РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июня 2010 года г. Энгельс Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Евтеева М.Е. при секретаре Коневой Н.С., с участием прокурора Белякова Р.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Энгельса в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности, установил: Прокурор г. Энгельса в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, обязать Администрацию муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области провести обучение руководителя и лиц, ответственных за пожарную безопасность, по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Выполнить замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением соответствующего акта. Повысить предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа до требуемого значения - 0,75 часа. Повысить предел огнестойкости маршей и площадок лестниц между 3-м и 4-м этажами до требуемого значения – R60. Укомплектовать помещения отделения сигнальными знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97 и ГОСТ 12.4.026-2001 («Телефон использования при пожаре», «Направление к эвакуационному выходу», «Огнетушитель», «Направление эвакуации», «Направление к месту нахождения пожарно-технической продукции», «01»). Установить перегородки с дверями, выделяющие открытые лестницы в лестничные клетки. Высоту ступеней маршей лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами привести в соответствие с требуемым значением - 22 см. Уклон лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами более привести в соответствие с требуемым значением 1:1. Увеличить высоту участка пути эвакуации на площадке лестницы с южной стороны здания на уровне между 3-м и 4-м этажами до требуемого значения - 2м. Увеличить ширину эвакуационного выхода с 4-го этажа на лестницу с северной стороны здания до требуемого значения - 0,8 м. Демонтировать «глухие» металлические решетки с окон кабинетов отдела информации, ГО и ЧС, земельного отдела, организационного отдела и отдела социального найма. Заменить материал покрытия пола в поэтажных коридорах на материал с пожарной опасностью, соответствующей требуемому значению - В2, РП2, ДЗ, Т2. Закрепить к полу ковровые покрытия в коридоре 2-го этажа. Защитить пространства за подвесными потолками извещателями автоматической пожарной сигнализации. В обоснование заявленных требований указывает, что с Дата обезличена года прокуратурой города совместно с сотрудниками отдела государственного пожарного надзора по Энгельсскому району ГУ МЧС по Саратовской области проведена проверка соблюдения Администрацией муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области правил пожарной безопасности по адресу: Саратовская область г. Энгельс, .... В ходе проверки установлены нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: руководитель и лица ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Не выполнен замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением соответствующего акта. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее требуемого - 0,75 часа. Предел огнестойкости маршей и площадок лестниц между3-м и4-м этажами менее требуемого - R60. Помещения отделения не укомплектованы сигнальными знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97 и ГОСТ 12.4.026-2001 («Телефон использования при пожаре», «Направление к эвакуационному выходу», «Огнетушитель», «Направление эвакуации», Направление к месту нахождения пожарно-технической продукции», «01»). Отсутствуют перегородки с дверями, выделяющие открытые лестницы в лестничные клетки, при этом отсутствуют другие эвакуационные лестничные клетки, требуемые по нормам. Высота ступеней маршей лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами более требуемой - 22 см. и составляет 33 см. Уклон лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами более требуемого 1:1. Высота участка пути эвакуации на площадке лестницы с южной стороны здания на уровне между 3-м и 4-м этажами менее требуемых 2-х метров и составляет 185 см. Ширина эвакуационного выхода с 4-го этажа на лестницу с северной стороны здания менее требуемой - 0,8 ми составляет 0,68 м. На окнах кабинетов отдела информации, ГО и ЧС, земельного отдела, организационного отдела и отдела социального найма установлены глухие металлические решетки. 12. Для покрытия пола в поэтажных коридорах применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем требуемая - В2, РП2, ДЗ, Т2. На полу коридора 2-го этажа лежат ковровые покрытия, не закрепленные к полу. Пространства за подвесными потолками не защищены изещателями автоматической пожарной сигнализации. Нарушения, допущенные ответчиком, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей. Прокурор Беляков Р.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и дал объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении. Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области согласно доверенности Плотнягин А.А. в судебном заседании требования не признал, пояснив, что Администрацией ведутся работы по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки, нарушения требований пожарной безопасности частично устранены. Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора по Энгельсскому району ГУ МЧС по Саратовской области согласно доверенности Петраков С.А. в судебном заседании предъявленные прокурором требования поддержал в полном объеме. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом установлено, что согласно постановлению главы администрации Энгельсского муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен, на баланс администрации муниципального образования г. Энгельс передано здание, расположенное по адресу: Саратовская область город Энгельс, ... Номер обезличен Дата обезличена года прокуратурой города совместно с сотрудниками отдела государственного пожарного надзора по Энгельсскому району ГУ МЧС по Саратовской области проведена проверка соблюдения Администрацией муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области правил пожарной безопасности по адресу: Саратовская область г. Энгельс, .... В ходе проверки установлены нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: руководитель и лица ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Не выполнен замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением соответствующего акта. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее требуемого - 0,75 часа. Предел огнестойкости маршей и площадок лестниц между3-м и4-м этажами менее требуемого - R60. Помещения отделения не укомплектованы сигнальными знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97 и ГОСТ 12.4.026-2001 («Телефон использования при пожаре», «Направление к эвакуационному выходу», «Огнетушитель», «Направление эвакуации», Направление к месту нахождения пожарно-технической продукции», «01»). Отсутствуют перегородки с дверями, выделяющие открытые лестницы в лестничные клетки, при этом отсутствуют другие эвакуационные лестничные клетки, требуемые по нормам. Высота ступеней маршей лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами более требуемой - 22 см. и составляет 33 см. Уклон лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами более требуемого 1:1. Высота участка пути эвакуации на площадке лестницы с южной стороны здания на уровне между 3-м и 4-м этажами менее требуемых 2-х метров и составляет 185 см. Ширина эвакуационного выхода с 4-го этажа на лестницу с северной стороны здания менее требуемой - 0,8 ми составляет 0,68 м. На окнах кабинетов отдела информации, ГО и ЧС, земельного отдела, организационного отдела и отдела социального найма установлены глухие металлические решетки. 12. Для покрытия пола в поэтажных коридорах применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем требуемая - В2, РП2, ДЗ, Т2. На полу коридора 2-го этажа лежат ковровые покрытия, не закрепленные к полу. Пространства за подвесными потолками не защищены изещателями автоматической пожарной сигнализации. Перечисленные недостатки являются нарушением требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313. В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» (далее Закон) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности в соответствии с той же статьей Закона понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Мерой пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.34 Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии с требованиями «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и Ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В силу требований ст.ст. 37, 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Нарушения, допущенные ответчиком, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей. На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика в доход государства необходимо взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности. Обязать Администрацию муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области провести обучение руководителя и лиц, ответственных за пожарную безопасность, по программе пожарно-технического минимума в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Выполнить замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования с составлением соответствующего акта. Повысить предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа до требуемого значения - 0,75 часа. Повысить предел огнестойкости маршей и площадок лестниц между 3-м и 4-м этажами до требуемого значения – R60. Укомплектовать помещения отделения сигнальными знаками пожарной безопасности согласно НПБ 160-97 и ГОСТ 12.4.026-2001 («Телефон использования при пожаре», «Направление к эвакуационному выходу», «Огнетушитель», «Направление эвакуации», «Направление к месту нахождения пожарно-технической продукции», «01»). Установить перегородки с дверями, выделяющие открытые лестницы в лестничные клетки. Высоту ступеней маршей лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами привести в соответствие с требуемым значением - 22 см. Уклон лестницы с северной стороны здания между 3-м и 4-м этажами более привести в соответствие с требуемым значением 1:1. Увеличить высоту участка пути эвакуации на площадке лестницы с южной стороны здания на уровне между 3-м и 4-м этажами до требуемого значения - 2м. Увеличить ширину эвакуационного выхода с 4-го этажа на лестницу с северной стороны здания до требуемого значения - 0,8 м. Демонтировать «глухие» металлические решетки с окон кабинетов отдела информации, ГО и ЧС, земельного отдела, организационного отдела и отдела социального найма. Заменить материал покрытия пола в поэтажных коридорах на материал с пожарной опасностью, соответствующей требуемому значению - В2, РП2, ДЗ, Т2. Закрепить к полу ковровые покрытия в коридоре 2-го этажа. Защитить пространства за подвесными потолками извещателями автоматической пожарной сигнализации. Взыскать с Администрации муниципального образования г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Энгельсский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: М.Е. Евтеев