Дело № 2 - 1887 (1)/2011 Решение Именем Российской Федерации 24 мая 2011 года г. Энгельс Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Лаврова Д.А., при секретаре Буянкиной Н.И., с участием представителя истца Батяеева А.А., представителей ответчика Муратовой И.Ю., Щеголевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вечканов Г.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отмене решения, назначении трудовой пенсии по старости, взыскании суммы невыплаченной пенсии, установил: Вечканов Г.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее по тексту ГУ-УПФР в <адрес>) об отмене решения о прекращении назначения пенсии, назначении пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии. Свои требования мотивировал тем, что решением УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, было отменено решение комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в части назначения Вечканов Г.А. трудовой пенсии по старости. Вечканов Г.А. не согласен с таким решением УПФ по следующим основаниям: Согласно ст. 29 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан. подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.1 и 2 ч.1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируются: назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления Закона «О социальной ищите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. При этом, УПФ в обжалуемом Решении не учитывает того, что согласно ст. 30 того же Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. Таким образом, считает, что Вечканов Г.А. имеет право на уменьшение возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет, поскольку в 1986г. он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данное подтверждается записью в военном билете Вечканов Г.А. на стр. 24. В соответствии со ст. 48 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Вечканов Г.А. имеет право на возмещение с УПФ в <адрес> суммы пенсии, назначенной ему решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и фактически не выплачиваемой с ДД.ММ.ГГГГ В судебное заседание истец Вечканов Г.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истца Вечканов Г.А. по доверенности Батяев А.А. иск поддержал, дал пояснения аналогичные доводам искового заявления. В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР в <адрес> по доверенности Муратова И.Ю. иск не признала, пояснила, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со статьей 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Согласно статье 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Указанная позиция подтверждена Верховным Судом Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В05-11, определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-8. Согласно представленных истцом документов к моменту обращения с заявлением о назначении второй пенсии - трудовой пенсии по старости, Вечканов Г.А. достиг 50 лет и имеет страховой стаж менее 25 лет. Соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует. При наличии страхового стажа 19 лет 10 месяцев 1 день Вечканов Г.А. будет иметь право на установление двух пенсий в возрасте 60 лет. С учетом положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которого гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Таким образом, одновременное получение истцом трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательство м не предусмотрено. Кроме того, считала, что необоснованно требование истца о взыскании расходов по оформлению доверенности в размере 730 рублей. В соответствии со статьей 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР в <адрес> по доверенности Щеголева В.В. иск не признала, что поддержала пояснения представителя Муратова И.Ю. Заслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В ранее действующей редакции данной нормы за указанной категорией граждан закреплялось право на получение пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Согласно пункту 2 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Согласно статье 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Как установлено судом, Вечканов Г.А., на момент обращения в суд, достиг возраста 50 лет (л.д. *). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 9). Истец Вечканов Г.А. является инвалидом 2 группы, заболевание и инвалидность связаны на основании сочетанного радиационного фактора с иными вредными факторами при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 56), является получателем пенсии по инвалидности (л.д. 57). Согласно сведений пенсионного дела № Вечканов Г.А., его страховой стаж составляет 19 лет 10 месяцев 1 день, что не оспаривалось сторонами. Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости. Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Так как к моменту обращения о наличии права на получение трудовой пенсии по старости Вечканов Г.А. не достиг 55 лет и не имеет страхового стажа 25 лет, то право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует. Кроме того, согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Таким образом, одновременное получение Вечканов Г.А. трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действующим пенсионным законодательством не предусмотрено, решение о прекращении ее выплаты принято верно, оснований к взысканию невыплаченной пенсии не имеется. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований Вечканов Г.А. должно быть отказано, оснований к взысканию расходов на получение судебной доверенности не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, решил: отказать в удовлетворении исковых требований Вечканов Г.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отмене решения, назначении трудовой пенсии по старости, взыскании суммы невыплаченной пенсии. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Энгельсский районный суд. Председательствующий: подпись. Верно. Судья Д.А. Лавров Секретарь суда . ДД.ММ.ГГГГ
пенсионном страховании в Российской Федерации» бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. Расходование этих средств осуществляется соответственно: страховых взносов - на выплату в дальнейшем страховой части трудовой пенсии лицам, уплатившим эти взносы; средств федерального бюджета - на выплату базовой части трудовой пенсии; доходов от инвестирования на выплату накопительной части трудовой пенсии. Таким образом, все поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации средства являются индивидуально возмездными обязательными платежами, то есть принадлежат и зачисляются на индивидуальный лицевой счет лиц, уплативших эти платежи. Следовательно, расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату сумм, которые бюджетом не предусмотрены, фактически ведет к тому, что эти суммы органы Пенсионного фонда должны выплачивать за счет средств других граждан, уплаченными ими в бюджет Пенсионного фонда в счет страховых взносов и которые должны быть направлены на выплату пенсии этим гражданам. Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований, органы пенсионного обеспечения должны выплатить взысканные по решению суммы за счет ущемления прав и законных интересов других лиц. В то же время, согласно Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Так, в подтверждение своих требований истец ссылается на копию доверенности и справки, выданной нотариусом Гаврилова Н.А Доверенность выдана представителю на ведение судебных дел, а также осуществление представительства в интересах доверителя во всех учреждениях и организациях, что говорит о том, что такая доверенность не содержит какой-либо конкретизации (указание на представление интересов в суде по данному спору). Поэтому такая общая судебная доверенность (справка об оплате удостоверения такой доверенности) может использоваться в суде (и не только в суде) неоднократно в разных судебных процессах, а следовательно не может являться основанием для взыскания денежной суммы, затраченной на ее оформление, с ответчика. В связи с полагала исковые требования Вечканов Г.А. об отмене Решения УПФР в <адрес> о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным.