2-103-2011



Дело № 2-103/2011г.Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Емельяново 17 января 2011 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего: Коренковой С.В.,

при секретаре: Кузьминой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Емельяновского района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Емельяновского района об обязании прекратить эксплуатацию полигона для размещения твердых бытовых отходов (свалки), расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, автодорога Емельяново-Никольское-Талое, <данные изъяты>, участок №, с кадастровым номером №, общей площадью 30199,00 кв.м., разработать и реализовать мероприятия по восстановлению компонентов природной среды в соответствии с утвержденной проектной документацией в связи с выводом из эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (свалки), мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки были установлены нарушения ответчиком природоохранного законодательства. При осмотре данного участка установлено, что земельный участок используется для захоронения твердых бытовых отходов, промышленных отходов и мусора, земельный участок не имеет санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, ограждение отсутствует, ограждение отсутствует, складирование отходов устроено беспорядочно, на территории не имеется разделение на хозяйственную зону и зону захоронения отходов, на территории регулярно происходят поджоги, возгорания твердых бытовых отходов, в результате чего загрязняется окружающая среда, дороги не расчищаются, отходы не изолируются и не уплотняются изолирующим слоем грунта, отсутствует производственный контроль на эксплуатируемом земельном участке.

Впоследствии истец уточнил свои требования, просил обязать администрацию Емельяновского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и промышленны отходов, расположенную по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером №, общей площадью 30199,00 кв.м., путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до 01 декабря 2011 года.

В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Сухарев М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что данный полигон фактически является несанкционированной свалкой, которую просил обязать ответчика ликвидировать до 01 декабря 2011 года.

Представитель ответчика - администрации Емельяновского района Любяшкина А.С. (по доверенности л.д.174) в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку ответчик не осуществляет эксплуатацию полигона для размещения твердых бытовых отходов (свалки), расположенного по адресу: <адрес>, участок №. Не согласна с требованиями истца о ликвидации свалки, путем сбора и вывоза бытовых отходов на специализированный полигон, поскольку ответчиком затрачены денежные средства на разработку проекта рекультивации полигона, распорядителем данных работ является <данные изъяты> по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Емельяновского района. В настоящее время проведены публичные слушания, утверждена программа по экологической безопасности района, разработана проектная документация рекультивации объекта по складированию ТБО п.Емельяново, направлена на государственную экологическую экспертизу. Проектные работы ООО «Геоэкология» проводились около 7 месяцев, еще не менее 3-х месяцев необходимо на проведение экспертизы, затем будет проведено согласование с Росприроднадзором о законности данного проекта. Администрация Емельяновского района готова к реализации Программы, но будет ли реализована данная Программа, можно сказать только после проведения экспертизы. В дальнейшем, в результате рекультивации полигона, произойдет ликвидация свалки.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика, администрации поселка Емельяново - Мачутский В.В. (по доверенности) исковые требования не признал, пояснил, что спорный полигон находится за границами населенного пункта п.Емельяново.

Представитель третьего лица, привлеченный к участию в процессе по ходатайству ответчика - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании директор <данные изъяты> возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, в настоящее время оформлен за ними на праве аренды. Впоследствии после рекультивации, желаем узаконить данный объект, создать на нем санкционированную утилизацию ТБО.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, <данные изъяты> по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Емельяновского района - в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.51 указанного Федерального закона, отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается. Захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается.

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ РФ от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района на основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п.14 ч.1, ч.2 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях. К вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.1-4, 6,7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ч.1 ст.72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Согласно ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими; распоряжение указанными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов

Актом натурного осмотра от 07 мая 2009 года, проведенного помощником Красноярского природоохранного прокурора Красноярского края Сухаревым М.В., с участием государственного инспектора отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Катковой Т.С., установлено, что на земельном участке, используемом под полигон для размещения отходов, расположенном по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером №, общей площадью 30199,00 кв.м., складируются отходы 4,5 класса опасности бессистемно. По периметру производственной зоны отсутствует ограждение, въезд не оборудован шлагбаумом, на въезде отсутствует контрольно-дезинфицирующая ванна, зафиксированы очаги возгорания отходов (л.д.7-8).

Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспариваются.

Согласно постановлению администрации Емельяновского района №811 от 21.08.2006 года утвержден проект границ вышеуказанного земельного участка, установлен вид разрешенного использования - для размещения отходов потребления (хранение и захоронение отходов) (л.д.36).

Согласно информации, предоставленной Емельяновским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, (ныне Управлением Росреестра по Красноярскому краю, Емельяновским отделом) от 25.02.2010 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними, записи о регистрации прав на спорный земельный участок отсутствуют (л.д.55).

В соответствии с решением Емельянового районного Совета депутатов №79-389Р от 04.03.2010 года были увеличены расходы районного бюджета на разработку проекта рекультивации земли, занятой полигоном твердых бытовых отходов в п.Емельяново (л.д.58).

Согласно постановлению администрации Емельяновского района №886 от 05.04.2010 года и договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №778 от 16 апреля 2010 года, земельный участок по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером №, общей площадью 30199,00 кв.м., из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения отходов потребления (хранения и захоронения отходов) передан в аренду на 5 лет <данные изъяты> (л.д.126, 127-130).

В силу ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Из постановления администрации Емельяновского района №1164 от 15.07.2009 года следует, что в целях упорядочения работы по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых, промышленных и прочих отходов в Емельяновском районе, предоставлению услуг в области обращения с отходами, предотвращению вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, обеспечению чистоты и порядка на территории района, утверждено Положение о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в Емельяновском районе (л.д.148-149).

Из представленного ответчиком перечня объектов для размещения, использования и обезвреживания отходов, образующихся в <адрес>, следует, что объект по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером №, общей площадью 30199,00 кв.м., не предусмотрен для размещения, использования и обезвреживания отходов, образующихся в Емельяновском районе (л.д.160-161, 162-166).

Согласно постановлению администрации Емельяновского района №3968 от 02.12.2010 года, утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Экологическая безопасность и улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия Емельяновского района на 2011-2013 годы» (л.д.200).

Суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время проведены публичные слушания, утверждена Программа по экологической безопасности района, разработана проектная документация рекультивации объекта по складированию ТБО в п.Емельяново и направлена на государственную экологическую экспертизу, однако, как утверждает сам представитель ответчика, Администрация Емельяновского района готова к реализации Программы, но будет ли реализована данная Программа, можно сказать только после проведения экспертизы.

Следовательно, судом бесспорно установлено, что вышеуказанный земельный участок, используемый в настоящее время для складирования твердых бытовых отходов, не является полигоном, (объектом размещения отходов) поскольку официально не зарегистрирован и не обустроен в соответствии с действующим законодательством, не соответствует гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для ТБО установлены Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года №16, в частности п.2.1, 2.2, 4.2, 4.3, 5.7.

При таких обстоятельствах, установленных в ходе судебного заседания, у суда не возникает сомнений в том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и промышленных отходов, расположенную по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером №, общей площадью 30199,00кв.метров - путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до 01 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Емельяновский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Решение в законную силу не вступило.

Судья Емельяновского районного суда

Красноярского края С.В. Коренкова