Дело № 2-140(1)12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2012 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
Председательствующего судьи Стрельниковой С.Ю.,
При секретаре Чижовой Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева Е.И. к Открытому акционерному обществу «Волжская территориальная генерирующая компания» филиал «Энгельсская ТЭЦ-3» о признании действий незаконными,
установил:
Прокурор г. Энгельса в интересах инвалида третьей группы Николаева Е.И. обратился в суд с требованием к Открытому акционерному обществу «Волжская территориальная генерирующая компания» филиал «Энгельская ТЭЦ-3» (далее по тексту Общество, ответчик) о признании незаконными действий по отключению дома <адрес> от горячего водоснабжения незаконными. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Энгельса поступило заявление от Николаева Е.И. о нарушении его прав, а именно об отключении горячего водоснабжения в квартире, в которой проживает Николаев Е.И.. Проверкой установлено, что дом <адрес> находится на обслуживании ТСЖ «Тельмана-26».Поскольку у части жильцов многоквартирного дома имеются задолженности по оплате коммунальных услуг, то ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел отключение жилого дома от горячего водоснабжения, что противоречит ч.1 ст. 546 ГК РФ. Незаконными действиями ответчика были нарушены права добросовестного плательщика коммунальных услуг- потребителя.
При рассмотрении спора прокурор отказался от исковых требований, поскольку ответчик возобновил горячее водоснабжение.
Николаев Е.И., в чьих интересах заявлен иск, с ходатайством прокурора о прекращении производства по делу не согласился, в связи с чем, производство по делу было продолжено.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Николаев Е.И. отсутствовал. О дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее, он присутствовал в суде и пояснял, что зарегистрирован проживает в квартире <адрес>. Эта квартира принадлежит его внучке на праве собственности. Он добросовестно и регулярно оплачивает коммунальные услуги, в том числе и услугу по горячему водоснабжению. Однако,ДД.ММ.ГГГГ дом и его квартира в том числе были отключены от горячей воды. Он задолженности не имеет. С отключением горячей воды он испытал бытовые неудобства: вынужден постоянно подогревать воду, а поскольку он является инвалидом 3 группы, ему это делать трудно. В настоящее время подача горячей воды возобновлена, но необходимо вынести решение, в котором сказать, что действия «Волжской ТГК» незаконны.
Представитель истца Николаева Е.И. Гусев Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, просил признать действия ответчика незаконными и обязать возобновить горячее водоснабжение. Пояснил также, что ТСЖ не является потребителем коммунальных услуг. Потребителями являются граждане, проживающие в квартирах и получающие эту услугу. Действительно, Товарищество имело задолженность по оплате горячей воды. Вызвано это тем, что дом, в котором проживет истец, новый и не все квартиры заселены, не все проживающие в доме, добросовестно оплачивают коммунальные услуги. Николаев Е.И. является добросовестным плательщиком. Его права по пользованию жилым помещением неправомерными действиями ответчика были ограничены.
Представитель ответчика ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» Петрушенко Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что Общество состоит с ТСЖ «Тельмана-26» в договорных отношениях. Общество обязана подавать тепловую энергию в горячей воде, а ТСЖ- оплачивать тепловую энергию. Поскольку ТСЖ имело задолженность по оплате, то ДД.ММ.ГГГГ была прекращена подача горячей воды. Предварительно ТСЖ было уведомлено о необходимости погашения задолженности, в противном случае, подача горячей воды будет прекращена, что и произошло ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время подача тепловой энергии возобновлена, а потому требования Николаева Е.И. не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица ТСЖ «Тельмана-26» Гусев Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с требованием Николаева Е.И. согласился, просил его удовлетворить. Относительно требования о возобновлении горячего водоснабжения, пояснил, что действительно, в настоящее время горячая вода в дом подается, но он не уверен, что она подается по договору о снабжении тепловой энергией в горячей воде, поскольку её подача началась с началом отопительного сезона, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как это указано в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ главного инженера Волжской ТГК. Не исключено, что с окончанием отопительного сезона, горячей воды вновь не будет. Ответчик, подавая в настоящее время горячую воду, подает её и для целей отопления. В настоящее время определить, какие объемы энергии подаются на отопление, а какие- для целей горячего водоснабжения, определить не представляется возможным.
К участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Крылова З.Ю.- собственница квартиры <адрес>. Крылова З.Ю. в судебном заседании отсутствовала. О дне, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, письменно просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотреть спор в отсутствие истца и третьего лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что требования Николаева Е.И. подлежат удовлетворению в части.
Судом установлено, и не оспаривается ответчиком, что Николаев Е.И., являющийся инвалидом, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ( л.д.7-10). Указанный жилой дом находится на обслуживании ТСК «Тельмана-26».Указанная квартира принадлежит Крыловой З.Ю. ( л.д.140).
ДД.ММ.ГГГГ между энергоснабжающей организацией- ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» с одной стороны и ТСЖ «Тельмана-26» (абонент) с другой стороны был заключен договор № на снабжение тепловой энергией в горячей воде ( л.д.19) в соответствии с условиями которого: энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию. Указанным договором предусмотрены права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора, в том числе право энергоснабжающей организации ограничить или прекратить подачу тепловой энергии при её неоплате.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик предупредил ТСЖ «Тельмана-26» о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить образовавшийся долг в сумме 1 611 098,85 рублей, в противном случае горячее водоснабжение будет приостановлено ( л.д.14,15).ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был отключен от горячего водоснабжения ( л.д.12).
Судом также установлено, что задолженность по оплате коммунальных услуг по квартире <адрес> отсутствует ( л.д.35,37).
То есть, с отключением жилого дома <адрес> от горячего водоснабжения без горячей воды остались все её потребители, проживающие в указанном жилом доме, в том числе и истец Николаев Е.И., проживающий в квартире №, относящийся к социально незащищенной категории лиц, который добросовестно оплачивает услугу. Других источником получения горячей воды он не имеет.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, урегулированы Гражданским кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" и иными нормативными актами.
Статьей 546 ГК РФ предусмотрены случаи, когда в отношении граждан возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии - по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента (ч. 2); в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (ч. 3).
Из данной нормы не следует, что в отношении граждан, добросовестно производящих платежи, возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии из-за наличия долга между организациями, состоящими в технологической цепочке, связанной с потреблением тепловой энергии и поставкой горячей воды.
В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил).
Исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги (подп. "в" п. 49 Правил).
Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должно быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Следовательно, в обязанности исполнителей (ТСЖ, ЖСК и других) входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по ее предоставлению, в связи с чем, они являются лишь посредниками между энергоснабжающими организациями и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями.
Данные Правила не предусматривают возможность приостановления или прекращения предоставления тепловой энергии потребителям.
В подп. "д" п. 50 данных Правил говорится о случаях ограничения прав граждан на получение отдельных видов коммунальных услуг - горячей воды, электрической энергии и газа. Однако, из смысла этой нормы следует, что такое ограничение производится в отдельных случаях (раздел Х) "исполнителями" - ТСЖ, ЖСК и аналогичными организациями, тогда как у энергоснабжающих организаций такого права нет.
Кроме того, в пункте 86 этих Правил (раздел Х) говорится, что действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Тепловая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи в жилой фонд горячей воды и прекращение ее подачи исключает возможность обеспечения горячей водой граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, что приводит к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан и создает неблагоприятные для них последствия. В связи с чем, и в силу положений п. 86 этих Правил ответчик неправомерно прекратил поставку тепловой энергии.
В п. 6 Постановления Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах
Таким образом, из названных норм материального права следует сделать вывод о том, что ответчик без законных оснований прекратил подачу тепловой энергии, даже при наличии задолженности по ее оплате со стороны организации, состоящей с ответчиком в договорных отношениях, чем непосредственным образом нарушил права граждан, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, в частности права Николаева Е.И. по пользованию благоустроенным жилым помещением.
Решение экономических споров между юридическими лицами, в рассматриваемом случае ОАО «Волжская ТГК» и ТСЖ «Тельмана-26» не должно нарушать права и законные интересы граждан- добросовестных потребителей. Обеспечение потребителей, проживающих в многоквартирном доме, тепловой энергией является социально значимой услугой, прекращение или ограничение которой добросовестным потребителям может вызвать нежелательные последствия.
Установив фактические обстоятельства, проанализировав действия ответчика, а также нормы материального права, суд пришел к выводу, что требование Николаева Е.И. о признании действий ответчика по отключению жилого дома, в том числе квартиры, в которой он проживает, незаконны.
В то же время, требование о возложении обязанности возобновить горячее водоснабжение, удовлетворению не подлежит.
Так, пояснениями сторон, материалами гражданского дела (л.д.66) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ восстановлено исполнение договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ в части горячего водоснабжения.
Доводы представителя истца и третьего лица, что фактически горячее водоснабжение не восстановлено, а горячая вода в квартиру истца подается за счет отопления в отопительный сезон, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Не представлены доказательства тому, что горячая вода в квартиру, в которой проживает истец, подается в меньшем объеме или не соответствует нормативу. В связи с чем, требование о возобновлении горячего водоснабжения удовлетворению не подлежит.
При удовлетворении исковых требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 200 рублей, пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Признать действия Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» филиал «Энгельсская ТЭЦ-3» по отключению от горячего водоснабжения квартиры <адрес> незаконными.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» филиал «Энгельсская ТЭЦ-3» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
В удовлетворении требования об обязании подключить горячее водоснабжение по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Саратовский областной суд через Энгельсский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий