Дело № 2-949(1)/2011 решение от 19.02.2011 г., по заявлению Синичкина В.П. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области



Дело № 2-949 (1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2011 год                                                                                       г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шестаковой С.В.,

при секретаре Рябчикове А.М., Богдановой О.В.,

с участием прокурора Хлебниковой Н.Д., Ильина Ю.В.,

с участием представителей заявителя Кузнецовой Л.Ю., Турмановой Е.Л., представителя заинтересованного лица Мальцева В.В. - Элифханова И.Б., представителя территориальной избирательной комиссии Казаровой А.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Синичкина В.П. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области о регистрации Мальцева В.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва и вынести новое решение, которым отказать в регистрации Мальцева В.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу

установил:

Синичкин В.П. обратился в суд с заявлением в котором просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Мальцева В.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва, выдвинувшегося в порядке самовыдвижения» и обязать комиссию вынести новое решение, которым в регистрации Мальцева В.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу отказать.

В обоснование требований указывает, что представленные кандидатом в депутаты Мальцевым В.В. подписные листы являются недействительными, так как, в подписном листе должен быть указан адрес места проживания кандидата в следующем порядке: наименование субъекта, район, населенный пункт. Сведения, указанные о месте проживания кандидата Мальцева В.В. в подписных листах, не соответствуют требованиям закона, так как указано место проживания «г. Саратов» без наименования субъекта, т.е. «Саратовской области». Также во всех подписных листах избирателями адрес места их жительства указан с нарушением действующего законодательства, так как отсутствует наименование района (Энгельсский муниципальный район). Эта же информация, в нарушение требования Федерального закона, отсутствует в заверительной подписи, совершенной лицом, осуществляющим сбор подписей, и в данных о месте проживания кандидата, указанных в подписном листе. Впоследствии увеличил основания требований, указав, что ряд подписных листов содержат неоговоренные исправления, также оговоренные исправления, но не самими избирателями, а лицом, собирающим подписи избирателей, кроме того, визуально усматривается, что ряд подписей произведены одним лицом. Также указывает, что кандидатом Мальцевым В.В. в нарушение требований закона предоставлена не копия паспорта, состоящая из всех листов документа, а лишь отдельные листы.

Заявитель о рассмотрении дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием своего представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя.

В судебном заседании представители заявителя, согласно доверенности Турманова Е.Л. и Кузнецова Л.Ю. требования поддержали. В обоснование требований указали, что в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных законом.

Таким образом, в нарушение требований пункта «л» части 10 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (далее - Закон № 107 - ЗСО), в соответствии, с которым все подписи в подписном листе должны быть признаны недействительными, если подписной лист изготовлен с нарушением требований, установленных приложением № 3 закона. В приложении № 3 к Закону Саратовской области № 107 - ЗСО указано, что адрес места жительства кандидата должен содержать: наименование субъекта РФ, района, населенного пункта. В нарушение указанного требования закона во всех подписных листах, представленных кандидатом Мальцевым В.В. указан следующий адрес места жительства: «г. Саратов».

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под адресом места жительства понимается адрес, который включает в себя наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В подписных листах 1,2,4 - 22, отсутствует наименование района в адресе места жительства избирателей. И во всех подписных листах, в сведениях о лице, осуществившего сбор подписей, в нарушение требований выше указанных законов отсутствует наименование субъекта Российской Федерации и наименование района. Следовательно, подписные листы изготовлены с нарушением требований установленных в приложении № 3 Закона № 107 - ЗСО и все подписи, имеющиеся в подписных листах, представленных Мальцевым В.В. являются недействительными.

Кроме того, в соответствии с п. «д» части 10 статьи 31 Закона № 107 - ЗСО исправления в дате внесения подписи должны быть отмечены избирателем, в то время как в ниже указанных подписных листах данные исправления, отмечены лицом, осуществляющим сбор подписей. Подписные листы: 1 (строка 8), 15 (строка 3), 16 (строка 9), 17 (строка 9), 18 (строка 6), 23 (строка 2).

Так же, просят признать недействительными подписи избирателей с исправлениями, не отмеченными в подписных листах (п. «е» части 10 статьи 31 ЗСО). К таковым относятся следующие подписи: Лист 1 (строка 1 имя избирателя), лист 3 (строки 1-3, в слове Энгельсский), лист 7 (строка 5, имя), лист 8 (строка 4, дата внесения подписи), лист 20 (строка 2, номер дома) и подписи: в листе 9 строке 2 дата внесения подписи написана не избирателем, в листе 12 в строках 3 и 4 дата внесения и подпись написана одним и тем же лицом, в листе 19 в строке 3 дата внесения подписи не ясна.

Кроме того, в нарушение статьи 26 Закона № 107 - ЗСО при выдвижении кандидат, вместе с заявлением, представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Мальцевым В.В. в избирательную комиссию были представлены только копии отдельных страниц (стр. 2,3,5) паспорта, копия всего документа не представлена, что является основанием к отказу в регистрации.

Таким образом, представители заявителя полагают, что избирательная комиссия обязана была отказать Мальцеву В.В. в регистрации его как кандидата в депутаты.

Просили признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и обязать комиссию отказать в регистрации кандидату Мальцеву В.В.

Представитель территориальной избирательной комиссии Казарова А.Г. заявленные требования не признала. В обоснование возражений пояснила, что Мальцев В.В. выдвинул свою кандидатуру для участия в выборах в Собрание депутатов Энгельсского муниципального района по одномандатному округу в порядке самовыдвижения. В соответствии со ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных законом, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Документы для регистрации были предоставлены кандидатом в установленные сроки и в соответствии с требованиями закона. Представленные подписные листы были проверены рабочей группой по поручению территориальной избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего рабочая группа рекомендовала территориальной комиссии зарегистрировать Мальцева В.В. в качестве кандидата, поскольку число достоверных подписей, по мнению рабочей группы, являлось достаточным для регистрации кандидата, о чем был составлен итоговый протокол проверки подписных листов. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было принято решение о регистрации Мальцева В.В. в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района по одномандатному округу . Вопрос об отсутствии в сведениях об избирателях и о лицах, осуществлявших сбор подписей указания в адресе места жительства наименования района исследовался рабочей группой, а также обсуждался на заседании избирательной комиссии, комиссия пришла к выводу о возможности регистрации как кандидата Мальцева В.В., так и других кандидатов с аналогичными подписными листами.

В соответствии с п.6 ст.30 Закона Саратовской области в подписном листе избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения, в также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Следовательно, при определении места жительства следует исходить из данных о регистрации гражданина в органах регистрационного учета граждан, о чем напрямую говорит данная норма права, а также из нормативно-правовых актов определяющих административно-территориальное деление на территории Российской Федерации и регулирующих порядок установления адресных ориентиров.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что при определении места жительства следует исходить из данных о регистрации гражданина в органах регистрационного учета граждан.

Наименования «Энгельсский муниципальный район» вообще не входит в систему административно-территориального деления Российской Федерации, а применяется только в рамках законодательства об организации местного самоуправления.

Считает необоснованными доводы, что часть подписей следует признать недействительными, так как сведения в строке 8 листа 1. в строке 9 листа 16, в строке 6 листа 18, в строке 2 листа 23, в строке 5 листа 7, в строке 4 листа 8 были признаны недействительными. Иные доводы необоснованны, так как исправления как таковые отсутствуют; в некоторых случаях имеются «помарки», связанные с особенностями почерка, пишущих средств, особыми условиями заполнения подписных листов.

Довод о том, что Мальцевым В.В. не представлена копия паспорта, а только несколько его страниц ничем не обоснован и не подтвержден. Согласно акта о приеме документов от ДД.ММ.ГГГГ в нем отсутствуют примечания, свидетельствующие о неполноте или отсутствии каких-либо сведений и документов. Кроме того, в соответствии с п. 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полноту представленных кандидатом документов исследует избирательная комиссия и в случае выявления неполноты или отсутствия каких-либо сведений за три дня до принятия решения о регистрации уведомляет об этом кандидата. Отсутствие такого уведомления также является подтверждением полноты представленных кандидатом Мальцевым В.В. сведений.

