Дело 2-5178(1)/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2011 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Паршиной С.В.
при секретаре Фуртас С.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крикунова Г.И. к администрации Энгельсского муниципального района о государственной регистрации договора дарения, государственной регистрации перехода права собственности
установил:
Крикунова Г.И. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации Энгельсского муниципального района о признании за ней права собственности после смерти дарителя на жилой <адрес> <адрес> в <адрес>, прекращении права собственности на указанное недвижимое имущество за Усанковым В.И. В обоснование требований указала, что является владельцем указанного жилого дома на основании нотариально удостоверенного договора дарения от 23 августа 1993 года, заключенного между ней и ее родным братом Усанковым В.И., который умер ДД.ММ.ГГГГ, не успев зарегистрировать право собственности на дом в установленном законом порядке. Наследников у Усанковым В.И. не было, наследственное дело после его смерти не заводилось. Поэтому считала, что переход права собственности к ней возможен только в судебном порядке.
Впоследствии истец Крикунова Г.И. уточнила исковые требования, просила произвести государственную регистрацию договора дарения от 23 августа 1993 года, а также государственную регистрацию перехода права собственности на дом <адрес> <адрес> в <адрес>.
В судебное заседание истец Крикунова Г.И. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя.
В судебном заседании представитель Крикуновой Г.И. по доверенности Назарова Л.А. исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с требованиями действующего законодательства по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель 3-го лица Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 7 по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежало Усанковым В.И. на основании свидетельства о праве на наследство ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на дом <адрес> <адрес> в <адрес> было зарегистрировано за Усанковым В.И. в БТИ 19 августа 1993 года.
23 августа 1993 года между Усанковым В.И. и Крикуновой Г.И. был заключен договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, который был нотариально удостоверен 23 августа 1993 года государственным нотариусом Энгельсской государственной нотариальной конторы Л. (л.д. 6).
12 августа 1994 года Усанковым В.И. умер (л.д. 25).
Наследников после смерти Усанковым В.И. не имеется, что подтверждается справкой нотариуса Б. от 29 ноября 2011 года <данные изъяты>.д. 37).
Согласно 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Основанием для обращения истца Крикуновой Г.И. в суд с настоящим иском явилось отсутствие у нее возможности зарегистрировать договор дарения и переход права собственности на спорный объект недвижимости в связи со смертью дарителя Усанковым В.И.
В обеспечение заявленных исковых требований истицей представлен нотариально удостоверенный договор дарения от 23 августа 1993 года.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту Закон) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Статья 16 Закона устанавливает закрытый перечень лиц, имеющих право на обращение с заявлением о проведении государственной регистрации (правообладатель, стороны договора, или уполномоченное им (ими) лицо). Отсутствие заявления правообладателя о регистрации перехода ранее возникшего права является основанием для отказа регистрирующим органом в регистрации права (абз. 9 пункта 1 статьи 20 Закона).
На основании статьи 256 Гражданского кодекса РСФСР (действующего на момент возникновения правоотношений) по договору дарения одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность.
Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества.
Дарение гражданином имущества государственной, кооперативной или общественной организации может быть обусловлено использованием этого имущества для определенной общественно полезной цели.
Согласно статье 257 ГК РСФСР договор дарения на сумму свыше пятисот рублей должен быть нотариально удостоверен.
Договор дарения жилого дома должен быть заключен в форме, установленной статьей 239 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе или поселке городского типа, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п.3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п.3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (ч. 3 ст. 165 ГК РФ).
В договоре дарения от 23 августа 1993 года Крикунова Г.И. и Усанковым В.И. путем составления одного документа, подписанного сторонами, согласовали условие о предмете данного договора и о цене спорного имущества, следовательно, между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора дарения недвижимости.
Кроме того, исходя из требований ранее действующего законодательства, договор дарения нотариально удостоверен, т.е. соблюдена форма договора, при которой договор считается действительной сделкой.
Крикунова Г.И. как одаряемая приняла имущество в дар, пользуется им, несет бремя его содержания.
Исходя из соответствия сделки закону, наличия воли сторон на заключение и исполнение этой сделки, факта невозможности произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости в связи со смертью дарителя, суд, руководствуясь положениями статей 165 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 256, 257, 239 ГК РСФСР считает исковые требования Крикуновой Г.И. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 11,12, 56,67,196-199 ГПК РФ, суд
решил:
произвести государственную регистрацию договора дарения от 23 августа 1993 года жилого дома с хозяйственными строениями и сооружениями под литерами А, А1, а, Б, В, Г, д, Е, Н, п, Т, у общей площадью 46,5 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, заключенного между Усанковым В.И. и Крикунова Г.И..
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома с хозяйственными строениями и сооружениями под литерами А, А1, а, Б, В, Г, д, Е, Н, п, Т, у общей площадью 46,5 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, заключенного между Усанковым В.И. и Крикунова Г.И..
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Энгельсский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: