№2-4036/2010 от 13.10.2010г. о признании решения недействующим в части



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2010 года                                                               г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,

при секретаре Коневой Н.С.,

с участием прокурора Филимоновой О.А.,

представителя заинтересованного лица Береговской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Энгельса Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим Решения Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района» в части,

установил:

Прокурор города Энгельса Саратовской области обратился в суд с заявлениемв интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим пункта 1 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района» в части установления тарифов на отопление и пункта 2 об установлении срока вступления в силу тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с ДД.ММ.ГГГГ

Свои требования мотивирует тем, что названным решением установлены тарифы для расчета размера платы граждан за отопление на 2010 год и срок вступления в силу тарифов для расчета размера платы граждан за услуги, оказываемые организациям коммунального комплекса. Действующим жилищным законодательством установление тарифов на коммунальные услуги отнесено не только к компетенции органов местного самоуправления, но также и к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установление тарифов на электрическую и тепловую энергию отнесено к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей на территории одного муниципального образования. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не отнесено установление тарифов на тепловую энергию к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию для потребителей только если закон субъекта РФ наделяет их соответствующими полномочиями. Однако законодательством Саратовской области органы местного самоуправления муниципального образования город Энгельс полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию для потребителей не наделены. Постановлением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ -П установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, отнесено к полномочиям Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области. В связи с чем, пункт 1 Решения Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , которым установлены тарифы на отопление для 6 энергоснабжающих организаций: ОАО «ЭГТС», ООО «Энгельстепло», ООО «Волгатепло», ФГ КЭУ «Энгельсская КЭЧ», ООО «Тепловые системы», ОАО «Практика» противоречит нормам действующего законодательства. На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулировании тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода. В нарушение вышеуказанного требования пунктом 2 названного Решения тарифы на услуги организаций коммунального комплекса для расчета размера платы граждан установлены с сокращенным сроком вступления в силу - с ДД.ММ.ГГГГ

Прокурор просит суд признать недействующим обжалуемое Решение по вышеперечисленным обстоятельствам.

В судебном заседании прокурор Филимонова О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Береговская Н.А. требования не признала, считает обжалуемое Решение законным, в удовлетворении заявления просила отказать.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Оспариваемое Решение Энгельсского городского Совета депутатов является нормативными правовым актом, поскольку обязательно для исполнения неопределенным кругом лиц.

Статьей 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 4 названной нормы плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Из указанной нормы права следует, что установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что не противоречит части 2 статьи 7 Закона N 131-ФЗ.

Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, на настоящий момент не принят.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 настоящего Федерального закона к предмету его регулирования относятся тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию, захоронение твердых бытовых отходов, а также надбавки к ценам, тарифам для потребителей и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Анализ ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации показывает, что законодателем разграничены понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифы по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифы на коммунальные услуги.

Данная позиция уже выражена в правоприменительной практике - определение Высшего Арбитражного Суда от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации установлены тарифы для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, которые не входят в предмет регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

По мнению суда, заявителем неверно толкуются нормы материального права, поскольку в заявлении, ведя речь о тарифах для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги, содержится ссылка на нормы законодательства, регулирующие тарифы и надбавки организаций коммунального комплекса и тарифы на тепловую энергию, которые в данном случае применяться не могут в связи с иным предметом регулирования.

Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам, если иной срок не установлен договором.

Данное требование при реализации решения Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области» было выполнено. Потребители были извещены об изменении размера платы за коммунальные услуги, через средства массовой информации в газете «Наше слово - газета для всех и для каждого» от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более чем за 30 дней до выставления платежных документов за январь 2010 года.

Как уже упоминалось ранее, в связи с иным предметом регулирования нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» о сроках вступления в силу тарифов и надбавок в данном случае не могут быть применены.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение принято в пределах компетенции Энгельсского городского Совета депутатов и не нарушает прав неопределенного круга лиц, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 67, 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

В удовлетворении заявления Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части Решения Энгельсского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении тарифов для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципального образования <адрес> муниципального района» отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы либо принесения кассационного представления через Энгельсский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>