о признании недействующим нормативного акта



Дело № 2-2838(1)/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года                                    город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Сычёва О.А.,

при секретаре Шишовой И.Н.,

с участием представителя заявителя Баженова С.В.,

представителя заинтересованного лица –Администрации Энгельсского муниципального района -Казаровой А.Г.,

представителя заинтересованного лица – ОАО «ЕРКЦ» - Андреевой О.И.,

старшего помощника прокурора города Цыгановской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крутовой С.В. о признании постановления Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 «Об утверждении Положения о порядке оформления домовых (поквартирных) книг на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда,

установил:

Заявитель Крутова С.В. обратилась с заявлением о признании постановления Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 «Об утверждении Положения о порядке оформления домовых (поквартирных) книг на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований Крутова С.В. указывает, что она на основании договора купли-продажи от 03.11.2011 года является единственным собственником однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, регистрацию имеет по иному адресу. Между заявителем и К 31 января 2012 года был заключен договор управления многоквартирным домом, по которому по п. 3.1.3 управляющая организация обязалась вести и хранить бухгалтерскую, статистическую, хозяйственно-финансовую документацию и расчеты, связанные с исполнением договора. Заявитель указывает, что 16.05.2012 года она обратилась с заявлением в К о выдаче ей справки о зарегистрированных в своем жилом помещении лицах. Данная справка была необходима Крутовой С.В. для предоставления в государственные органы и организации. Ей в этом было отказано в устной форме 22.05.2012 года на основании п. 14 Положения, утвержденного постановлением Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 «Об утверждении Положения о порядке оформления домовых (поквартирных) книг на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования» со ссылкой на необходимость предъявления домовой книги по квартире заявителя. В ОАО «ЕРКЦ» заявителю также было отказано в выдаче справки о зарегистрированных лицах по причине непредъявления домовой книги. Так, в силу п. 14 указанного Положения МУП "ЕМРКЦ ЭМО Саратовской области" (ныне – ОАО «ЕРКЦ) выдает справки по запросам собственников жилого помещения и членов их семей на основании зарегистрированной домовой книги и при предъявлении паспорта обратившегося; полномочия представителя удостоверяются доверенностью и паспортом доверенного лица. Указанное постановление Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 в установленном порядке обнародовано путем опубликования в средствах массовой информации и до настоящего момента действует. Из его содержания следует, что оно адресовано неопределенному кругу лиц и рассчитано на неоднократное применение, то есть содержит общеобязательные правила поведения, направленные на урегулирование отношений, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, то есть является нормативно-правовым актом (далее- НПА). Заявитель считает, что указанное постановление противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, а также положениям Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 года № 208. Заявитель считает, что в силу указанных Административного регламента и Правил регистрации управляющая компания фактически выполняет публично-правовые обязанности, возложенные законом, в том числе, по регистрации граждан и снятию с учета, по выдаче справок, оформлению документов, то есть оказывает государственную услугу гражданам. Заявитель считает, что указанный НПА нарушает ее права как собственника жилого помещения, поскольку нарушает право на получение информации о гражданах, зарегистрированных в помещении собственника, а также незаконным является возложение на собственника обязанности приобретать домовую книгу за собственный счет (п.2, 7 НПА), поскольку это не предусмотрено Правилами регистрации и Административным регламентом. Таким образом, как заявитель указывает, что отказ в выдаче справки о составе лиц, зарегистрированных либо сохраняющих право пользования жилым помещением, собственнику либо его представителю по мотиву неоформления собственником квартиры домовой книги является незаконным. Заявитель указывает, что невыполнение указанных функций управляющей организацией нарушает не только права граждан-собственников помещений многоквартирного дома, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, требований закона. Заявитель указывает, что постановление Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 должно быть признано недействующим в судебном порядке, поскольку препятствует реализации прав и законных интересов граждан на свободу передвижения, на информацию.

В судебное заседание заявитель Крутова С.В. не явилась, извещена просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заявителя по доверенности Баженов С.В. в судебном заседании доводы заявления поддержал, просил признать недействующим все постановление Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 и утвержденные им документы, указав, что в названии заявления о признании недействующим нормативного акта в части допущена техническая описка, просил не принимать во внимание указание по тексту на фразу «в части». Дополнительно сообщил, что, что до настоящего момента справка о зарегистрированных лицах не выдана Крутовой С.В. сотрудниками управляющей компании, домовую книгу заявитель не имеет и не предъявляла, от прежнего собственника она ее не забрала, с заявлением о восстановлении и (или) утрате домовой книги заявитель (либо ее представители) никуда не обращалась. Представитель считает, что действующим законодательством не предусмотрена процедура передачи домовых книг при смене собственника помещения. Приобретать домовую книгу заявитель за свой счет не желает. Представитель добавил, что оспариваемый НПА полностью противоречит положениям Административного регламента и Правилам регистрации. Представитель считает, что сведения о зарегистрированных лицах в квартире Крутовой С.В. могут быть получены из поквартирной карточки.

Представители заявителя Квитчук Н.В., Колтунова И.С., Рыбаков А.Ю. в судебное заседание не явились, извещены, причина неявки неизвестна.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности Казарова А.Г. в судебном заседании сообщила о несогласии с заявлениям по доводам в нем изложенным. Она указала, что постановлением и.о. Главы администрации Энгельсского муниципального района от 19.06.2012 года № 2946 в связи с утратой отдельными муниципальными правовыми актами (их положениями) функции самостоятельного правового регулирования внесены изменения в постановление Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868, из него исключены пункты 1,2,3,4,6. На момент судебного разбирательства постановление от 19.06.2012 года № 2946 еще не обнародовано, не вступило в законную силу. Она подчеркнула, что постановление изменено, а положение им утвержденное (п.1) отменено по причине утраты актуальности, но не в связи с незаконностью. Она считает, что права заявителя оспариваемым НПА ничем не нарушены, а напротив были систематизированы и упорядочены правоотношения в сфере учета и регистрации граждан, что приобретение, хранение и содержание домовой книги за счет собственника следует из положений закона об обязанностях собственника жилья заботится о своем имуществе, что сведения о регистрации в помещении лиц не могут быть получены из иного источника, как из домовой книги, поскольку не всегда регистрация и снятие с регистрационного учета вовремя производится отделом УФМС.

Представитель заинтересованного лица – ОАО «ЕРКЦ» Андреева О.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления Крутовой С.В., согласившись с позицией представителя Казаровой А.Г., указав, что сотрудники ОАО «ЕРКЦ» не обладают иным источником сведений для получения информации по обращению гражданина о зарегистрированных лицах как домовая книга.

По заключению прокурора Цыгановской О.В. заявление Крутовой С.В. удовлетворению не подлежит, права заявителя и иных лиц постановлением Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 не нарушены.

Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального образования «Город Энгельс», К в судебное заседание не явились, извещены, причина неявки неизвестна.

Суд, с учетом мнения явившихся лиц, счет возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителей заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, что какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Согласно положениям ст. 36 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятого на Референдуме 22.12.1996 года (далее – Устав), Глава администрации Энгельсского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, издает постановления администрации Энгельсского муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения администрации Энгельсского муниципального района по вопросам организации работы администрации Энгельсского муниципального района (ч.1). Нормативные правовые акты администрации Энгельсского муниципального района, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, и вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если самими нормативными правовыми актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Иные правовые акты администрации Энгельсского муниципального района вступают в силу со дня их подписания главой администрации Энгельсского муниципального района, если самими правовыми актами не установлен иной срок их вступления в силу (ч.2). Правовые акты администрации Энгельсского муниципального района утрачивают свою силу в случаях:

- истечения срока их действия;

- признания их в судебном порядке не соответствующими законодательству (ч.3).

Правовые акты администрации Энгельсского муниципального района могут быть отменены или их действие может быть приостановлено главой администрации Энгельсского муниципального района, издавшим соответствующий правовой акт, а также в ином порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч.4).

В судебном заседании установлено, что в пределах установленных законом и Уставом полномочий было принято постановление Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 «Об утверждении Положения о порядке оформления домовых (поквартирных) книг на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования».

Данное постановление вступило в законную силу с момента его обнародования – в газете Г № 41 (20542), 19.03.2005 года.

Пунктом 1 данного постановления от 14 марта 2005 года № 868 утверждено Положения о порядке оформления домовых (поквартирных) книг на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования.

Данное постановление по своему содержанию и целям регулирования является нормативным правовым актом администрации Энгельсского муниципального района, затрагивающим права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Пунктом 2 Постановления и.о. Главы администрации Энгельсского муниципального района от 19.06.2012 года № 2946 «Об отмене отдельных муниципальных правовых актов, внесении в них изменений» в связи с утратой отдельными муниципальными правовыми актами (их положениями) функции самостоятельного правового регулирования внесены изменения в постановление Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868, из него исключены пункты 1,2,3,4,6.

На момент судебного разбирательства данное постановление от 19.06.2012 года № 2946 не обнародовано, то есть постановление Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 на настоящий момент является действующим.

Согласно постановлению от 14 марта 2005 года № 868 в целях упорядочения оформления домовых (поквартирных) книг для регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования, в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел РФ от 23.10.1995 N 393 "Об утверждении инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ" постановлено утвердить, в том числе, Положение о порядке оформления домовых (поквартирных) книг на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования (далее – Положение) согласно Приложению.

Утвержденное данным постановлением Положение определяет порядок оформления домовых (поквартирных) книг по форме N 11, утвержденной Приказом МВД РФ от 23.10.1995 года № 393 на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования.

Согласно п. 1 Положения, оформление домовой (поквартирной) книги осуществляют должностные лица МУП "ЕМРКЦ", уполномоченные приказом директора предприятия (далее - паспортисты) при обращении собственника жилого помещения в паспортно-регистрационные участки по территориальной принадлежности жилого дома.

В силу п. 2 Положения оформление домовой (поквартирной) книги осуществляется в следующих случаях: а) приватизации муниципального жилого помещения; б) приобретения жилого помещения по иным сделкам (купля-продажа, мена, дарение, наследование и т.д.) - по желанию приобретателя при наличии прежней домовой книги и при условии, что на момент совершения сделки отсутствовали лица, зарегистрированные в жилом помещении по месту жительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН; в) прежняя домовая книга находится в неудовлетворительном состоянии либо в ней отсутствует место для внесения новых записей о регистрации граждан по месту жительства; г) в случае утраты домовой книги.

Согласно п. 3 Положения домовая книга приобретается собственником за счет собственных средств.

По п. 7 Положения домовая (поквартирная) книга является единственным основанием для выдачи справок о составе лиц, зарегистрированных, либо сохраняющих право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности физическим и юридическим лицам.

В судебном заседании установлено, что заявитель обратилась в управляющую компанию, в ОАО «ЕРКЦ» за получением справки о зарегистрированных лицах, в чем ей было отказано ввиду непредставления домовой книги. Приобретать, восстанавливать домовую книгу заявитель за свой счет не желает, считая, что это не основано на законе. С заявлением об утрате домовой книги Крутова С.В. не обращалась. Считает вышеуказанное Положение о порядке оформления домовых (поквартирных) книг в этом смысле незаконным.

Как установлено в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию от 17.07.1995 года № 713, настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.

Согласно п. 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.

В соответствии с п. 59 этого Административного регламента домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату. При выдаче по письменному заявлению собственнику жилого помещения домовой (поквартирной) книги она пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется бумажным оттиском печати органа регистрационного учета с фиксацией на последней внутренней странице записи: "В настоящей домовой (поквартирной) книге пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью 00 листов", которая подписывается выдавшим ее должностным лицом с указанием даты выдачи. В случае утраты (порчи) домовой (поквартирной) книги выдача новой домовой (поквартирной) книги производится по заявлению собственника жилого помещения в письменной форме. О выдаче домовой (поквартирной) книги впервые и по утрате (порче) производится соответствующая отметка в журнале выдачи домовых (поквартирных) книг произвольной формы, который регистрируется в установленном порядке и хранится в подразделении, оказывающем гражданам государственную услугу.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Таким образом, приобретение за свой счет собственником домовой книги как установленной формы документа на жилое помещение, хранение ее и представление по требованиям компетентных должностных лиц соответствует положениям действующего закона и следует из общих обязанностей собственника жилого помещения, направлено на систематизацию учета граждан и урегулирование правоотношений в сфере регистрационного учета граждан, а также на защиту прав самого собственника от неправомерной регистрации в его помещении лиц помимо его воли и без его ведома.

Довод заявителя о том, что сведения о зарегистрированных лицах могли быть получены из поквартирной карточки применительно к жилью заявителя несостоятельны, поскольку по смыслу положений Административного регламента поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) оформляются альтернативно домовой книге, а заявитель не обращалась с заявлением об утрате (восстановлении) домовой книги.

Также не состоятелен довод заявителя о нарушении его права на получение информации оспариваемым НПА, поскольку источник получения истребованной заявителем информации о зарегистрированных лицах не был представлен, как установлено судом, самим заявителем.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

По смыслу приведенных положений закона, нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части, если он принят с нарушением установленного порядка принятия нормативного правового акта, противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и при этом нарушает охраняемые законом права и свободы заявителя.

В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, а также нормы ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованным лицам предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве; гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон.

Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.

В силу требований ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Во исполнение ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании не установлено нарушения установленного порядка принятия нормативного правового акта. Суд не находит в содержании оспариваемого акта противоречия нормативным документам, имеющим большую юридическую силу. Доводы заявителя Крутовой С.В. о нарушении оспариваемым нормативным актом его прав и интересов при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного,

руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении заявления Крутовой С.В. о признании постановления Главы Энгельсского Муниципального образования Саратовской области от 14 марта 2005 года № 868 «Об утверждении Положения о порядке оформления домовых (поквартирных) книг на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда на территории Энгельсского муниципального образования» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Энгельсский районный суд Саратовской области.

Председательствующий: подпись

    

Верно.

Судья     О.А. Сычёва

Секретарь И.Н. Шишова

25.06.2012 г.