2-1273(1)/2012г., от 08.08.2012г., судья Лавров Д.А., о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-1273(1)/2012

Решение

именем Российской Федерации

08 августа 2012 года          г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Лаврова Д.А.,

при секретаре Погореловой Л.В.,

с участием прокурора Родионов А.Ю., представителя ответчика Плакунова Е.В., представителя третьего лица Платицына Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора <адрес> в интересах Назаров С.А. к Администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилое помещение,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Назаров С.А. к Администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилое помещение. В обоснование требований указывает, что в прокуратуру города поступило заявление Назаров С.А. о нарушении жилищных прав. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям, которые возникли после его введения, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи, в исковом заявлении прокуратурой города делается ссылка на нормативно-правовые акты, действовавшие как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после указанной даты. В ходе проведенной проверки установлено, что Назаров С.А. проживает в комнате , расположенной по адресу: <адрес>, 2 Микрорайон, <адрес>, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, жилое помещение по адресу: <адрес>, 2-й Микрорайон, <адрес>, ком. 1 является муниципальной собственностью, площадь его составляет 14,9 кв.м. В ходе проведения проверки прокуратурой города установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, 2-й Микрорайон, <адрес> признан непригодным для проживания постановлением главы Энгельсского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, 2-й Микрорайон <адрес> имеется следующие нарушения: шиферная кровля во многих местах разрушена, деревянное перекрытие имеет прогиб до 40мм, наружные стены имеют многочисленные трещины с шириной раскрытия до 40 мм, внутренние перегородки имеют просадку на величину до 30 мм, оконные и дверные блоки деформированы и частично сгнили, просадка цоколя до 40 мм. В результате бездействия Администрации муниципального образования <адрес> до настоящего времени переселение Назаров С.А. не состоялось, перспективы и сроки отселения не известны. Таким образом, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, в том числе Назаров С.А. Согласно п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. На основании ст. 49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещения государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии со ст. 87 Жилищного Кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Переселение Назаров С.А. в данном случае должно быть произведено не в порядке очередности, как лицу, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в порядке ст. 89 Жилищного Кодекса РФ. Просил предоставить истцам благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании прокурор Родионов А.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении.

В судебное заседание истец Назаров С.А. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в установленном законом порядке, представил заявления, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес> по доверенности Плакунова Е.В. исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что материальный истец в очереди нуждающихся в жилье не состоит, в связи с чем в иске должно быть отказано. Кроме того, дом, в котором проживет Назаров С.А., не является непригодным для проживания, так как постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым исключено утверждение акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, юридически <адрес> по 2 Микрорайону <адрес> не является непригодным для проживания. Так же полагает, что <адрес> по 2 Микрорайону <адрес> возможно отремонтировать, после чего он будет пригоден для проживания.

В судебном заседании представитель 3-го лица Администрации Энгельсского муниципального района по доверенности Платицына Ю.С. исковые требования считала не подлежащими удовлетворению, поддержала позицию представителя ответчика Администрации муниципального образования <адрес>.

Заслушав прокурора, представителя ответчика Плакунова Е.В., представителя третьего лица Платицына Ю.С., исследовав материалы дела, суд считает требования истцов подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, 2-й Микрорайон, <адрес> было предоставлено Исполнительным комитетом Энгельсского городского Совета депутатов трудящихся Назаровой Т.А. на основании ордера на жилое помещение серия № НП от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 2 человека: ее и сына Назаров С.А., 1971 года рождения (л.д.9-10).

В комнате <адрес>, 2 – го Микрорайона <адрес> значится зарегистрированным и проживает Назаров С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой ОАО «ЕРКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

На основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением Главы Энгельсского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> во 2-ом Микрорайоне <адрес> был отнесен к категории непригодных в связи с неудовлетворительным техническим состоянием строительных конструкций дома (л.д.13-15).

Иного жилья Назаров С.А., не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 62).

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 5 Федерального закона №189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.

Аналогичные положения содержат и нормы ЖК РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Так же суд отмечает, что ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

Материалами дела установлен факт возникновения обязанности по предоставлению жилого помещения истцам с момента признания их дома непригодным для проживания.

Определяя размер общей площади предоставляемого жилого помещения, суд исходит из того, что Назаров С.А. занимает комнату площадью 14,9 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 52,1 кв.м., из которых площадь подсобных помещений составляет 12,7 кв.м. Таким образом, истец имеют право на часть подсобной площади определяемой отношением размера площади занимаемых комнат к размеру жилой площади коммунальной квартиры. Таким образом, общая площадь предоставляемого жилого помещения должна составлять не менее 19,7 кв.м. (исходя из расчета 12,7 х 14,9 : 52,1 + 14,9).

Суд не соглашается с позицией представителя ответчика о том, что <адрес> во 2-м Микрорайоне <адрес> является пригодным для проживания в связи с тем, что постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым исключено утверждение акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома непригодным для проживания.

Названный жилой дом был отнесен к категории непригодных в связи с неудовлетворительным техническим состоянием его строительных конструкций.

Указанный акт был составлен правомочным органом, в соответствии с действовавшим на тот момент Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Положение).

Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания установлен разделом 3 Положения и состоит из составления предварительным списков (п. 3.1), подготовки акта, включая изучение представленной документации (технический паспорт дома с указанием износа основных конструктивных элементов и дома в целом, либо отдельного помещения, о котором возбуждается ходатайство; соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные бюро технической инвентаризации; акты общего осмотра зданий (помещения) за последние 3 года с указанием ремонтных работ и объемов, выполненных за этот период; заключение санитарно-эпидемиологической станции; заключение государственного пожарного надзора; заявление, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания; техническое заключение о целесообразности и стоимости ремонтных работ, перепланировки, переустройства, подготовленное проектной организацией жилищно-гражданского профиля) (п. 3.2), уточнение фактического износа и оформление акта (п. 3.4).

Согласно п. 3.5 Положения решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Таким образом, анализ Положения однозначно указывает на возможность принятия решения о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания только после соблюдения всей процедуры работы междуведомственной комиссии.

Данный порядок принятия решения об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ был соблюден.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Постановление Правительства РФ ). Данное положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494) по настоящий момент. Согласно пунктов 42-49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ , принятие решения органом местного самоуправления так же возможно только после соблюдения процедуры работы межведомственной комиссии.

Таким образом, при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым исключено утверждение акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, было проведено с нарушение порядка, установленного как Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , так и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения поселения.

В силу ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 131-ФЗ положения ст. 14 данного Закона вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона и до ДД.ММ.ГГГГ применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 настоящего Федерального закона.

Таким образом, принятие решения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, с ДД.ММ.ГГГГ не входит в компетенцию Энгельсского муниципального района.

Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Положение).

Согласно п. 2.1. Положения, утвержденного приказом Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшего на момент составления акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.

К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:

- каменные дома с физическим износом свыше 70%;

- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65% (п. 2.2).

Подпунктом «д» п. 2.3 Положения было предусмотрено, что независимо от условий по о. 2.2 к непригодным для проживания относятся жилые дома: при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижения предельного физического взноса несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здание.

В соответствии с п. 3.4 Положения комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим группам по качественным признакам:

пригодные для постоянного проживания;

непригодные для постоянного проживания на момент обследование, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями:

непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно.

В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.

Суд не соглашается с позицией представителя ответчика о том, что отсутствие в акте от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> во 2-м Микрорайоне <адрес> непригодным для проживания, выводов о невозможности его ремонта или реконструкции, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Ответчиком не представлено доказательств возможности и целесообразности реконструкции жилого дома, предпринятых муниципалитетом конкретных мер по их проведению и финансированию.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Кроме того, суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что Назаров С.А. не является нуждающимся в жилье. Согласно представленных уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Назаров С.А. жилья в собственности не имеет (л.д. 62).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в редакции от, ДД.ММ.ГГГГ № 281-ФЗ (далее по тексту Закон), обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства также отнесено к вопросам местного значения поселения.

Таким образом, учитывая, что дом признан непригодным для проживания в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком прав истцов на предоставление жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 4 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Оценив, представленные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 11,12, 56,67,197,198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования <адрес>, выразившегося в непринятии своевременных мер по отселению Назаров С.А. из <адрес> во 2-м Микрорайоне в <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить Назаров С.А. в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем одной комнаты, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 19,7 квадратных метров, в границах <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись

Верно.

Судья                                    Д.А. Лавров

Секретарь                                .

ДД.ММ.ГГГГ