Дело № 2-305/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Емельяново 08 февраля 2010 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Замятного Г.П.,
при секретаре - Дрянных А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А. к администрации Емельяновского района и администрации Устюгского сельсовета о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ
А., действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына А., 21 марта 1995 г. рождения, обратилась в суд с иском к администрации Емельяновского района, где просит признать за ней и А. право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Устюг, …
Заявленные требования истица мотивировала тем, что её семья была вселена в квартиру … в с. Устюг Емельяновского района в 2001 году, где проживает до настоящего времени, затем ей был выдан ордер №2558 на занимаемое жилое помещение, право собственности на земельный участок, расположенный по указанному адресу, зарегистрировано за истицей А. В настоящее время истица обратилась в отдел по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района с целью приватизации занимаемого жилого помещения, однако в связи с тем, что спорное жилое помещение в реестре муниципальной собственности Емельяновского района не значится, в заключении договора о его передаче в собственность истице и её сына в порядке приватизации было отказано.
В судебном заседании истица А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, соответствующие вышеизложенному.
Представитель ответчика - администрации Емельяновского района, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, каких-либо возражений против удовлетворения заявленных исковых требований не представил.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Устюгского сельсовета, главой администрации - Гессом В.К. представлено заявление, в котором он просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Устюгского сельсовета, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.
Третьи лица на стороне истицы, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, А., А., и К. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ч.3 ст.244 ГК РФ является долевой…
В силу ч.1 ст.245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В силу п.6 ст.10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают вследствие действия (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В силу ст. 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г. (с изменениями от 08.07.1999г.) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года (с последующими изменениями и дополнениями), граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
В силу ст. 18 указанного Закона переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
То есть, как следует из приведенных выше норм закона, при передаче служебных жилых помещений, находившихся в государственной собственности и закрепленных за государственными предприятиями или учреждениями на праве оперативного управления, в муниципальную собственность, указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Судом установлено следующее.
Истица А. и члены её семьи: муж А. и сыновья А., 21 марта 1995 г. рождения и А., 19 января 1991 г. рождения с 24 сентября 2001 г. по настоящее время постоянно проживают и состоят на регистрационном учете по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Устюг, …, также по указанному адресу с 25 августа 2008 г. постоянно проживает и состоит на регистрационном учете мать истицы - К., данное обстоятельство подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.16), справкой о составе семьи (л.д.15), копиями паспортов с отметкой о регистрации по месту жительства (л.д.8, 11, 12, 13, 14).
31 января 2005 г. А. был выдан ордер №2558 на занимаемое жилое помещение (л.д.7).
11 июля 2007 г. между администрацией Устюгского сельсовета и А. был заключен договор №229 социального найма жилого помещения, согласно которому спорное жилое помещение передано семье истицы в бессрочное владение и пользование (л.д.29).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10 февраля 2006 г. земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Устюг, …, принадлежит истице А. на праве собственности (л.д.30).
Согласно сообщению отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района от 08 июля 2009 г. №1943 (л.д.17) спорное жилое помещение - квартира … в с. Устюг Емельяновского района Красноярского края в реестре муниципальной собственности Емельяновского района не числится. Из справки администрации Устюгского сельсовета от 09 июня 2009 г. №440 (л.д.18) следует, что в реестре муниципальной собственности администрации Устюгского сельсовета указанное жилое помещение также не состоит.
Согласно сообщению Емельяновского отдела Управления Федеральной Регистрационной Службы по Красноярскому краю №10/007/2009-120 от 17 июля 2009 г. об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.22), в Едином государственном реестре прав записи о регистрации права на спорный объект недвижимости отсутствуют.
Данные обстоятельства явились основанием к отказу истице в оформлении договора приватизации занимаемого жилого помещения.
Согласно справок отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района (л.д.31, 32) истица А. и её несовершеннолетний сын А. участия в приватизации жилого помещения не принимали.
В материалах дела имеются также заявления третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы: А., А. и К. (л.д.25-27) об их отказе от участия в приватизации занимаемого жилого помещения, данные отказы оформлены и удостоверены в установленном законом порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у истицы А. и её несовершеннолетнего сына А. возникло право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма. Поскольку они были вселены в квартиру … в с. Устюг Емельяновского района Красноярского края на законном основании, на занимаемую семьей истицы квартиру был выдан ордер, впоследствии с истицей заключен договор социального найма жилого помещения. Истица и члены её семьи зарегистрированы на данной жилплощади и с момента вселения до настоящего времени постоянно проживают в спорном жилом помещении, каких-либо претензий в пользовании жилым помещением к ним не предъявлялось. Однако реализовать свое право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации истице не представилось возможным, поскольку при оформлении документов выяснилось, что спорное жилое помещение в реестрах муниципальной собственности Емельяновского района и Устюгского сельсовета не числится, собственник квартиры … в с. Устюг Емельяновского района не установлен. Данное жилое помещение в ведение органов местного самоуправления в установленном законом порядке передано не было. Истица и её сын в приватизации жилого помещения ранее участия не принимали.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А. о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать за А. и А. право общей собственности по 1/2 доле за каждым в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 64,8 кв.м., в том числе жилой - 52,7 кв.м., расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Устюг, …
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: