№ 2-832/2011, 14.03.2011, о компенсации морального вреда



Дело № 2-832(1)/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

14 марта 2011 года                    г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:председательствующего судьи Паршиной С.В.при секретаре Фуртас С.М.

с участием помощника прокурора Беляковой И.В., представителя ответчика по доверенности Бердышевой Е.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асламова В.Н. к Государственному учреждению здравоохранения «Энгельсская психиатрическая больница» о компенсации морального вреда

установил:

Асламов В.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению здравоохранения «Энгельсская психиатрическая больница» о компенсации морального вреда в размере 10000000 руб. Требования мотивирует тем, что в 1992 году по результатам обследования ему был поставлен диагноз <данные изъяты> С указанным диагнозом он был поставлен на психиатрический учет и признан негодным к прохождению воинской службы. 01 апреля 2005 года в рамках уголовного дела была проведена амбулаторная судебная психиатрическая экспертиза, в заключении которой указано, что в период инкриминируемого деяния, Асламов В.Н. не обнаруживал признаков временного психического расстройства. Считает, что поставленным ему ГУЗ «Энгельсская психиатрическая больница» диагнозом в течение 13 лет были ущемлены его права как человека и гражданина.

В судебное заседание истец Асламов В.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, находится в местах лишения свободы.

Представитель ответчика по доверенности Бердышева Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что за последствия от правильно поставленных диагнозов учреждения здравоохранения ответственности не несут, ГУЗ «Энгельсская психиатрическая больница» действовало в рамках и на основании законодательства, соответственно вина в действиях (бездействии) ответчика отсутствует. Асламову В.Н. на основании заключения комиссии врачей был поставлен диагноз - <данные изъяты>. Данный диагноз не опровергнут и при проведении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной комиссией врачей-психиатров Психиатрической клинической больницы им. ФИО5.

Представитель 3-го лица военного комиссариата г. Маркса и Марксовского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагающего, что требования удовлетворению не подлежат, суд считает, что исковые требования Асламова В.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Статьей 40 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" предусмотрено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.

Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Согласно ст. 68 Основ в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 66 настоящих Основ.

В силу ч. 1 ст. 66 Основ в случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Асламов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ был направлен в Энгельсскую психиатрическую больницу врачом-психиатром Марксовского горвоенкомата в связи с затруднением окончательного определения его психического состояния здоровья как призывника на военную службу.

ДД.ММ.ГГГГ врачом-психиатром Энгельсской психиатрической больницы Асламову В.Н. был поставлен предварительный диагноз: <данные изъяты>. Для постановки окончательного диагноза Асламов В.Н. нуждался в стационарном обследовании.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Асламов В.Н. находился на стационарном обследовании в Энгельсской психиатрической больнице.

По итогам обследования Асламову В.Н. был поставлен диагноз: <данные изъяты>. Был выписан в связи с окончанием обследования.

Данные обстоятельства подтверждаются медицинской картой стационарного больного.

ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии Марксовского горвоенкомата Асламов В.Н. на основании заключения комиссии врачей Энгельсской психиатрической больницы признан негодным к военной службе в мирное время, годен к нестроевой службе в военное время.

ДД.ММ.ГГГГ приговором Перовского районного суда г. Москвы Асламов В.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство) и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 7-9).

В рамках производства по уголовному делу в связи с сомнением в психической полноценности Асламова В.Н. судом была назначена судебно-психиатрическая экспертиза.

По заключению комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГ Асламов В.Н. обнаруживает эмоционально-неустойчивое расстройство личности и пагубное (с вредными последствиями) употребление алкоголя. Об этом свидетельствуют данные его анамнеза и медицинской документации об отягощенной алкоголизмом наследственности, формировании с детства психопатических черт характера (раздражительность, вспыльчивость, конфликтность), трудностях поведения, сведения об эпизодическом употреблении алкоголем. В период инкриминируемого деяния Асламов В.Н. не обнаруживал признаков временного психического расстройства либо иного болезненного состояния психики, находился в состоянии простого алкогольного опьянения, мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими (л.д. 10-11).

Обращение Асламова В.Н. мотивировано тем, что ответчиком незаконно в 1992 году ему был поставлен диагноз <данные изъяты> Считал, что поставленный диагноз на протяжении 13 лет ограничивал и ущемлял его права и свободы: право на образование, право на труд, право на выбор места жительства, право на выполнение долга в виде службы в рядах вооруженных сил РФ (л.д. 4).

В соответствии с положениями ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Статья 1064 помещены в параграфе 1 «Общие положения о возмещении вреда» главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 1099 («Общие положения»), находящаяся в параграфе 4 «Компенсация морального вреда» той же главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержит общие нормы об основаниях и размере компенсации морального вреда. Следовательно, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.

В силу абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальны блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как предусмотрено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» № 10 от 20 декабря 1994 года с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Согласно п. 21 Приказа Минобороны СССР от 09.09.1987 № 260 (ред. от 16.07.1990) «О введении в действие Положения о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР (на мирное и военное время) (утратившего силу, действующего на момент возникновения правоотношений) в случаях, когда врачи затрудняются окончательно определить состояние здоровья призывника, призывная комиссия направляет его на амбулаторное или стационарное обследование в лечебное (лечебно-профилактическое) учреждение. В направлении указывается предполагаемый диагноз и что именно необходимо уточнить при обследовании. К направлению прилагается акт исследования состояния здоровья.

По окончании обследования призывника врачами лечебного (лечебно-профилактического) учреждения составляется акт исследования состояния здоровья, который подписывается главным врачом этого учреждения и врачом, проводившим обследование, и скрепляется гербовой печатью лечебного (лечебно-профилактического) учреждения. Акт представляется на рассмотрение призывной комиссии, которая решает вопрос о годности призывника к военной службе с учетом всех данных о состоянии его здоровья и физического развития.

Как было установлено в судебном заседании, обследование Асламова В.Н. в условиях психиатрического стационара было необходимо для получения окончательного диагноза и решения вопроса о его годности к военной службе и призыве на действительную военную службу.

Ссылка Асламова В.Н. на незаконность поставленного ему диагноза в виде психопатии смешанного типа отвергается судом как несостоятельная, поскольку доказательств обратному истцом не представлено.

То обстоятельство, что в период инкриминируемого ему в 2005 году деяния Асламов В.Н. не обнаруживал признаков временного психического расстройства либо иного болезненного состояния психики, не свидетельствует о незаконности диагноза, поставленного врачами-психиатрами в 1992 году.

Наличия каких-либо виновных действий ответчика истцом Асламовым В.Н. суду не представлено.

Таким образом, правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку вины ответчика в нарушении прав истца не установлено, поэтому в иске Асламову В.Н. должно быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 11,12,56,67,196-199 ГПК РФ, суд

    

решил:

в иске Асламову В.Н. к Государственному учреждению здравоохранения «Энгельсская психиатрическая больница» о компенсации морального вреда отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Энгельсский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Решение на 4-х страницах.


Судья:                      С.В. Паршина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200