л. отменить условно-досрочное освобождение от наказания, назначенного ему приговором <...> от <...>.

На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к наказанию, назначенному данным приговором, не отбытого наказания назначенного приговором <...> от <...>, окончательно Мордасову В.Л. к отбытию назначить наказание в виде 1 (одного) года 8 (восьми) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Мордасову В.Л. в виде заключения под стражей оставить без изменения.

Срок отбытия наказания Мордасову В.Л. исчислять с 25 марта 2011 года.

Зачесть Мордасову В.Л. в срок отбытого наказания время его содержания под стражей в период с 18 февраля 2011 года по 25 марта 2011 года.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда в течение 10-ти суток со дня его провозглашения с принесением жалобы или представления в Энгельсский районный суд Саратовской области, а осужденным, содержащимся под стражей - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, при этом осужденный вправе поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать о назначении ему защитника.

Председательствующий:                                 А.В. Козырев