Дело № 2-4161(1)/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2012 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Пириевой Е.В.,
при секретаре Муртазиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области о признании права на пенсию,
установил:
Макеев А.Н. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области о признании права на пенсию. С учетом уточнения просит признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФР в Энгельсском районе, содержащееся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации и признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента моего обращения за назначением пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда России в Энгельсском районе Саратовской области назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Требования мотивирует тем, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Макееву А.Н. отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно, так как в стаж лечебной деятельности не были включены периоды нахождения его на курсах повышения квалификации. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, так как прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. Кроме того во всех случаях направления на курсы усовершенствования истцу оформлялось командировочное удостоверение, за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, а, следовательно, производились отчисления, в том числе и в пенсионный Фонд. Просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании истец Макеев А.Н. заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные обстоятельствам изложенным в иске.
Представитель ответчика согласно доверенности Пырх И.В. требования не признала, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения осуществляется в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001. №173-Ф3, которым определено, что указанная пенсия устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 указанного Закона. При определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 указанного Закона. Ответчиком было установлено, что стаж истца на соответствующих видах работ в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по нормам подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленный по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, составляет 29 лет 07 месяцев 15 дней и 29 лет 0 месяцев 24 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П, что меньше установленной законодательством продолжительности. В стаж на соответствующих видах работ не подлежат включению периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г №781 включение данных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения и закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.
Судом установлено, что истец на основании подпункта 20 статьи 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного Фонда РФ в Энгельсском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как имеющий 30-летний стаж лечебной деятельности.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Энгельсском районе отказал Макееву А.Н. в досрочном назначении пенсии. На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ Макееву А.Н. не были включены периоды нахождения его на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Макееву А.Н. включены <данные изъяты> дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.При определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
На момент обращения Макеева А.Н. в Управление ПФР в Энгельсском районе с заявлением о назначении пенсии, действовало Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений… и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (вступило в силу с 12.11.2002 года и может применяться ко всем периодам работы).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002г. могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91 года № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами утвержденными указанным постановлением.
Все периоды трудовой деятельности истца внесены соответствующим образом в трудовую книжку. Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, что установлено Постановлением СМ СССР, ВЦСПС от 06.09.73г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.74 года № 162, а также Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225.
В стаж лечебной деятельности подлежат включению периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период прохождения курсов повышения квалификации за ним сохранялись должность и место работы, а также средняя заработная плата, что подтверждают справки, выданные работодателями.
Суд считает, что исключение из стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации является неправомерным, поскольку согласно ст.196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. А согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.
Трудовым Кодексом РФ предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ст.ст. 21, 197). Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения содержались в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего ранее.
Следовательно, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Суд считает не состоятельными доводы ответчика, что пенсия истцу подлежит назначению с момента подтверждения стажа лечебной деятельности в судебном порядке, т.е. при удовлетворении требований только с момента вступления решения суда в законную силу.
Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления. Следовательно, пенсию истцу следует назначить с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 4, 12, 56, 67, 198 ГПК РФ,
решил:
признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии ФИО2 и решения комиссии по пенсионным вопросам при Управлении ПФР в Энгельсском районе, содержащееся в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Признать у ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 года №173-ФЗ, включив ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: