Дело № 2-5018(1)/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2011 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Швыдковой Л.Г.,
при секретаре Титковой О.В.,
с участием адвоката Чайка И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свиридовой Г.Б. к Коминтерновской сельской администрации Коминтерновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на нежилое здание,
установил:
Свиридова Г.Б. обратилась в суд с иском к Коминтерновской сельской администрации Коминтерновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области, в котором просит прекратить ее право собственности на нежилое здание общей площадью 163,8 кв.м. по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности на нежилое здание общей площадью 387,2 кв.м. в составе: нежилое здание под литерой А площадью 154,4 кв.м., нежилое здание под литерой А1 площадью 232,8 кв.м., навес под литерой Г площадью 10,6 кв.м., по адресу: <адрес>
Свои требования мотивирует тем, что нежилое одноэтажное здание общей площадью 163,8 кв.м. и земельный участок общей площадью 388 кв.м. с разрешенным использованием «под магазин» по адресу: <адрес>, принадлежат ей на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, договора купли-продажи (купчей) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с недостаточностью площади нежилого здания магазина была проведена его реконструкция, за счет строительства пристройки площадью 232,8 кв.м. площадь была увеличена. В связи с тем, что реконструкция была произведена ей без проектной и разрешительной документации, она не может сдать реконструированный объект в эксплуатацию в установленном законом порядке. В настоящее время по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание общей площадью 387,2 кв.м. в составе: нежилое здание под литерой А площадью 154,4 кв.м., нежилое здание под литерой А1 площадью 232,8 кв.м., а также навес под литерой Г площадью 10,6 кв.м. Нежилое здание имеет площадь застройки 481,6 кв.м., следовательно, нежилым зданием занят земельный участок площадью 93,6 кв.м., находящийся в собственности Коминтерновской сельской администрации. Коминтерновская сельская администрация не возражает в выделении дополнительного земельного участка под существующее нежилое здание, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка, расположенного <адрес>, соответствует документам территориального планирования, находится в проектируемой общественно-деловой зоне, а также в зоне ограничений по электромагнитному излучению жилых зданий. Поскольку сохранение нежилого вышеуказанного здания не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истица считает, что за ней должно быть признано право собственности на него.
Истица Свиридова Г.Б. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить.
Представитель истицы - адвокат Чайка И.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика – Коминтерновской сельской администрации Коминтерновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором не возражает против удовлетворения исковых требований Свиридовой Г.Б., просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Заслушав адвоката Чайка И.Л., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Свиридовой Г.Б. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Л. продала и передала нежилое одноэтажное здание из железобетонных панелей общей площадью 163,8 кв.м., принадлежащее ей на праве собственности, а Свиридова Г.Б. купила и приняла в собственность указанную недвижимость, находящуюся по адресу: <адрес> (л.д.6-7).
На основании вышеуказанного договора купли-продажи за Свиридовой Г.Б. ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на нежилое одноэтажное здание из железобетонных панелей, назначение: нежилое, общей площадью 163,8 кв.м. по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № (л.д.8).
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Свиридовой Г.Б. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 388 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «под магазин» по адресу: <адрес> (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района (продавец) и Свиридовой Г.Б. (покупатель) был заключен договор № купли-продажи вышеуказанного земельного участка (л.д.9-11).
Из свидетельства о государственной регистрации права №, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, видно, что ДД.ММ.ГГГГ за Свиридовой Г.Б. было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 388 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.16).
Согласно техническому паспорту по адресу: <адрес>, находится нежилое здание общей площадью 387,2 кв.м. в составе: нежилое здание под литерой А площадью 154,4 кв.м., нежилое здание под литерой А1 площадью 232,8 кв.м., навес под литерой Г площадью 10,6 кв.м. (л.д.17-24).
Из сообщений Коминтерновской сельской администрации, Администрации Энгельсского муниципального района следует, что вопрос о предоставлении дополнительного земельного участка может быть рассмотрен в установленном законом порядке после признания права собственности на объект недвижимости в судебном порядке. Испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка, расположенного <адрес>, соответствует документам территориального планирования, находится в проектируемой общественно-деловой зоне, а также зоне ограничений по электромагнитному излучению жилых зданий (л.д.26, 27-28).
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с ч.3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По сообщению Отдела государственного пожарного надзора по Энгельсскому району от ДД.ММ.ГГГГ при обследовании нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, нарушений требований правил пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей, не выявлено (л.д.29).
Согласно сообщению Территориального отдела в Энгельсском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ при проведении реконструкции вышеуказанного нежилого здания и пристройки нарушений требований санитарного законодательства не допущено (л.д.30).
Техническое заключение филиала ООО «СарСтройПроектС» содержит вывод о том, что техническое состояние основных строительных конструкций спорного здания хорошее и стабильное, здание пригодно для дальнейшей эксплуатации (л.д.31-38).
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признании права.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нежилое здание общей площадью 387,2 кв.м. в составе: нежилое здание под литерой А площадью 154,4 кв.м., нежилое здание под литерой А1 площадью 232,8 кв.м., навес под литерой Г площадью 10,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, соответствует противопожарным, строительным, санитарным правилам и нормам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни или здоровью граждан.
Таким образом, необходимо прекратить право собственности истицы на нежилое здание общей площадью 163,8 кв.м. по адресу: <адрес>, и признать за ней право собственности на нежилое здание общей площадью 387,2 кв.м. в составе: нежилое здание под литерой А площадью 154,4 кв.м., нежилое здание под литерой А1 площадью 232,8 кв.м., навес под литерой Г площадью 10,6 кв.м., по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
решил:
Прекратить право собственности Свиридовой Г.Б. на нежилое здание общей площадью 163,8 кв.м. по адресу: <адрес>
Признать за Свиридовой Г.Б. право собственности на нежилое здание общей площадью 387,2 кв.м. в составе: нежилое здание под литерой А площадью 154,4 кв.м., нежилое здание под литерой А1 площадью 232,8 кв.м., навес под литерой Г площадью 10,6 кв.м., по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Энгельсский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий