2-4547(1)/2011г., от 04.10.2011г.. судья Лавров Д.А., об установлении факта не осуществления предпринимательской деятельности



        

Дело № 2 - 4547 (1)/2011

Решение

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 года                          г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Лаврова Д.А.,

при секретаре Шерстюк Д.В.,

с участием заявителя Ильиной О.П., представителя заявителя Бочкарева Е.Н., представителя Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда России в <адрес> Щеголева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильиной О.П. об установлении факта неосуществления предпринимательской деятельности,

установил:

Ильиной О.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просила установить факт неосуществления предпринимательской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В качестве основания заявленных требований, Ильиной О.П. ссылается на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекций ФНС России по <адрес> она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ была проведена государственная регистрация прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ она встала на учет по беременности и родам в МУЗ «Перинатальный центр» <адрес> консультация , со сроком беременности 6 недель. Онане осуществляла предпринимательскую деятельность в связи с беременностью и плохим состоянием здоровья в течении беременности, после рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ, не имела возможности заниматься предпринимательской деятельностью, так как ухаживала за ребенком. ГУ Пенсионный фонд РФ в <адрес> вынесло постановление о взыскании с нее фиксированных взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, 7 месяцев 201 1 года, и пени за их несвоевременную уплату. Считает, что у нее отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не только в период с нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, но и в период нахождению в отпуске по беременности и родам, поскольку она не осуществляла предпринимательскую деятельность в данные периоды, не получала дохода.

В судебном заседании заявитель Ильиной О.П. и ее представитель Бочкарева Е.Н. заявление поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда России в <адрес> Щеголева В.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявления.

Заслушав объяснения заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Ильиной О.П. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, поставлена на налоговый учет (л.д. 15, 16).

ДД.ММ.ГГГГ статус индивидуального предпринимателя у Ильиной О.П. прекращен (л.д. 18, 19-21).

В указанный период Ильиной О.П. была беременна, состояла на учете в женской консультации (л.д. 23), родила ребенка (л.д. 24), пользовалась льготами по рождению и уходу за ребенком (л.д. 25).

За указанный период Ильиной О.П. доходов не получала (л.д. 48).

Так же в этот период ей были начислены фиксированные взносы на обязательное пенсионное страхование за 2010 год и 7 месяцев 2011 года, с чем она не согласна и была вынуждена обратиться в суд (л.д. 13-14).

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели входят в круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и они, в силу пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязаны уплачивать за себя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым, как указывается в его статье 2, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять, таким образом, не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).

Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К ним, в частности, относится период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1). Этот период согласно пункту 2 данной статьи засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 названного Федерального закона. Причем для зачета в страховой стаж застрахованному лицу периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Закон не требует, чтобы этот период непосредственно предшествовал либо сразу следовал за периодом работы и (или) иной деятельности.

На возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета в объеме, предусмотренном федеральным законом; сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии (статья 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву»).

Предписания статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, - каких-либо исключений в отношении этой категории данным Федеральным законом не установлено. Определяя порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные нормы и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.

Следовательно, положения статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусматривающие взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и устанавливающие минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательный для уплаты, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору.

Таким образом, указанные нормы не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, и, следовательно, данными нормами, как таковыми, ее конституционные права не нарушаются.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

установить факт неосуществления предпринимательской деятельности Ильиной О.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись.

Верно.

Судья                                              Д.А. Лавров

Секретарь суда                                         . ДД.ММ.ГГГГ