2 3393(1)/2010 от 24.09.2010г.о признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 года

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,

при секретаре Гайфуллиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковым В.В., Сотниковой Г.П. к Администрации муниципального образования город Энгельс, Администрации Энгельсского муниципального района о признании права пользования жилым помещением, о понуждении к заключению договора социального найма,

установил :

            Истцы Сотников В.В., Сотникова Г.П. обратились в суд с иском о признании права пользования жилым помещением, о понуждении к заключению договора социального найма на жилое помещение в  квартире ... дома ... ... области. Требования мотивируют тем, что Сотников В.В. являлся военнослужащим войсковой части 06987 в г. Энгельсе. В 2010 году в порядке улучшения жилищных условий ему была предоставлена квартира ..., на состав семьи из 2-х человек: на него Сотникова В.В., его жену Сотникову Г.П.. В настоящее время в квартире проживают он и его жена Сотникова Г.П., однако, они не имеют возможности оплачивать коммунальные услуги, так как ответчик отказывает им в заключении договора социального найма на данное жилое помещение. Считают, что решение Администрации муниципального образования г. Энгельса является незаконным и необоснованным. Просят признать за ними право пользования квартирой ... дома ... в ..., обязать Администрацию муниципального образования город Энгельс заключить с ними договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., д. ..., кв. ....

            В судебном заседании истцы Сотников В.В., Сотникова Г.П. поддержали заявленные ими требования, просили удовлетворить, дали пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

            В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования город Энгельс по доверенности Плакунова Е.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что квартира ..., дома ... ... является собственностью муниципального образования город Энгельс и внесена в реестр собственности муниципального образования город Энгельс. Содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Решением жилищной комиссии войсковой части 06987 Сотникову В.В. было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., дом ..., кв.  .... На заседании жилищной комиссии войсковой части 06987 администрация муниципального образования город Энгельс не присутствовала, каким-либо образом о проведении заседания жилищной комиссии не уведомлялась. Считают, что тем самым нарушены права администрации муниципального образования город Энгельс как собственника жилых помещений. 

Представитель ответчика Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности Иванова Л.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила отзыв о рассмотрении дела в отсутствии в судебном заседании.

В судебном заседании представитель третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Энгельсская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района») по доверенности Гашкова Е.В. в судебном заседании требования истцов поддержала. Пояснила, что Сотникову В.В., как военнослужащему войсковой части 06987, на основания решения жилищной комиссии войсковой части 06987 и списка распределения жилых помещений, была предоставлена двухкомнатная квартира ... дома ... ... семьи из 2-х человек. Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий, который впоследствии освободил ее и сдал в ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района». ФЗ ...ФЗ от ...г. «О статусе военнослужащих»  закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и членами их семей и освободившихся, в связи с их выездом. При этом законом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью, а не правом администрации муниципального образования. Решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законом способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части. Таким образом, отказ Администрации муниципального образования г. Энгельс в заключении с военнослужащим войсковой части 06987 Сотниковым В.В. договора социального найма является необоснованным и незаконным.

Представитель третьего лица войсковой части 06987 г. Энгельса в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах не явки суду не известно.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Заслушав истцов, представителя ответчика Администрации муниципального образования г. Энгельс, представителя третьего лица Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Энгельсская квартирно-эксплуатационная часть района», исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Судом установлено, что с 04.11..1980г. и по настоящее время Сотников В.В. является военнослужащим, проходит военную службу на основании контракта о прохождении военной службы от ... года, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации сроком на три года. Выслуга лет Сотникова В.В. составляет 24 года 5 месяцев л.д.12 – 13). 

Сотникову В.В. на состав семьи из двух человек: Сотникова В.В., Сотниковой Г.П. была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ..., ... д. ..., кв. ... с последующим исключением из списка нуждающихся в жилой площади военнослужащих войсковой части 06987. Ранее спорная квартира занималась военнослужащим л.д. 9 – 11,л.д. 14).

Справками ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Энгельсское отделение л.д.20-22), сообщениями Управления федеральной регистрационной службы по Саратовской области л.д.23-25) подтверждено отсутствие в собственности Сотникова В.В. и членов его семьи недвижимого имущества.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 12.12.2005 года № 2196 - р, акта приема-передачи от 31.10.2006г., жилое помещение, расположенное по адресу: ..., дом ..., кв. ... передано в собственность Энгельсского муниципального образования Саратовской области л.д.26-30).

С необходимыми документами Сотниковым В.В. обратился в Администрацию муниципального образования ... по вопросу заключения с ним договора социального найма на жилое помещение в квартире ... дома ... ...-....

Нуждаемость семьи Сотникова В.В. в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривалась, но решением жилищной комиссии администрации от ...г. (протокол ...) ему было отказано в предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма л.д.8).

Данный отказ нельзя признать правомерным, поскольку он противоречит закону и нарушает жилищные права граждан по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 14.03.2009)"О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении № 453-О от 25.12.2003 г.,

возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

Военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Таким образом, предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью, а не правом администрации муниципального образования.

Решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законом способов должны быть улучшены условия военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части. В данном случае, такой вопрос решен войсковой частью в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» путем предоставления семье К жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и освободившего его, в связи с выездом в другое место жительства.

Согласно ст. 12 ГПК РФ – гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что, требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 67, 194–198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Сотниковым В.В., Сотниковой Г.П. право пользования жилым помещением в квартире ... дома ... ...-....

Обязать Администрацию муниципального образования ... муниципального района ... заключить с Сотниковым В.В., Сотниковой Г.П. договор социального найма на жилое помещение в квартире ... дома ... ...-... с составом семьи 2 человека (Сотников Валентин Владимирович – наниматель, Сотниковой Г.П. – жена нанимателя).

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий