2-151-2010



Дело № 2-151/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2010 года п.Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего Моор Ю.Э.

при секретаре Лаптевой Ж.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Н.Л. к Емельяновскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок общей площадью 877 кв.м. с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино Емельяновского района

У С Т А Н О В И Л:

Истица А.Н.Л. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что ответчик незаконно отказал ей в регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 877 кв.м. с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино Емельяновского района, так как обременений на данный объект не имеется, иных лиц, оспаривающих права истицы также не имеется. Документы, предоставленные на регистрацию отвечали требованиям действующего законодательства о регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке. Список членов СНТ «Палати» по состоянию на 25.01.1993 года не может являться достоверным источником проверки сведений и не может автоматически исключать подлинность выписки из приложения к постановлению администрации Емельяновского района от 05.10.1992 года №633 и содержащимся в нем сведений. Ответчика никто не лишал права проверки подлинности представленного документа (проведение экспертизы). Каких-либо противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества ответчиком не установлено.

Заявлением от 26.01.2010 года истица требования иска уточнила, согласно которым просит суд признать отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок №876 общей площадью 877 кв.м. с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино недействительным, и признать действия ответчика при проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 877 кв.м. с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино незаконными.

В судебном заседании представитель истицы А.Н.Л. по доверенности Ф.В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в первоначальном иске и дополнительно пояснил суду, что

Истица А.Н.Л. как от своего имени, так и как председатель СНТ «Палати» исковые требования поддержала, пояснив суду, что ответчик незаконно отказал в регистрации права собственности на земельный участок который был предоставлен ей в 1992 году. Данный факт подтверждается также и решением мирового судьи от 27.03.2003 года при рассмотрении спора по границам со смежным земельным участком.

Представитель истицы А.Н.Л. по доверенности Ф.В.В. требования иска поддержал и пояснил суду, что А.Н.Л. является владельцем спорного земельного участка на основании соответствующих документов. А,Н.Л. обратилась в УФРС для постановки данного земельного участка, на кадастровый учет, представив необходимые документы. Однако, ей было отказано в регистрации, по тем оснвоаниям, что у регистратора возникли сомнения и в связи с этим обратившись с запросом в администрацию Емельяновского района поступил ответ, согласно которого право собственности А.Н.Л. на спорный земельный участок не подтверждается. Кроме того, сослались на то, что в списках садоводов от 1993 года АН.Л. отсутствует, и таким образом правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества отсутствует у АНЛ. Полагаю, что представленные на регистрацию документы отвечают требованиям законодательства, и требование УФРС о предоставлении дополнительных доказательств является необоснованным и незаконным. Список граждан по состоянию на 1993 год не может являться тем документом, который может автоматически исключать подлинность выписки из приложения к Постановлению администрации Емельяновского района от 05.10.1992 г. №633 и содержащихся в нем сведений. Ответчика никто не лишал права проверки подлинности данного документа, в том числе и проведения почерковедческой экспертизы. Считаю, что отказ в госрегистрации права собственности на спорный земельный участок нарушает права АН,Л.,.

Представитель ответчика по доверенности Д. М.В. требования иска не признала и пояснила суду, что согласно законодательства о госрегистрации основанием для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет являются акты, изданные органами государственной власти или органом самоуправления в рамках и порядке установленным законом. В ходе поведения правовой экспертизы было установлено, что в качестве правоустанавливающего документа было представлено Постановление администрации Емельяновского района №633 от 1992 года, в соответствии с которым ранее представленные для садоводства земельные участки передаются в собственность членам СНТ. Однако в данном постановлении отсутствуют имена лиц, которым предоставлены в собственность земельные участки, а кроме того, отсутствует указание на наличие приложения к данному постановлению. Вместе с тем, была представлена выписка из приложения к постановлению без даты, согласно которой за АНЛ числится спорный земельный участок, подписана данная выписка ненадлежащим специалистом, а именно не администрацией Емельяновского района. По поводу данной выписки у регистратора возникли сомнения в наличии оснований для госрегистрации права собственности за АН,Л. на спорный земельный участок. В связи с возникшими сомнениями были сделаны запросы в администрацию района с целью получения информации о том, предоставлялся ли данный земельный участок в собственность А.Н.Л. на основании вышеуказанного постановления, а также в Управление Роснедвижимости о том, было ли ранее зарегистрировано право собственности на данный земельный участок. Согласно поступившим ответам право собственности не было зарегистрировано, а также не подтвердился факт предоставления в собственность А.Н.Л. спорного земельного участка на основании данного постановления, следовательно, на момент передачи земельных участков в собственность на основании постановления №633 от 05.10.1992 г. АН.Л. в списках отсутствовала и в связи с этим не являлась на тот период членом СНТ. Данное обстоятельство является основанием для отказа в госрегистрации права собственности. В связи с этим, на основании законодательства о госрегистрации, АНЛ было предложено представить дополнительные документы, подтверждающие наличие оснований для проведения госрегистрации. Таких документов АНЛ представлено не было и поскольку препятствия для постановки на кадастровый учет не были устранены, регистратор был вынужден отказать АНЛ в госрегистрации.трации права собственности. еном СНТ. нностьАгеевой спорного земеодства земеьные участки передаются в собственность членам СНТ.

Представитель третьего лица администрации Емельяновского района по доверенности Х. О.М. пояснил суду, что требования иска являются не обоснованными, поскольку представленное истицей для регистрации права собственности на земельный участок постановление №633 от 05.10.1992 года не может являться правоустанавливающим документом для истицы, так как оно распространяется на земельные участки, которые были предоставлены гражданам до его принятия, то есть до 05.10.1992 года, а по данному СНТ действие постановления распространяется на членов СНТ указанных в первоначальном списке от 25.01.1993 года, в котором сведений об истице нет. При этом истица указана в списках на 10.05.2001 года, однако вышеуказанное постановление администрации не может являться документом, подтверждающим законное право истицы на испрашиваемый земельный участок.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Нормы пункта 3 статьи 9, пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Исходя из абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, являются: акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

25.06.2009 года А. Н.Л. обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок №876 общей площадью 877 кв.м. с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино. К заявлению были приложены следующие документы: квитанция, постановление администрации Емельяновского района №633 от 05.10.1992 года, выписка из приложения к данному постановлению, кадастровый паспорт земельного участка (л.д.8).

Согласно ст. 13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права собственности, государственным регистратором первоначально было принято решение о ее приостановлении, по следующим основаниям:

В качестве правоустанавливающего документа представлено постановление администрации Емельяновского района №633 от 05.10.1992 года, которое не содержало информации о предоставлении А.Н.Л. прав на земельный участок, в связи, с чем регистрирующим органом были сделаны запросы в территориальный отдел №12 Управления Федерального Агенства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю и в администрацию Емельяновского района. Согласно полученных ответов было установлено, что ранее комитетом по земельным ресурсам и землеустройству право собственности на земельный участок общей площадью 877 кв.м. с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино не было зарегистрировано. В списках членов СНТ «Палати» по состоянию на 1993 года А. Н.Л. не значится. В списках по состоянию на 2001 года под порядковыми номерами 9,10,11,12 значится А Н.Л. В списках по состоянию на 2006 года значится А.Н.Л.

21.08.2009 года А.Н.Л. было отказано в регистрации права собственности на земельный участок по тем основаниям, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества в силу абзаца 8 п.1 ст. 20 Закона о регистрации.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок. Государственная регистрация права собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).

Исходя из буквального толкования данной нормы за государственной регистрацией права собственности на земельный участок в упрощенном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", могут обратиться только те граждане, которым заявляемый на государственную регистрацию земельный участок был предоставлен.

Согласно ст. 25.2 Закона о регистрации (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 № 268-ФЗ) основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, является следующий документ:

- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Из текста постановления №633 от 05.10.1992 года следует: - передать ранее предоставленные земельные участки для садоводства в собственность членам садоводческих товариществ на территории Емельяновского района согласно представленных документов (л.д.15), то есть на основании данного постановления подлежали передаче в собственность земельные участки, предоставленные до 05.10.1992 года.

В отделе архивного обеспечения и делопроизводства администрации Емельяновского района имеются списки членов СНТ «Палати» на 25.01.1993 года, на 10.05.2001 года и на 21.10.2006 года.

Суд считает, что постановление №633 от 05.10.1992 года имеет свою юридическую силу только на первоначальный список членов СНТ «Палати» на 25.01.1993 года, в котором сведений об истице АНЛ не имеется.

Для регистрации права собственности на земельный участок АНЛ была предоставлена выписка из приложения к постановлению администрации Емельяновского района от 05.10.1992 года №633 без даты ее выдачи (л.д.14), однако данная выписка не может являться приложением к данному постановлению, поскольку сведения указанные в ней соответствуют имеющимся сведениям в списке членов СНТ «Палати» на 10.05.2001 год (№,№ 9,10,11,12) и на 21.10.2006 года (№915), то есть постановление администрации Емельяновского района от 05.10.1992 года №633 не может действовать на будущее время.

Доводы истицы, о том, что на основании аналогичных выписок и данного постановления ранее она зарегистрировала свое право собственности на три земельных участка в СНТ «Палати», не могут являться правовым основаниям для удовлетворения заявленных требований.

Таким образом, представленные А. Н.Л. для регистрации документы не являются правоустанавливающими, поскольку не свидетельствуют о предоставлении земельного участка, право на который заявлено на регистрацию непосредственно ей.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования А. Н. Л. к Емельяновскому отделу Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок. общей площадью 877 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино Емельяновского района Красноярского края и признании действий при проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок №876 общей площадью 877 кв.м., с кадастровым номером 24:11:0090202:333 в СНТ «Палати» д.Дрокино Емельяновского района Красноярского края незаконными - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

Регистрирующий орган сообщением от 17.05.2008 N 01/339/2007-158 отказал предприятию в государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеназванный объект недвижимости на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, не представлены.

Согласно пункту 3 статьи 9, абзацу одиннадцатому пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ к компетенции УФРС относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права.

Ссылаясь на то, что данный отказ учреждения юстиции не соответствует закону, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ОАО "Р." обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просит:

- признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (сооружение) - внеплощадочная сеть производственного водовода очистки дренажных вод протяженностью 10065,8 п. м, глубина заложения 3,20 п. м, кадастровый номер 24:41:000000:0000:04:258:001:002359130:0014, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, "Р.", территория промплощадки, соор. N 51;

- обязать ответчика зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности ОАО "Р." на указанное сооружение.

В обоснование заявления истец ссылается на следующее:

- заявленный на регистрацию прав объект был учтен в приложении N 3 к плану приватизации "Р.", следовательно, сооружение является собственностью истца;

- данный факт подтверждается ответом Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю, данным ответчику;

- внеплощадочная сеть производственного водовода очистки дренажных вод является объектом недвижимого имущества, что следует из выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, подраздел "Сооружения", в котором указано, что к сооружениям относятся передаточные устройства энергии и информации, линии электропередачи, теплоцентрали, а также трубопроводы различного назначения;

- внеплощадочная сеть производственного водовода очистки дренажных вод имеет назначение производственного водовода очистки дренажных вод и имеет прочную связь с землей, соединяя насосную станцию осветленной воды с производственной насосной станцией;

- со дня государственной регистрации акционерного общества "Р." является собственником указанного сооружения, право собственности истца возникло на основании плана приватизации, данный правоустанавливающий документ был представлен на государственную регистрацию.

Оценив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон).

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию права собственности ОАО "Р." государственного предприятия - "Р." ПХК "К."с приложениями N 1, 3, 9, утвержденный 26.05.94 Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом.

Основанием для возникновения права в заявлении на государственную регистрацию ОАО "Р." названа сделка приватизации.

Как следует из материалов дела, приватизация ГП "Р." осуществлялась по Указу Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01.07.92 N 721, Указу Президента Российской Федерации от 30.12.92 N 1702 "О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, организаций угольной промышленности", а также с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий".

Согласно пункту 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66, на основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия (приложения 1 - 9).

В соответствии с пунктом 2.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации в состав основных средств включены здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование.

Оформление результатов оценки имущества приватизируемого предприятия в соответствии с правилами раздела 5 Временных методических указаний отражается в актах оценки имущества (приложения 1 - 9).

Стоимость машин, оборудования и других основных средств (в том числе передаточных устройств) отражается в приложении N 3 к плану приватизации.

В акте оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств (приложение N 3 к плану приватизации) исходя из требований Временных методических указаний должны содержаться данные о наименовании объекта, его местонахождении, годе ввода в эксплуатацию, первоначальной и остаточной стоимости.

Из представленного на государственную регистрацию плана приватизации ГП "Р." (приложение N 3) следует, что в данном приложении содержатся данные о наименовании объекта - внеплощ. сеть произ. водопр. очистки дрен. вод с местонахождением - очистные, инв. N 00618, декабря 1988 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 110 тыс. руб., остаточной стоимостью 87 тыс. руб.

Данное описание объекта в правоустанавливающем документе - плане приватизации (приложение N 3) соответствует требованиям законодательства, действовавшего в период приватизации ГП разрез "Р.".

Ссылка ГУ ФРС в сообщении об отказе в государственной регистрации на то, что правоустанавливающий документ не содержит описания объекта недвижимости, указанного в заявлении о регистрации права и описанного в выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, по мнению суда, не могла явиться основанием для отказа в государственной регистрации права на основании абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав, учитывая следующее.

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Исходя из смысла названных статей Закона государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.

В отношении самих объектов недвижимости осуществляется не государственная регистрация, а внесение записей в Единый государственный реестр, содержащий информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (статья 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Статья 12 данного Закона предусматривает, что Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Согласно пунктам 23, 24 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 219 от 18.02.98, подраздел I данного Реестра содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных государственным органом (организацией), осуществляющим государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории регистрационного округа. Данными Правилами утверждены формы подраздела 1, соответствующие видам недвижимого имущества, в том числе здание или сооружение (форма I-2).

Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" технический учет - это описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества.

В представленном на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа плане приватизации ГП "Р." содержится описание приобретенного по сделке приватизации объекта - внеплощ. сеть произ. водопр. очистки дрен. вод с местонахождением - очистные, инв. N 00618, декабря 1988 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 110 тыс. руб., остаточной стоимостью 87 тыс. руб.

В выписке из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 14.09.2005 указано следующее описание объекта:

внеплощадочная сеть производственного водовода очистки дренажных вод протяженностью 10065,8 п. м, глубина заложения 3,20 п. м, инвентарный номер 04:258:001:002359130:0014, кадастровый номер 24:41:000000:0000:04:258:001:002359130:0014, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, "Р.", территория промплощадки, соор. N 51, 1988 года ввода в эксплуатацию.

Понятие объектов недвижимости как объектов гражданского права может не совпадать с понятием объектов недвижимости как объектов технического учета. При технической инвентаризации недвижимость - это объект не только гражданских прав, но и объект градостроительной деятельности, и в этом качестве недвижимость может характеризоваться различными количественными и качественными показателями. Несмотря на это, для целей имущественного оборота, а значит и для государственной регистрации прав она является одной и той же индивидуально-определенной вещью в соответствии с гражданским законодательством.

Следовательно, то, что название объектов недвижимости в плане приватизации не совпадает с понятием объектов недвижимости как объекта технического учета согласно техническому паспорту, само по себе не является основанием для вывода об отсутствии у заявителя каких-либо прав на заявленный объект.

Справкой-расшифровкой, составленной совместно заявителем и органом технического учета с целью идентификации объекта, описанного в техпаспорте, с объектом, указанным в плане приватизации, подтверждено, что указанный в плане приватизации объект - внеплощадочная сеть производственного водовода, дата ввода в эксплуатацию декабрь 1988 года, по данным бухгалтерского учета инв. N 00001661, и сооружение внеплощадочная сеть производственного водовода очистки дренажных вод протяженностью 10065,8 п. м, глубина заложения 3,20 п. м, кадастровый номер 24:41:000000:0000:04:258:001:002359130:0014, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, "Р.", территория промплощадки, соор. N 51, 1988 года ввода в эксплуатацию, является одним и тем же объектом недвижимого имущества. Инв. N 0001661 является номером объекта согласно данным бухгалтерского учета и соответствует номеру в плане приватизации 00618 согласно справке о балансовой принадлежности объекта.

ДФГУП "Ростехинвентаризация" в ответе от 25.05.2006 подтвердило, что указание в справке-расшифровке на приложение N 1 к плану приватизации является ошибочным, следует читать "приложение N 3 к плану приватизации" по тексту справки-расшифровки.

Почтовый адрес объекту присвоен Постановлением администрации г. Шарыпово N 225-п от 14.06.2005 (в редакции Постановления от 24.08.2005 N 331-п).

Обязательность указания в объекте недвижимости площади объекта, литеры объекта, условного номера объекта, действовавших на момент совершения сделки, законодательством не устанавливалась.

Учреждением юстиции не представлены доказательства того, что план приватизации "Р." признан недействительным в соответствующей части, отсутствует в сообщении об отказе и указание на то, в чем именно описание объекта в плане приватизации не соответствует требованиям Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.02 N 66.

По представленным заявителем документам (план приватизации, выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства) можно идентифицировать с приобретенным по сделке приватизации объектом, а следовательно, сделать вывод о том, что заявленный на регистрацию объект находится в составе объектов, приобретенных истцом по сделке приватизации, а заявитель имеет права на данный объект недвижимого имущества.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 2 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.

С момента государственной регистрации ОАО "Р." заявитель являлся собственником объекта.

По изложенным выше основаниям отказ ГУ ФРС в государственной регистрации права по тому основанию, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации прав), является незаконным.

Также незаконным является и отказ по основанию, предусмотренному абз. 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации - в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав. Заявителем было названо основание для регистрации прав - сделка приватизации государственного имущества. Отказывая в регистрации прав на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, ГУ ФРС не указало, какие иные документы исходя из требований действовавшего в момент приватизации законодательства необходимо представить заявителю. План приватизации государственного предприятия, документ с описанием объекта недвижимого имущества, документы о присвоении адреса, справка-расшифровка, документ об оплате регистрации были представлены для государственной регистрации.

Довод ответчика о недоказанности наличия у сооружения - внеплощадочная сеть производственного водовода для очистки дренажных вод признаков недвижимого имущества не может быть принят, поскольку такое основание для отказа в государственной регистрации не указано в сообщении об отказе.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.94 N 359, к сооружениям также относятся законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Из выписки из Единого реестра объектов капитального строительства и справки ФГУП "Ростехинвентаризация" от 24.05.2005 следует, что сооружение - внеплощадочная сеть производственного водовода для очистки дренажных вод, год постройки 1988, расположено на насосной станции осветленной воды до производственной насосной станции, протяженность сооружения 10065,8 п. м, состоит из 2 труб диаметром 325 мм, материал труб - сталь, глубина заложения трубопровода - 3,20 м, на поверхность выходят 15 колодцев.

Содержащееся в выписке описание сооружения не позволяет сделать вывод о том, что перемещение объекта не будет связано с несоразмерным ущербом для использования сети водовода по назначению - для очистки дренажных вод, поскольку данный объект построен с учетом особенностей рельефа местности и привязан к местности, т.е. прочно связан с землей, сама сеть водовода находится под землей и подведена к двум насосным станциям. Объект имеет прочную связь с землей, его перемещение с условием возможности сохранения использования с тем же назначением в том же виде отсутствует.

Факт нахождения сооружения как объекта приватизации в приложении N 3 к плану приватизации "Акт оценки стоимости машин и оборудования", а не в приложении N 1 к плану приватизации "Акт оценки стоимости зданий и сооружений" не влияет на статус заявленного к государственной регистрации объекта как недвижимого объекта.

С учетом вышеизложенного суд считает, что отказ учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, оформленный сообщением от 12.01.2006 N 27/019/2005-312, в государственной регистрации прав на недвижимое имущество не соответствует требованиям Закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", изложенным в ст. ст. 13, 17, 20.

Суд указывает учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок на территории Красноярского края на необходимость устранения выявленных нарушений Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" и недопустимости повторного отказа в регистрации по основаниям, указанным в признанном судом недействительным отказе в регистрации от 12.01.2006. Требование заявителя об обязании ГУ ФРС произвести государственную регистрацию права собственности на объект не противоречит правилам статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ государственного учреждения - Главного управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам, оформленный сообщением от 12.01.2006 N 27/019/2005-312 об отказе в государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества "Р." на объект недвижимости (сооружение) - внеплощадочная сеть производственного водовода очистки дренажных вод протяженностью 10065,8 п. м, кадастровый номер 24:41:000000:0000:04:258:001:002359130:0014, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, "Р.", территория промплощадки, соор. N 51, как не соответствующий требованиям Закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Обязать государственное учреждение - Главное управление федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам зарегистрировать право собственности открытого акционерного общества "Р." на объект недвижимости (сооружение) - внеплощадочная сеть производственного водовода очистки дренажных вод протяженностью 10065,8 п. м, глубина заложения 3,20 п. м, кадастровый номер 24:41:000000:0000:04:258:001:002359130:0014, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, "Р.", территория промплощадки, соор. N 51.

Возвратить открытому акционерному обществу "Р." из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 518 от 03.04.2006, и 2000 руб., уплаченных по платежному поручению N 519 от 03.04.2006.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Красноярского края.

Согласно пункту 3 статьи 9, абзацу одиннадцатому пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ к компетенции УФРС относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200