Дело № 2-4659(1)/2010 от 14.12.2010 о признании незаконным бездействия Комитета по земельным ресурсам по согласованию границ земельного участка, о предоставлении земельного участка



Дело № 2-4659(1)/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2010 года        г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Швыдковой Л.Г.,

при секретаре Валуховой М.И.,

с участием адвоката Чмерева С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чогандарян А.З. к Администрации Энгельсского муниципального района, Комитету по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района о признании незаконными бездействия Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района по согласованию границ земельного участка, об обязании согласования границ земельного участка, о предоставлении земельного участка,

установил:

Чогандарян А.З. обратился в суд с иском к Администрации Энгельсского муниципального района, Комитету по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района о признании незаконным отказа в оформлении земельного участка, об обязании предоставления земельного участка.

Свои требования мотивирует тем, что постановлением главы администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 2579 кв.м. для эксплуатации помещения для выращивания грибов из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, а также закреплен прилегающий к нему земельный участок площадью 912 кв.м. для санитарной очистки и благоустройства территории. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации ЭМР и ним был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал право собственности на земельный участок. На вышеуказанном земельном участке расположено принадлежащее ему нежилое здание общей площадью 370,6 кв.м.

В настоящее время для улучшения жилищных условий его семьи, ему необходима дополнительная площадь земли вокруг здания и имеющегося в собственности земельного участка. На обращение истца в мае 2009 г. о выделении ему в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 8309 кв.м. в районе <адрес> в <адрес>, Администрацией ЭМР ему было сообщено, что вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен в установленном законом порядке после получения сведений из Единого государственного кадастра недвижимости о данном участке. Затем ему было сообщено, что необходимо согласование землеустроительного плана со смежными пользователями и Красноярской сельской администрацией. Данное требование им было выполнено.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Наше слово» было опубликовано объявление Администрации ЭМР о предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка. Для согласования месторасположения границ земельного участка кадастровым инженером ООО «Гео-Стандарт» ДД.ММ.ГГГГ было дано объявление в газету «Наше слово», в котором указано, что возражения по проекту межевого плана и требования о проведении согласования местоположения границ земельных участков на местности принимаются с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако за указанный период каких-либо возражений не поступало.

Акт согласования границ, а также схема границ были подписаны смежными пользователями. Схема границ ДД.ММ.ГГГГ была внесена в электронную карту г.Энгельса и Энгельсского района. Затем изготовленную схему и акт согласования границ также должен подписать председатель Комитета по земельным ресурсам администрации ЭМР и Управления архитектуры, после чего возможно получение кадастрового паспорта и оформление документов на земельный участок.

В мае 2010 г. Комитетом по земельным ресурсам ему было сообщено, что землеустроительное дело приостановлено по причине отсутствия предварительной схемы использования земельных участков в данном районе. В августе 2010 г. подобная схема была полностью изготовлена Красноярской администрацией и согласована комиссией. Однако каких-либо действий по его землеустроительному делу не производится. Истец считает бездействие со стороны Комитета по земельным ресурсам администрации ЭМР незаконным, поскольку все установленные законом и административным регламентом Комитета по земельным ресурсам администрации ЭМР сроки истекли.

В дальнейшем истец обратился к Главе администрации ЭМР, после чего Комитетом по земельным ресурсам был дан ответ, что оформление землеустроительного дела приостановлено по причине отсутствия генерального плана застройки. При этом Главой администрации ЭМР ему было сообщено, что в настоящее время не разработан Генеральный план Красноярского муниципального образования и Правила землепользования и застройки Красноярского муниципального образования, документы территориального планирования будут утверждены не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Истец считает, отказ Главы администрации ЭМР незаконным, нарушающим его права на предоставление земельного участка в аренду, поскольку земельным законодательством установлено, что предоставление земельных участков при отсутствии правил землепользования и застройки не осуществляется лишь после ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем Чогандарян А.З. уточнил исковые требования, просил:

признать незаконными бездействия Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района по согласованию границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;

обязать Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося смежным с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;

обязать администрацию Энгельсского муниципального района предоставить Чогандарян А.З. земельный участок площадью 8309 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, в соответствии с земельным законодательством.

Истец Чогандарян А.З. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности Платицына Ю.С. в судебном заседании просила рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель ответчика - Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района по доверенности Плотнягина Ю.Е. просила суд вынести решение в соответствии с законом.

Заслушав истца, адвоката Чмерева С.Н.представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Чогандарян А.З. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Судом установлено, что согласно договору купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района продал, а Чогандарян А.З. купил земельный участок площадью 2579 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположенный на землях населенных пунктов, находящихся в ведении Энгельсского муниципального района, предоставленный для эксплуатации помещения для выращивания грибов (л.д.13).

На основании вышеуказанного договора купли-продажи за Чогандарян А.З. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 2579 кв.м. для эксплуатации помещения для выращивания грибов по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области (л.д.12).

Из свидетельства о государственной регистрации права серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Чогандарян А.З. принадлежит на праве собственности одноэтажное нежилое кирпичное здание общей площадью 370,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.11).

В 2009 году истец обратился в Администрацию Энгельсского муниципального района о выделении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка будет рассмотрен в установленном законом порядке после получения сведений из Единого государственного кадастра недвижимости о данном участке (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ Территориальным (межрайонным) отделом № 11 Управления Роснедвижимости по Саратовской области выдан кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) (л.д.15).

Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области посредством опубликования сообщения в газете «Наше слово» от ДД.ММ.ГГГГ информировала население о предстоящем предоставлении приусадебного земельного участка площадью 8309 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> (л.д.9).

В газете «Наше слово» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано сообщение о том, что кадастровым инженером ООО «Гео-Стандарт» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выполняются кадастровые работы по уточнению местоположения границы земельного участка. Указано, что возражения по проекту межевого плана и требования о проведении согласования местоположения границ земельных участков на местности принимаются с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Местоположение границы земельного участка согласовано с пользователями смежных земельных участков, что подтверждается их подписями в Акте согласования местоположения границы земельного участка (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ схема границ объекта землеустройства внесена в электронную карту г.Энгельса и Энгельсского района (л.д.17).

Судом установлено, что истец обращался к Главе Энгельсского муниципального района и в Администрацию Энгельсского муниципального района по вопросу оформления правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, на что ему было сообщено, что не позднее ДД.ММ.ГГГГ будут утверждены документы территориального планирования поселений. В настоящее время Генеральный план Красноярского муниципального образования и Правила землепользования и застройки Красноярского муниципального образования не разработаны. Рассмотрение вопроса о предоставлении ему земельного участка будет возможно после утверждения документов территориального планирования Красноярского муниципального образования (л.д.18).

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Согласно ст.40 Федерального закона №221 «О государственном кадастре недвижимости»:

1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.

Согласно ч.5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 6 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц.

Вместе с тем, часть 6 статьи 45 вводится в действие с 1 января 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие Генерального плана Красноярского муниципального образования и Правил землепользования и застройки Красноярского муниципального образования не может являться основанием к отказу в предоставлении истцу спорного земельного участка.

На основании вышеизложенного суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района по согласованию границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района согласовать границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося смежным с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Обязать администрацию Энгельсского муниципального района предоставить Чогандарян А.З. земельный участок площадью 8309 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Энгельсский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий