Дело № 2-1028(1)/2011 решение от 11.04.2011 г. по иску Джубаншкалиева к Администрации МО г.Энгельс о признании незаконными действий администрации МО г. Энгельс, признании права на получение благоустроенного жилого помещения



- -

Дело № 2-1028(1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года                                                                                               г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Орловой Т.А.,

при секретаре Евсеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джубаншкалиева А.Т, к Администрации Энгельсского муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконными действий администрации, признании права на получение благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения,

установил:

Джубаншкалиев А.Т. через своего представителя по доверенности Прихожего А.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее администрация МО город Энгельс) о признании незаконными действий администрации, признании права на получение благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности участкового уполномоченного отдела милиции Управления внутренних дел по Энгельсскому муниципальному району Саратовской области. С ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с Джубаншкалиевой Татьяной Викторовной. В настоящее время они не имеют жилых помещений в собственности и не являются нанимателями жилья по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО город Энгельс с заявлением об обеспечении его жильем. Однако, в соответствии с решением органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях было отказано, в связи предоставлением пакета документов, не в полной мере соответствующего требованиям Закона Саратовской области №Э9-ЗСО от 28.04.2005 года. ДД.ММ.ГГГГ истец представил недостающие документы. ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО город Энгельс уведомила истца о том, что его заявление не рассмотрено, в связи с тем, что им не представлены сведения о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета с прежнего места жительства. Истец считает, что данное основание не рассмотрения заявления является незаконным. Просит суд признать незаконными действия Администрации МО город Энгельс по непостановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и непредоставлению жилого благоустроенного помещения. Признать за ним право на получение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 32 квадратных метров, по договору социального найма. Обязать Администрацию МО город Энгельс предоставить ему на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32 квадратных метров.

Джабаншкалиев А.Т. о месте и времени судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Прихожий А.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации МО город Энгельс по доверенности Плакунова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, пояснила суду, что обращение в суд Джубаншкалиева А.Т. с требованием о признании действий администрации МО г. Энгельс выразившееся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконными - преждевременно, в связи с отсутствием отказа в постановке на учет из администрации МО г. Энгельс и нарушении прав Джубаншкалиева А.Т., требование истца об обязании администрации МО г. Энгельс предоставить благоустроенное жилое помещение так же преждевременно, так как только после рассмотрения заявления и постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий орган местного самоуправления вправе был осуществлять действия по решению вопроса о предоставлении жилья. В соответствии ст. 44, 56 ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением. Таким образом обеспечение данных работников милиции (полиции) жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть являются государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета города Энгельса.

Представитель третьего лица Управления внутренних дел по Энгельсскому муниципальному району Саратовской области (далее УВД по Энгельсскому муниципальному району) действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Шишова Е.В. против заявленных требований не возражала, просила суд рассмотреть дело в соответствии с законом по имеющимся в деле документам.

Третье лицо Джубаншкалиева Т.В. о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.

С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования должны быть удовлетворены в следующем объеме и по следующим основаниям.В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.Согласно статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, наряду с другими функциями, относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что к ведению указанного органа относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.В силу статьи 30 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года (в редакции от 31 марта 1999 года № 68-ФЗ и от 29 декабря 2000 года № 16-ФЗ) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции непозднее шести месяце с момента вступления в должность.Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности участкового уполномоченного отдела милиции Управления внутренних дел по Энгельсскому муниципальному району Саратовской области. С ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с Джубаншкалиевой Татьяной Викторовной, каких-либо жилых в собственности не имеют. В настоящее время они зарегистрированный и проживают по адресу: <адрес> Собственником указанного жилого помещения является ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, которые так же проживают в данном жилом помещении. Данные обстоятельства подтверждаются справкой УВД по Энгельсскому муниципальному району <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копией справки ОАО «Единый расчетно-кассовый центр» от ДД.ММ.ГГГГ, копией сообщения Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ , копией сообщения Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ , копией сообщения Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ , копией справки Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» Энгельсское отделение от ДД.ММ.ГГГГ , копией справки Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» Энгельсское отделение от ДД.ММ.ГГГГ , копией справки Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» Энгельсское отделение от ДД.ММ.ГГГГ , копией свидетельства о заключении брака между Джубаншкалиевым А.Т. и Микшис Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Кроме того, судом так же установлено, что Джубаншкалиев А.Т. в период до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Джубаншкалиеву Т.Г. с ДД.ММ.ГГГГ согласно договора купли-продажи и свидетельства о праве собственности (л.д. <данные изъяты>). Представитель Джубаншкалиева А.Т. суду пояснил, что квартира по указанному выше адресу была приобретена Джубаншкалиевым Т.Г., по договору купли-продажи, Джубаншкалиев А.Т. не имеет права собственности на данную квартиру.

Доказательств, подтверждающих тот факт, что Джубаншкалиев А.Т. имеет право на данную жилую площадь суду не представлено.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Джубаншкалиев А.Т. вместе с Джубаншкалиевой Т.В. является нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеет право на получение отдельного жилого помещения по установленным законодательством нормам, предоставляемого соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями не позднее шести месяцев с момента вступления в должность участкового инспектора милиции.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО город Энгельс с заявлением об обеспечении его жильем (л.д. <данные изъяты>).

Сообщением администрации МО г. Энгельс от ДД.ММ.ГГГГ , в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях было отказано, в связи предоставлением пакета документов, не в полной мере соответствующего требованиям Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ истец представил недостающие документы (л.д. <данные изъяты>).

Сообщением администрации МО г. Энгельс от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО город Энгельс уведомила истца о том, что его заявление не рассмотрено, в связи с тем, что им не представлены сведения о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета с прежнего места жительства (л.д. <данные изъяты>).

С учетом изложенного, суд считает, что данный отказ администрации МО город Энгельс в постановке Джубаншкалиева А.Т. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении противоречит действующему законодательству.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В связи с чем, при разрешении спора суд руководствуется Законом РФ «О милиции» о нормами действующего жилищного законодательства.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Толкуя приведенную норму права, суд пришел к выводу, что жилое помещение может быть предоставлено сотруднику милиции, который признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности:

- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Так, согласно пп. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, сходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» предусмотрена норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке, - 32 квадратных метра общей площади.

В толковании Конституционного Суда РФ (Определение от 08 июля 2004 года № 303-О и Определение от 15февраля 2005 года № 58-О), предусмотренная статьей 30 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников милиции системы, которые находятся на территории муниципального образования, то есть по месту прохождения службы. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции системы, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.

Указанная обязанность органов местного самоуправления не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилого помещения Джубаншкалиеву А.Т., как сотруднику милиции, должно осуществляться из жилого фонда, находящегося в федеральной собственности по месту жительства, являются необоснованными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

В силу части 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. При таких обстоятельствах суд не находит оснований, по которым право истца на жилище должно быть ограничено, поэтому право последнего на жилище подлежит судебной защите.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать действия администрации муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившиеся в непостановке Джубаншкалиева А.Т. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого благоустроенного помещения, незаконными.

Признать за Джубаншкалиевым А.Т. право на получение жилого благоустроенного помещения общей площадью не менее 32 (тридцать два) квадратных метров, по договору социального найма в пределах города Энгельса Саратовской области.

Обязать администрацию муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области предоставить Джубаншкалиеву А.Т. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32 (тридцать два) квадратных метров в пределах города Энгельса Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Энгельсский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                                     Т.А. Орлова

Решение на семи страницах


Судья: Т.А. Орлова