2-1887(1)/2011г., от 24.05.2011г., судья Лавров Д.А., назначение пенсии



        

Дело № 2 - 1887 (1)/2011

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года                          г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Лаврова Д.А.,

при секретаре Буянкиной Н.И.,

с участием представителя истца Батяеева А.А., представителей ответчика Муратовой И.Ю., Щеголевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вечканов Г.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отмене решения, назначении трудовой пенсии по старости, взыскании суммы невыплаченной пенсии,

установил:

Вечканов Г.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее по тексту ГУ-УПФР в <адрес>) об отмене решения о прекращении назначения пенсии, назначении пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии. Свои требования мотивировал тем, что решением УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , было отменено решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения Вечканов Г.А. трудовой пенсии по старости. Вечканов Г.А. не согласен с таким решением УПФ по следующим основаниям: Согласно ст. 29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан. подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.1 и 2 ч.1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируются: назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления Закона «О социальной ищите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О     государственном      пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. При этом, УПФ в обжалуемом Решении не учитывает того, что согласно ст. 30 того же Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. Таким образом, считает, что Вечканов Г.А. имеет право на уменьшение возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет, поскольку в 1986г. он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данное подтверждается записью в военном билете Вечканов Г.А. на стр. 24. В соответствии со ст. 48 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Вечканов Г.А. имеет право на возмещение с УПФ в <адрес> суммы пенсии, назначенной ему решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и фактически не выплачиваемой с ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание истец Вечканов Г.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Вечканов Г.А. по доверенности Батяев А.А. иск поддержал, дал пояснения аналогичные доводам искового заявления.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР в <адрес> по доверенности Муратова И.Ю. иск не признала, пояснила, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со статьей 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно статье 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Указанная позиция подтверждена Верховным Судом Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В05-11, определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В08-8. Согласно представленных истцом документов к моменту обращения с заявлением о назначении второй пенсии - трудовой пенсии по старости, Вечканов Г.А. достиг 50 лет и имеет страховой стаж менее 25 лет. Соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует. При наличии страхового стажа 19 лет 10 месяцев 1 день Вечканов Г.А. будет иметь право на установление двух пенсий в возрасте 60 лет. С учетом положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Таким образом, одновременное получение истцом трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательство м не предусмотрено. Кроме того, считала, что необоснованно требование истца о взыскании расходов по оформлению доверенности в размере 730 рублей. В соответствии со статьей 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. Расходование этих средств осуществляется соответственно: страховых взносов - на выплату в дальнейшем страховой части трудовой пенсии лицам, уплатившим эти взносы; средств федерального бюджета - на выплату базовой части трудовой пенсии; доходов от инвестирования на выплату накопительной части трудовой пенсии. Таким образом, все поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации средства являются индивидуально возмездными обязательными платежами, то есть принадлежат и зачисляются на индивидуальный лицевой счет лиц, уплативших эти платежи. Следовательно, расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату сумм, которые бюджетом не предусмотрены, фактически ведет к тому, что эти суммы органы Пенсионного фонда должны выплачивать за счет средств других граждан, уплаченными ими в бюджет Пенсионного фонда в счет страховых взносов и которые должны быть направлены на выплату пенсии этим гражданам. Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований, органы пенсионного обеспечения должны выплатить взысканные по решению суммы за счет ущемления прав и законных интересов других лиц. В то же время, согласно Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Так, в подтверждение своих требований истец ссылается на копию доверенности и справки, выданной нотариусом Гаврилова Н.А Доверенность выдана представителю на ведение судебных дел, а также осуществление представительства в интересах доверителя во всех учреждениях и организациях, что говорит о том, что такая доверенность не содержит какой-либо конкретизации (указание на представление интересов в суде по данному спору). Поэтому такая общая судебная доверенность (справка об оплате удостоверения такой доверенности) может использоваться в суде (и не только в суде) неоднократно в разных судебных процессах, а следовательно не может являться основанием для взыскания денежной суммы, затраченной на ее оформление, с ответчика. В связи с полагала исковые требования Вечканов Г.А. об отмене Решения УПФР в <адрес> о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР в <адрес> по доверенности Щеголева В.В. иск не признала, что поддержала пояснения представителя Муратова И.Ю.

Заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Согласно статье 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Как установлено судом, Вечканов Г.А., на момент обращения в суд, достиг возраста 50 лет (л.д. *).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 9).

Истец Вечканов Г.А. является инвалидом 2 группы, заболевание и инвалидность связаны на основании сочетанного радиационного фактора с иными вредными факторами при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 56), является получателем пенсии по инвалидности (л.д. 57).

Согласно сведений пенсионного дела Вечканов Г.А., его страховой стаж составляет 19 лет 10 месяцев 1 день, что не оспаривалось сторонами.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Так как к моменту обращения о наличии права на получение трудовой пенсии по старости Вечканов Г.А. не достиг 55 лет и не имеет страхового стажа 25 лет, то право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует.

Кроме того, согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Таким образом, одновременное получение Вечканов Г.А. трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действующим пенсионным законодательством не предусмотрено, решение о прекращении ее выплаты принято верно, оснований к взысканию невыплаченной пенсии не имеется.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований Вечканов Г.А. должно быть отказано, оснований к взысканию расходов на получение судебной доверенности не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Вечканов Г.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отмене решения, назначении трудовой пенсии по старости, взыскании суммы невыплаченной пенсии.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись.

Верно.

Судья                                                    Д.А. Лавров

Секретарь суда                               .

ДД.ММ.ГГГГ