2-2160/2010 ~ М-2590/2010 от 08.07.2010г.



Дело ...(1)/2010

Решение

Именем Российской Федерации

08 июля 2010 года г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шестаковой С.В.,

при секретаре Богдановой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арсамакова Р.А. к Управлению Федеральной Регистрационной службы по Саратовской области о признании отказа в государственной регистрации права аренды земельных участков незаконными, проведении государственной регистрации и взыскании морального вреда

установил:

Истец обратился в суд с требованиями о признании незаконными действия Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области (далее УФРС по Саратовской области) и регистратора Петюкиной Ю.А. по приостановлению ... года государственной регистрации права аренды земельных участков на Арсамакова Р.А., ввиду не предоставления им сведений о публикации сообщения о приёме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в периодическом печатном издании, сведения о количестве поданных заявок от заинтересованных лиц, либо решение исполнительного органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта на вышеуказанном земельном участке оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства и взыскании морального вреда.

В последствии истец уточнил заявленные требования, заявив их только в отношении УФРС по Саратовской области, просит признать незаконным отказ в государственной регистрации права аренды земельного участка площадью 144 кв.м. с кадастровым номером 64:38:080328:52, расположенного по адресу: Саратовская область, ..., ..., ...; земельного участка площадью 137 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., ..., ..., ...; земельного участка площадью 137 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., ..., ..., ...-... по основаниям не представления Арсамаковым Р.А. документов, содержащих сведения о соблюдении порядка предоставления указанных земельных участков.

Просит обязать ответчика произвести государственную регистрацию права аренды земельных участков на основании представленных документов, и взыскать моральный вред в размере 10000 рублей.

Истец о рассмотрении дела извещен, в суд не явился, представил заявление, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.

В судебном заседании представитель истца, согласно доверенности Илюшин А.И., заявленные требования поддержал, указал, что Таким образом, в данном случае предоставление таких документов предусмотрено положениями Земельного кодекса РФ.

Осуществляя государственную регистрацию, ответчик затронул содержание договора, подменив деятельность соответствующих органов, на которые законом возложена обязанность по предоставлению земельный участков.

Ссылаясь на правовую экспертизу документов, ответчик нарушил права истца, возложив на него обязанность не установленную законом или договором.

Представитель ответчика, согласно доверенности Панченко Н.М. заявленные требования не признала, указав, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию истцом, в соответствии со ст. 13 Закона о регистрации было установлено, что в качестве документов оснований на государственную регистрацию ограничения (обременения) права в виде аренды на объекты недвижимого имущества - земельные участки, расположенные по вышеуказанным адресам были представлены: договоры аренды земельного участка ... от ..., ... от ..., ... от ....

В соответствии с договорами аренды ... от ..., ... от ... земельные участки предоставлены «под установку остановочного павильона, совмещенного с торговым», согласно договору аренды ... от ... земельный участок предоставлен «под строительство магазина».

В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Отношения по предоставлению земельных участков, в том числе и в аренду, регулируется Земельным кодексом РФ, где ч. 2 ст. 22 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ при предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (или в их ведении), для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию информации.

Однако для проведения государственной регистрации истцом не представлены сведения о соблюдении предусмотренного ст. 34 ЗК РФ порядка предоставления ему земельных участков.

На государственную регистрацию договора аренды земельного участка ... от ... не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры предоставления земельного участка (законности сделки), в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В отношении незаконности истребования дополнительных документов, как публикации информации о земельном участке пояснила, что Закон « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет процедуру осуществления государственной регистрации. В ст. 17 Закона о регистрации указаны общие основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, где прямо предусмотрено предоставление иных документов, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Таким образом, указанный перечень не является закрытым и отсылает к действующему законодательству.

В рассматриваемом случае отношения по предоставлению на том или ином праве земельных участков, регулируется специальными нормами ЗК РФ, которые предусматривают основания и порядок приобретения прав на земельные участки.

При этом согласно ст. 13 Закона о регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность осуществлять проверку, в том числе, законности сделки при проведении правовой экспертизы документов, предоставленных на государственную регистрацию.

Поскольку государственная регистрация права необходима истцу, и за ней он обратился, он и должен предоставлять все необходимые документы. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации истцу указывалось на необходимость предоставления сведений, подтверждающих соблюдение того или иного порядка предоставления земельных участков.

Для возможности предоставить данные сведения истец мог истребовать публикацию в редакции газеты или в Администрации Энгельсского района, кроме того, эта публикация у него имелась, но по принципиальным позициям представитель истца не предоставил ее регистратору ни при сдачи документов, ни в последствии.

Считает отказ в государственной регистрации права соответствует закону, в иске просит отказать в полном объеме.

Третьи лица Петюкина Ю.А. и Беличенко Е.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Администрация Энгельсского Муниципального района Саратовской области извещена о рассмотрении дела, представила отзыв, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению.

Установлено, что истец в лице представителя Илюшина А.И. ... года обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по ... за государственной регистрацией договоров аренды земельных участков ... от ..., ... от ..., ... от ..., расположенных по адресу: ..., ..., ..., ... (л.д. ...).

... государственная регистрация в соответствии с п. 1 статьи 19 ФЗ от ... ...ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» была приостановлена по инициативе государственного регистратора. Основанием приостановления являлось непредставлении истцом сведений о публикации сообщения о приёме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков в периодическом печатном издан соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса РФ (л.д. ...).

Регистрационная служба сообщением от ... отказала в государственной регистрации договора аренды ... от ... года на объект недвижимости (земельный участок), расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... - ..., площадью 144 кв.м. с кадастровым номером 64:38:080328:52 по причине не предоставления истцом документов подтверждающих соблюдение порядка предоставления земельного участка не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры предоставления земельного участка (законности сделки), в соответствии с требованиями п.п. 6,8, ст. 31 Земельного кодекса РФ (л.д. ...)

Регистрационная служба сообщением от ... отказала в государственной регистрации договора аренды ... от ... года и на объект недвижимости (земельный участок), расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... - ... площадью 137 кв.м. с кадастровым номером ..., и договор аренды ... от 17.03.2-10 года площадью 137 кв.м. с кадастровым номером ... по причине не предоставления истцом документов подтверждающих соблюдение порядка предоставления земельного участка, а именно не предоставления в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ сведений о заблаговременной публикации информации л.д. ...).

Отказ в государственной регистрации суд считает не соответствующим требованиям законодательства.

Истцом соблюден порядок обращения за регистрацией права с предоставлением необходимых документов. Заявление подано в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним" представителем с надлежащими полномочиями с оплатой государственной пошлины согласно п. 4 статьи 16 указанного Закона.

Согласно требований пункта 1,2 статьи 26 Закона, государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества, если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка.

Согласно требований пункта 6 статьи 16 Закона, заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно требований пункта 2 статьи 17 Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Истцом были предоставлены документы, оформленные в порядке соответствующим ст. 16, 18 Закона, данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. При этом суд считает не состоятельными доводы ответчика, что в силу ст. 13 Закона о регистрации ответчик обязан при проведении правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию, проверить порядок рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков, возложенных на иные органы.

Статья 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок выбора земельных участков для строительства, при этом гражданин должен в соответствии с п. 1 названной статьи обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с соответствующим заявлением. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Статьей 34 земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, при этом Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны в соответствии с текстом статьи соблюдать установленный в ней порядок рассмотрения этого вопроса, с выдачей в последствии гражданину соответствующего решения.

Таким образом, законодатель возлагает не на гражданина обязанность соблюдения порядка рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков, а на орган местного самоуправления, в связи, с чем суд считает, возложение на истца обязанности по предоставлению документов подтверждающих соблюдение порядка предоставления ему земельных участков не соответствующим требованиям закона.

Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что каких либо сомнений в представленных заявителем на регистрацию документах не имелось, просто заявитель отказался предоставить дополнительные сведения, подтверждающие законность рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков.

Рассмотрев представленные истцом документы суд считает, что установленные законодателем порядок предоставления земельных участков был соблюден. Кроме того, в газете «Наше слово» имеются заблаговременные публикации от ... года и ... года л.д. ...). Администрация Энгельсского муниципального района, как орган власти, указанный в ст. 29 Закона о государственной регистрации, рассмотрел в установленном законом порядке заявление Арсамакова Р.А., принял соответствующие Постановления в ноябре 2009 года (л.д. ...) и в марте 2010 года Комитет по управлению имуществом заключил договор аренды земельных участков л.д....). Кроме того нормы действующего законодательства не предусматривают необходимости указывать в ненормативных актах государственных или муниципальных органов сведения о порядке предоставления земельных участков и о наличии публикации в средствах массовой информации.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, когда не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, также ст. 34 Земельного кодекса РФ указывает, что Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ч.3 ст. 55 Конституции в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Суд считает отказ в государственной регистрации неправомерным, поскольку истцом представлены все документы, необходимые для проведения государственной регистрации договоров аренды и также при этом, поскольку соблюден порядок рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков подлежат удовлетворению требования истца, обязать ответчика произвести государственную регистрацию права аренды на земельные участки по представленным им документам.

Требования истца о взыскании морального вреда, суд считает не подлежащими удовлетворению, как не предусмотренные законом.

Руководствуясь ст.4,11,55,198 ГПКРФ, суд,

решил

признать незаконным отказ Арсамакову Р.А. в государственной регистрации договоров аренды ... от ... года на земельный участок площадью 144 кв.м. с кадастровым номером ..., ... от ... года на земельный участок площадью 137 кв.м. с кадастровым номером ..., ... от ... года на земельный участок,, площадью 137 кв.м. с кадастровым номером ... расположенные по адресу: Саратовская область, ..., ..., ... - ....

Обязать Управление Федеральной Регистрационной службы по ... произвести Арсамакова Р.А. государственную регистрацию договора аренды ... от ... года на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... - ..., площадью 144 кв.м. с кадастровым номером ..., договора аренды ... от ... года и на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... - ул. ...ю 137 кв.м. с кадастровым номером ..., договор аренды ... от ... года на земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... - ..., площадью 137 кв.м. с кадастровым номером ...

В требованиях о взыскании морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10 дневный срок через Энгельсский районный суд.

Председательствующий подпись С.В. Шестакова