Дело № 2-4362(1)/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2011 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Паршиной С.В.,
при секретаре Фуртас С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Задовского А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ Энгельсского района Саратовской области о признании права на пенсию
установил:
Задовский А.Н. обратился с требованиями о включении в стаж, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы водителем автобуса в Энгельсском пассажирском автотранспортном предприятии с 11.04.1977 г. по 29.12.1979 г., с 23.04.1980 г. по 03.06.1986 г., с 05.07.1986 г. по 19.09.2000 г., и признании права на назначение пенсии с момента обращения за ней с 21 декабря 2010 года.
В судебное заседание истец Задовский А.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности.
Представитель истца Конева И.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что считает исключенный период, подлежащим включению в стаж работы, предоставляющий право на досрочное назначение пенсии. В обоснование требований в судебном заседании указала, что 21 декабря 2010 года истец обратился за назначением трудовой пенсии по старости досрочно, ему исполнилось 56 лет, он имел более 32 лет страхового стажа, из которых более 20 лет на работах водителем автобуса на регулярных городских маршрутах, таких, как № 5, 6, 9, 10 по <адрес>. Решением от 21 февраля 2011 года комиссия при Управлении Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан приняла решение об отказе в назначении Задовскому А.Н. пенсии и согласно протоколу № <данные изъяты> от 11 февраля 2011 года не засчитала в специальный стаж ряд периодов работы, в том числе с 11.04.1977 г. по 29.12.1979 г., с 23.04.1980 г. по 03.06.1986 г., с 05.07.1986 г. по 19.09.2000 г. в должности водителя в Энгельсском пассажирском автотранспортном предприятии, так как не подтверждена постоянная в течение полного рабочего дня занятость заявителя водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Считала отказ необоснованным, просила удовлетворить требования.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе, согласно доверенности Тузова Ю.П. требования не признала, пояснив, что, истец действительно 21 декабря 2010 года обратился с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 п.п. 10 п.1. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Комиссии от 21 февраля 2011 года в назначении пенсии было отказано, так как истцом не подтверждена в исключенный период постоянная его занятость в течение полного рабочего дня в качестве водителя автобуса на регулярных пассажирских маршрутах. Просила в иске отказать. Также считала, что при подтверждении данных сведений в судебном порядке, пенсия подлежит назначению только с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Социальное обеспечение - это участие общества в содержании своих членов, которые своим трудом заработали такое содержание.
Статья 39 Конституции перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения и закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в соответствии со ст. 3,5 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно ст. 3 Закона, право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.
Статьей 7 названного Закона определены условия назначения трудовой пенсии, достижения возраста для мужчин 60 лет, и наличие страхового стажа не менее пяти лет. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Судом установлено, что согласно ст. 10, 13 Закона, страховой стаж истца составляет 32 года 09 месяцев 11 дней, 10 декабря 2010 года истцу исполнилось 56 лет, 21 декабря 2010 года он обратился за назначением пенсии.
Комиссией Управления пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области, согласно протоколу от 11 февраля 2011 года истцу не зачтено в стаж, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы водителем автобуса в Энгельсском пассажирском автотранспортном предприятии с 11.04.1977г. по 29.12.1979г., с 23.04.1980г. по 03.06.1986г., с 05.07.1986г. по 19.09.2000г., так как документально не подтверждается постоянная, в течении рабочего дня, занятость истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Трудовая деятельность истца подтверждается записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, согласно Постановлению СМ СССР, ВЦСПС от 06.09.73г. №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.74г. №162 (действовавших в спорный период времени), а также Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003г. № 225.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка. В случаях, когда в трудовой книжке содержаться неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, принимаются справки, лицевые счета ведомости на выдачу заработной платы. Истцом представлены были дополнительно сведения о заработной плате в виде архивных справок и ведомостей о заработной плате, копий лицевых счетов. В лицевых счетах по начислению заработной платы водителям автобусов имеются сведения, указывающие не только на полную занятость истца в течение всего рабочего дня, но и на отработанные им сверхурочные часы в ночное время и праздничные дни.
Согласно сведениям Устава предприятия - ЭПАТП, целями и предметом деятельности ЭПАТП являлась «организация и осуществление пассажирских перевозок» по городу Энгельсу. В 1987 г. истец был награжден знаком «За работу без аварий» 2 степени, в 1990 г. – знаком «За работу без аварий» 1 степени, что подтверждают выданные ему удостоверения.
Табеля учета рабочего времени, путевые листы постоянному хранению не подлежат и в настоящее время истцом не могут быть представлены. В связи с изложенными обстоятельствами судом были истребованы у ответчика и приобщены к материалам дела копии пенсионных дел ФИО4 и ФИО5, которые работали, как и истец, в ЭПАТП водителями автобуса, ФИО4 с 1968 по 1974г. и с 1976г. по 1999 год, ФИО5 с 1982 года по 2002 год. Названным работникам во внесудебном порядке были назначены пенсии досрочно в 2001 и в 2002 году в связи с работой водителями на городских пассажирских маршрутах, когда ЭПАТП еще существовало, и сам работодатель мог предоставить дополнительные сведения. При рассмотрении материалов пенсионных дел установлено, что записи о приеме на работу ФИО4, ФИО5 и истца за период с 1977 по 2000 год одинаковы – водитель (шофер) автобуса соответствующего класса. Кроме того, администрация ЭПАТП выдала ФИО4 в 2001 году и ФИО5 в 2002 году справки, уточняющие особый характер труда необходимый для назначения льготой пенсии, а истец работал вместе с ними также водителем пассажирского автобуса на городских маршрутах Энгельса.
Суд считает допустимыми доказательствами сведения из пенсионных дел других работников ЭПАТП, так как данные документы являются основанием для назначения им пенсий и не оспариваются ответчиком. Тот факт, что истец и ФИО4, ФИО5 в одно время работали в ЭПАТП, также ответчиком не оспаривается и подтверждается документами.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2002г. Энгельсское пассажирское автотранспортное предприятие признано несостоятельным (банкротом), в связи с чем, истец не может представить льготную справку от работодателя. В архиве иных сведений и документов, кроме представленных, не имеется.
Истец надлежащим образом выполнял свои функциональные обязанности в полном объеме, занимая штатную должность, получал положенную заработную плату, с которой удерживались все необходимые налоговые выплаты, в том числе и на будущее пенсионное обеспечение. За указанный период к работе в режиме неполной рабочей недели и неполного рабочего дня не привлекался, в отпусках без сохранения заработной платы, а также в отпусках в связи с сокращением объема перевозок и приостановкой производства не находился.
Суд считает, что работа истца в исключенный период водителем в ЭПАТП подпадает под деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии досрочно, т.к. истцом представлены доказательства своей занятости водителем автобуса на городских маршрутах.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, выполнением других значимых для общества обязанностей. Этим предопределяется содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
На основании изложенного, на 21 декабря 2010 года (день обращения за пенсией) в возрасте 56 лет истец имел более 32 лет страхового стажа. Подлежат включению в специальный стаж по решению суда периоды работы водителем автобуса в Энгельсском пассажирском автотранспортном предприятии с 11.04.1977г. по 29.12.1979г., с 23.04.1980г. по 03.06.1986г., с 05.07.1986г. по 19.09.2000г., что составляет 23 года 12 дней. Таким образом, истец на момент обращения за назначением пенсии, т.е. на 21.12.2010г. в возрасте 56 лет имел 32 года 09 месяцев 11 дней страхового стажа, из них 23 года 12 дней на работах, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления. Следовательно, назначение пенсии следует произвести с 21 декабря 2010 года.
Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права, гарантом исполнения этих прав для граждан является территориальный пенсионный фонд. В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Суд полагает, что отказ истцу в назначении пенсии досрочно, а также не с даты первичного обращения за назначением пенсии, нарушает закрепленный в Конституции РФ общеправовой принцип равноправия, и не обеспечивает равное право на равную пенсию.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь ст. 11,12, 56,67,197,198 ГПК РФ, суд
решил:
включить Задовскому А.Н. в стаж работы, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы водителем автобуса в Энгельсском пассажирском автотранспортном предприятии с 11.04.1977г. по 29.12.1979г., с 23.04.1980г. по 03.06.1986г., с 05.07.1986г. по 19.09.2000г.
Признать у Задовскому А.Н. с 21 декабря 2010 года право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области назначить Задовскому А.Н. трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ с момента обращения за ней, с 21 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в 10-дневный срок путем подачи жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: подпись
Верно
Судья С.В. Паршина
Секретарь ФИО7