Кроме того, к моменту рассмотрения на комиссии ДД.ММ.ГГГГ вопроса о регистрации кандидата Мальцева В.В. большинство кандидатов уже было зарегистрировано с аналогичными сведениями о месте жительства избирателей, лиц, собиравших подписи, а также кандидатов в депутаты в порядке самовыдвижения и выдвинутых по решению партий. Отказ в регистрации кандидату Мальцеву повлек бы ущемление его активного избирательного права по отношению к другим зарегистрированным кандидатам.

Мальцев В.В. не согласился с заявленными требованиями. Пояснив, что сведения о месте жительства граждане обязаны указывать соответствующие паспортным данным и иного документа у них, подтверждающих свое место жительство не имеется. На основании чего в подписных листах и указывались избирателями, а также лицом, отбирающим подписи место жительство согласно паспортным данным: <адрес>. При сдаче документов на регистрацию его кандидатом в депутаты им предоставлялась в избирательную комиссию копия паспорта полностью. В удовлетворении требований просил отказать.

После перерыва Мальцев В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Представитель Мальцева В.В., согласно доверенности Элифханов И.Б., доводы доверителя поддержал в полном объеме, в удовлетворении требований просил отказать. В судебном заседании пояснил, что в подписных листах избирателями место их жительства указано по документу, удостоверяющему личность и оснований указывать какой либо иной адрес, а именно «Энгельсский район» у избирателей не было, так как место их жительство указано в паспорте: «Саратовская область, г. Энгельс», что соответствует сведениям указанным и в подписных листах. С доводами, что ряд подписей следует признать недействительными не согласен, так как при проверке подписных листов рабочей группой избирательной комиссии ряд подписей были исключены, оставшиеся подписи являлись предметом обсуждения и признаны оформленными в соответствии с законом. Что его доверитель сдавал вместе с необходимым пакетом документов копию паспорта в полном объеме считает доказанным имеющимися материалами, а именно пояснениями самого Мальцева В.В., секретаря комиссии ФИО11, принимавшей документы, актом о приеме документов, где указана «копия паспорта», а не отдельные листы документа. То, что секретарь комиссии в последствии отложила, на ее взгляд, не существенные пустые листы паспорта отдельно, не может являться основанием для отказа кандидату в регистрации, так как его виновных действий в этом нет, все необходимые документы им были представлены. В удовлетворении требований просит отказать.

Заслушав участников процесса, свидетелей, исследовав в судебном заседании материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать заявителю в удовлетворении требований, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд считает, что требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Как следует из ст. 3 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

На основании п.п. 1,2,3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района были назначены выборы депутатов Собрания депутатов Энгельсского муниципального района четвертого созыва (л.д. 15). Решение было опубликовано в районной газете «Наше слово» от ДД.ММ.ГГГГ(21627) (л.д. 14).

Постановлением избирательной комиссии Саратовской области «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных районов на территориальные избирательные комиссии муниципальных районов Саратовской области» от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательной комиссии муниципального образования (Энгельсского муниципального района) возложены на территориальную избирательную комиссию Энгельсского муниципального района. Решением собрания депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ выборы назначены на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15,58). Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схеме одномандатных округов ( л.д. 34). ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление о «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района» (л.д.59). Таким образом, установлена легитимность территориальной избирательной комиссии.

Согласно Календарному плану мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания Энгельсского муниципального района четвертого созыва в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ», принятого решением Территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ , далее - Календарный план) в период после официального опубликования решения о назначении выборов и до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась процедура выдвижения кандидатов как в порядке самовыдвижения, так и в порядке выдвижения избирательным объединением (л.д.19-33).

На основании п.1, 2, 2.1, 3 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан РФ» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу

Согласно ст. 26 Закона Саратовской области № 107 «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, на должность главы муниципального образования принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном избирательном округе. Самовыдвижение кандидата может производиться после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования       (публикации) схемы избирательных округов и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Законом, после поступления в нее документов, предусмотренных указанной статьей, а именно: заявления в письменной форме выдвинутого лица, со сведениями указанными в ч.6 ст. 26, при этом вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения. Согласно ч. 7 ст. 26 документы, указанные в части 6 настоящей части, кандидат обязан представить лично. Согласно ч. 12 ст. 26 соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения представленных в соответствии с настоящей статьей документов незамедлительно после их представления лицам, их представившим.

Согласно п.1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 4 статьи 25, части 6 статьи 26 или в п. «з» части 2 статьи 29 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 15 настоящей статьи.

Для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 55 дней до дня голосования и не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом «з» части 2 статьи 29 настоящего Закона;

протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, и подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, или решение политической партии, указанное в части 15 настоящей статьи..

На основании п. 1.1 ст. 31 Закона № 107-ЗСО при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе муниципального списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2, 4 статьи 25, частью 6 статьи 26 или частью 1, пунктом «з» части 2, частью 11 статьи 29 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), муниципального списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Рассматривая довод заявителя в той части, что Мальцевым В.В. в избирательную комиссию представлены не все документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты, что является основанием для признания незаконными решения избирательной комиссии о его регистрации, а именно копия паспорта представлена не в полном объеме документа, суд считает его не состоятельным и не подтвержденным материалами дела.

В судебном заседании установлено, что Мальцев В.В. ДД.ММ.ГГГГ, соблюдая установленные сроки и порядок, обратился в территориальную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва. При этом, лично представив заявление, документы, в том числе и копию всех листов паспорта с подлинным документом. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями самого Мальцева В.В., актом от ДД.ММ.ГГГГ, являющимся письменным подтверждением получения документов, представленных в соответствии со ст. 26 Закона № 107 - ЗСО, где в п. 3 отмечено о принятии копии паспорта, а не каких либо его листов (л.д. 140,141).

Кроме того, опрошенная в судебном заседании свидетель ФИО11, являющаяся секретарем комиссии и принимавшая документы от кандидата Мальцева В.В., пояснила, что кандидатом предоставлялась копия всего паспорта, всех его листов, как заполненных, так и пустых. Замечаний к документам им сданных не было, что подтверждается не заполненными графами «примечание» в акте о сдачи документов. В последствии, с учетом, что дела кандидатов объемные, возможности по хранению ограничены, она убирала из документов кандидатов пустые листы копии паспортов, которые охраняться в отдельной папке. Пустые листы копии паспортов убирала почти у всех кандидатов, так как членов комиссии интересуют только копии листов с отметками в паспорте, а пустые не нужны.

Свидетель ФИО12, являющаяся членом избирательной комиссии пояснила, что знакомилась с делом Мальцева В.В. до решения вопроса о его регистрации, видела копию всего паспорта, приобщенного с документами. Со всеми делами кандидатов, с которыми она знакомилась, копия паспорта была приобщена полностью.

Свидетель ФИО13 пояснил, что не присутствовал при приеме документов у Мальцева В.В., он листал дело Мальцева В.В. после его регистрации кандидатом, за несколько дней до судебного разбирательства. Видел не копию паспорта со всеми листами документа, а только первые 2-3 листа, какие конкретно не помнит. Документы просматривались им самостоятельно, и вопрос о наличии еще каких-нибудь документов кандидатов перед секретарем, другими членами комиссии им не ставил. Он участвовал в заседании рабочей группы ДД.ММ.ГГГГ и при принятии решения о регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Голосовал против регистрации Мальцева В.В. кандидатом в депутаты, так как считает, что им представлены подписные листы, оформленные не в соответствии с требованиями закона, так как избирателями указан не полный адрес места жительства, без наименования района. Иных претензий к документам представленных Мальцевым В.В. не имел.

Свидетель ФИО14 пояснил, что является членом избирательной комиссии, знакомился с делом Мальцева В.В., обратил внимание на то, что у него приложена копия всего паспорта. Претензий к документам Мальцева В.В. и их достаточности не было. При рассмотрении подписных листов, некоторые подписи были признаны недействительными, с этим был согласен и сам кандидат. Документы принимает секретарь комиссии, а в дело кандидата вкладываются уже необходимые документы, с которыми комиссии потом и работает. На вопрос представителя заявителя свидетель ответил, что к делу Мальцева В.В. приобщена копия паспорта на трех листах, в то время как у многих кандидатов в депутаты только один лист, с анкетными данными и регистрацией, считает, что эти сведения являются обязательными и достаточными, поэтому они и остаются в дела, а у Мальцева было больше страниц паспорта, чем у остальных кандидатов.

Пояснения свидетелей ФИО13 и ФИО14 не могут исключить имеющиеся сведения, подтверждающие сдачу Мальцевым В.В. в избирательную комиссию всего откопированного паспорта, так как ФИО15 смотрел дело Мальцева В.В. после принятия решения о его регистрации, несколько дней назад. Вопрос о недостаточности листов в копии паспорта на комиссии не поднимался и не рассматривался. Пояснения свидетеля ФИО14 непоследовательны и противоречивы, не могут быть приняты судом.

Таким образом, суд считает, что доказательств того, что Мальцевым В.В. при сдачи документов на регистрацию кандидатом в депутаты были поданы только копии страниц паспорта 2-3,5 не представлено. Кроме того действия секретаря комиссии по разбивки копии паспорта и приобщении к сформированному делу кандидата части листов, несущих информацию, не является обстоятельством, подтверждающим ненадлежащие действия самого кандидата.

Судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ Мальцевым В.В. были представлены в комиссию все необходимые документы, перечень которых установлен ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ и ст.26 Закона № 107-ЗСО, кроме того, поскольку Мальцеву В.В. не было доведено до сведения, как при принятии документов, так и перед заседанием комиссии ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в соответствии с региональным законодательством представить дополнительные сведения по паспортным данным суд приходит к выводу, что все необходимые сведения, в том числе и полную копию паспорта кандидат представил (л.д.143-155).

Также суд считает не состоятельным доводы заявителя о том, что представленные кандидатом в депутаты Мальцевым В.В. подписные листы являются недействительными, так как заполнены с нарушением требований закона (л.д. 60-63), а именно: сведения о месте жительства кандидата должны быть указаны: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, Мальцевым В.В. указано место жительство - <адрес>. Также считают, что во всех подписных листах Мальцева В.В. не указан полный адрес избирателей, так как отсутствует наименование района - «Энгельсский муниципальный район». Эта же информация отсутствовала в заверительной подписи, совершенной лицом, осуществляющим сбор подписей, и в данных о месте проживания кандидата, указанных в подписном листе.

В соответствии с п.6 ст.30 Закона № 107 Саратовской области в подписном листе избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения, в также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Следовательно, при определении места жительства следует исходить из данных о регистрации гражданина в органах регистрационного учета граждан, о чем напрямую говорит данная норма права, а также из нормативно-правовых актов определяющих административно-территориальное деление на территории Российской Федерации и регулирующих порядок установления адресных ориентиров. Кроме того, законодательно не определено, из каких иных источников, кроме паспортных данных или документа его заменяющего, следует брать сведения о месте жительства гражданина.

На территории Российской Федерации действует Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО), который принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413 и входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. В преамбуле (Введении) данного нормативного акта указано, что ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и обработки информации в разрезах административно-территориального деления. В классификаторе принята иерархическая система классификации. Город Энгельс включен в Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления в качестве города областного подчинения (код по ОКАТО 63 450), т.е. отнесен наряду с Энгельсским районом (код по ОКАТО 63 250) ко второму уровню классификации.

Таким образом, между указанными административно-территориальными единицами отсутствует иерархическая административная подчиненность, и соответственно. город Энгельс является индивидуально определенным административно-территориальным объектом при условии указания на наименование субъекта - Саратовской области (код по ОКАТО 63), в административном подчинении которого он находится в соответствии с классификатором. Следовательно, указание района в адресе места жительства граждан, проживающих в городе Энгельсе, не требуется. Таким же образом указано место жительство гражданина в паспорте, где поименовано г. Энгельс Саратовской области, соответствующий адрес, без указания «Энгельсского района».

Также, суд считает не состоятельным доводы заявителя, что необходимо указывать наименования «Энгельсский муниципальный район» а не просто «Энгельсский район», так как данное наименование вообще не входит в систему административно-территориального деления Российской Федерации, а применяется только в рамках законодательства об организации местного самоуправления в Российской Федерации и является в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наименованием муниципального района, в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что при определении места жительства следует исходить из данных о регистрации гражданина в органах регистрационного учета граждан. В соответствии с «Правилами регистрации граждан по месту жительства. ..», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713 - местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Администрация Энгельсского муниципального района, устанавливающая адресные ориентиры на территории города Энгельса в рамках своих полномочий, при присвоении адреса объекту также не указывает наименование района.

Соответственно, отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в городе Энгельсе в сведениях о регистрации граждан по месту жительства, зарегистрированных в городе Энгельсе также не указывает наименование района, что подтверждается выдаваемыми справками и сведениями паспорта о регистрации.

Опрошенные в судебном заседании свидетели ФИО16 (подписной лист № ) и ФИО17 (подписной лист ) пояснили, что сведения лицу, собиравшему подписи за кандидата, указывали из паспортных данных и считали, что оснований указывать какие либо иные сведения не имели (л.д. 125-130).

Аналогичные положения и правила применяются в городе Саратове применительно к указанию наименования «Саратовская область» для граждан, зарегистрированных в городе. Город Саратов является административным центром Саратовской области, в паспорте Мальцева место регистрации указано г. Саратов, без наименования «Саратовская область», наименование субъекта производно от наименования города.

Представленные сведения, как кандидатом, так и избирателями о месте своего жительства, соответствуют паспортным данным и не противоречат действительному месту жительства граждан.

Кроме того, это обстоятельство являлось предметом рассмотрения, и обсуждения на заседании избирательной комиссии по регистрации кандидатов, в том числе и Мальцева В.В. Как пояснил свидетель, член комиссии ФИО13 на заседании рабочей группы по проверке подписных листов и заседании территориальной избирательной комиссии было высказано мнение о необходимости указания в адресе наименования района. Данные обстоятельства обсуждались избирательной комиссией, сам свидетель считает, что наименование района подлежит указывать, голосовал против регистрации кандидата Мальцева В.В., но рабочая группа и комиссия большинством голосов приняла решение о регистрации как Мальцева В.В., так и иных кандидатов, с аналогично оформленными подписными листами. Данные обстоятельства также подтверждаются копией протокола заседания избирательной комиссии (л.д. 156-162) и документами, представленными для сведения, в отношении регистрации иных кандидатов: ФИО18 (л.д.96-122), ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22 (л.д. 165-205).

Заявитель необоснованно считает, что у кандидата Мальцева В.В. отсутствует необходимое для регистрации количество достоверных подписей, так как ряд подписей оформлены с исправлениями, неоговоренными надлежащим образом, не читаемы, не ясны.

Написание имени лист 1 строка 1 и указание года лист 15 строка 3, суд не считает неоговоренными исправлениями, а относит к характерной манере письма, которая прослеживается в заполнении подписного лица, при этом написание имени и года не искажены, читаемы. Кроме того, оформление подписей являлись предметом обсуждения на рабочей группе избирательной комиссии и признаны соответствующими требования закона (л.д. 60-73).

Рассмотрев подписи и оформление подписных листов, суд считает, не являются неоговоренными исправлениями, написание названия района лист 3 строки 1-3, имеет место характерный почерк лица заполнявшего подписной лист, номере дома лист 20 строка 2 (л.д. 78), имеет место недостаток стержня пишущего средства, где на листе также имеются жирные написания иных цифр, букв; не является не ясной запись даты и роспись избирателя лист 17 строка 9 (л.д.75), имеет место наложение подписи на дату, при этом и подпись и дата читаемы.

Сведения в листе 1строка 8, в листе 16 строка 9, в листе 18 строке 6, в листе 23 строка 2, в листе 7 строка 5, в листе 8 строка 4 листа - были признаны недействительными и исключены при рассмотрении подписных листов рабочей группой (л.д.140).

Доводы заявителя, что должны были быть признаны недействительными подписи: в листе 9 строке 2 дата внесения подписи написана не избирателем, в листе 12 в строках 3 и 4 дата внесения и подпись написана одним и тем же лицом, в листе 19 в строке 3 дата внесения подписи не ясна, не состоятельны. При обозрении подлинных подписных листов в судебном заседании представитель заявителя согласились с обстоятельствами, что в листе 19 в строке 3 дата внесения подписи ясна, ДД.ММ.ГГГГ. В отношении написания дат и подписи не избирателями доводы заявителя голословны, определяются визуально, в листе 12 строки 3 и 4 произведены членами одной семьи, проживающими в одной квартире, возможность и похожего почерка, при этом довод, что граждане являются разнополыми и манера письма у мужчин и женщин, даже состоящих в родстве различна, не может являться основанием, для исключения данных подписей. Кроме того рабочая группа исследовала все подписные листы, никто из членов рабочей группы не указал на сомнения в подлинности подписей и необходимость проведения экспертизы. Все замечания членов рабочей группы при проверке подписных листов были учтены. Заявитель, а также представитель от выдвинувшей его политической партии также не воспользовались предоставленным им правом и в период проверки подписей избирателей не сослались на данное обстоятельство и не заявили о необходимости дополнительных исследований.

Согласно ч.1 ст. 32 Закона Саратовской области № 107-ЗСО все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Избирательная комиссия приняла решение с учетом указанных выше обстоятельств, а также с учетом того, что к моменту рассмотрения на комиссии ДД.ММ.ГГГГ вопроса о регистрации кандидата Мальцева В.В. большинство кандидатов уже было зарегистрировано с аналогичными сведениями о месте жительства избирателей, лиц, собиравших подписи, а также кандидатов в депутаты в порядке самовыдвижения и выдвинутых по решению партий.

При этом суд учитывает, что ряд решений об отказе в регистрации в депутаты Энгельсского муниципального собрания депутатов, которым избирательная комиссия Энгельсского муниципального района отказала в регистрации были отменены Избирательной комиссией Саратовской области и основания отказа как наличие неоговоренных исправлений, даты внесения подписей избирателей выполнены не собственноручно избирателем, были охарактеризованы, как формальные, препятствующие реализации прав кандидатов и не приняты избирательной комиссией Саратовской области в качестве влекущих недействительность подписи (л.д. 165-205).

В соответствии с п. 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полноту представленных кандидатом документов исследует избирательная комиссия и в случае выявления неполноты или отсутствия каких-либо сведений за три дня до принятия решения о регистрации уведомляет об этом кандидата. Отсутствие такого уведомления также является подтверждением полноты представленных кандидатом Мальцевым В.В. сведений, и в соответствии с п.5 Постановления ЦИК от 23.03.2007г. комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «6.1» и (или) «6.2» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Отказ в регистрации кандидату Мальцеву В.В. повлек бы ущемление его активного избирательного права по отношению к другим зарегистрированным кандидатам, а также нарушение пассивных избирательных прав избирателей данного округа, лишившихся бы возможности отдать свой голос в пользу данного кандидата, предоставившего сведения, аналогичные тем, которые представили ранее зарегистрированные кандидаты в части указания адреса места жительства.

Суд считает, что отмена регистрации кандидата в депутаты может являться санкцией за допущенные им нарушения и исходит из презумпции наличия пассивного избирательного права у кандидата в депутаты Мальцева В.В. пока не будет доказано, что имеются установленные законом основания к лишению его такого права. В судебном заседании не установлено, и не представлено доказательств того, что Мальцевым В.В. допущено какое-либо нарушение закона, которое может быть признано достаточным основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Следовательно, оснований для лишения Мальцева В.В. конституционного права быть избранным депутатом Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу не имеется.

Поскольку в ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что при принятии избиркомом решения от ДД.ММ.ГГГГ нарушений закона не установлено, следовательно, заявление Синичкина В.П. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Синичкину В.П. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Мальцева В.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва и вынести новое решение, которым отказать в регистрации Мальцева В.В. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу .

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения, через Энгельсский районный суд.

Председательствующий подпись С.В. Шестакова