2-317-2011



Дело № 2-317/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Шиловой Л.Р., при секретаре Орловой А.Ю., с участием заместителя прокурора Емельяновского района Вайнбергер М.С., представителя органа опеки и попечительства Шагало О.А., представителя ответчика - Администрации Емельяновского района Беляева Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Рыкова Олега Александровича к Администрации Емельяновского района Красноярского края и Министерству образования и науки Красноярского края о приобретении в собственность квартиры с передачей ее по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Емельяновского района обратился в суд в интересах Рыкова О.А. с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края и Министерству образования и науки Красноярского края, в котором просит обязать Администрацию Емельяновского района за счет средств краевого бюджета приобрести в собственность однокомнатную благоустроенную квартиру общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в границах Муниципального образования Емельяновский район, обязать администрацию Емельяновского района передать приобретенное жилое помещение по договору социального найма Рыкову О.А., обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить денежные средства для приобретения однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в границах МО Емельяновский район Рыкову О.А.

В обоснование иска указано следующее. Рыков О.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его родители - мать Рыкова С.А. и отец Рыков А.Р. были лишены родительских прав решением Емельяновского суда от 25.12.2002 г. Закрепленного жилья Рыков О.А. не имеет, в связи с чем, документы направлены в Краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения для принятия решения о признании нуждающимися в жилом помещении и приобретении жилого помещения в Емельяновском районе Рыкову О.А., однако до настоящего времени она жильем не обеспечен. Вышеизложенное свидетельствует о том, что были нарушены жилищные права Рыкова О.А., установленные в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика - Администрации Емельяновского района Беляев Д.С. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, пояснив, что как только денежные средства поступят на счет Администрации, последняя выполнит свои обязательства по приобретению жилого помещения и передаче его Рыкову О.А. В отсутствие денежных средств выполнение Администрацией своих обязательств по обеспечению жильем истца не представляется возможным.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации Емельяновского района Шагало О.А. против удовлетворения исковых требований не возражала.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просил дело рассматривать в его отсутствие.

В представленных письменных возражениях на иск представитель Министерства образования и науки Красноярского края указал, что в материалах дела, поданных в Министерство для постановки на учет в качестве нуждающегося отсутствовали необходимые документы подтверждающих право на получение жилья Рыковым О.А, в связи с чем, отсутствует возможность постановки их на учет. Кроме того, считали, что поскольку ни Федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку (сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей), а передаются муниципальному образованию Емельяновский район из Краевого бюджета для финансового обеспечения расходных муниципальных обязательств в качестве субвенций и таким образом Рыков О.А. не является субъектом бюджетных отношений.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика - Администрации Емельяновского района, представителя третьего лица, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. (в ред. от 17.12.2009 г.) № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статья 4 ФЗ № 159-ФЗ устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со ст.5 ФЗ №159-ФЗ предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ устанавливает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Так, в соответствии с п.1 данной статьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.8 ФЗ №159-ФЗ, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Статья 10 ФЗ №159-ФЗ гласит, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статья 49 ЖК РФ определяет основания предоставления жилого помещения по договору социального найма. Так, в соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилого помещения.

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с п.1 ст.132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с п.1 Правил, данные Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с п.2 Правил, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пункт 3 Правил определяет условия предоставления субсидий. Одними из таких условий являются: наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходные обязательства субъекта РФ; наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (уполномоченный орган субъекта РФ).

Закон Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 г. №12-961 (ред. от 07.07.2009 г.) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст.7 данного Закона дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» наделены на 2010 год исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, в том числе муниципальное образование Емельяновский район, государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».

Согласно п.2 ст.1 данного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с п.1 настоящей статьи, включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года №25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»,….

Статья 2 данного Закона предусматривает, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции:

а) своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий;

б) осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года №25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»;…

В соответствии со ст.3 Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий:

а) осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края;

б) получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий;…

Статья 4 Закона предусматривает, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с методикой определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно приложению 2 к настоящему Закону и утверждается Законом края «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов».

Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года №25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в ред. Указов Губернатора Красноярского края от 21.02.2007 №15-уг, от 10.10.2007 №165-уг, от 13.05.2009 №77-уг, от 21.08.2009 №131-уг, от 05.03.2010 №25-уг) утвержден порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (приложение 1) и порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (приложение №4) (п. 4 в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 13.05.2009 №77-уг).

Согласно п.1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (приложение 1) Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.

Согласно пунктам 2-5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.1 и ч.2 ст.50 ЖК РФ).

Статья 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. (в ред. от 27.12.2009 г.) № 131-ФЗ определяет структуру органов местного самоуправления.

В соответствии с п.1 данной статьи структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.1 ст.37 ФЗ №131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.

Как видно из материалов дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.23); его родители - мать ФИО3 и отец ФИО4 лишены родительских прав решением Емельяновского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12); ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ находились в «Емельяновском детском доме» на полном государственном обеспечении (л.д.11); жилое помещение за ним не закреплялось (л.д.6,9,10).

Согласно решению Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 28 сентября 2005 года №6-32р установлена норма площади жилого помещения: для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда Емельяновского района по договору социального найма (норма предоставления) в размере 15 км 2 общей площади жилого помещения на каждого члена семьи; жилое помещение из муниципального жилищного фонда Емельяновского района предоставляется из расчета: на состав семьи из одного-двух человек - однокомнатная квартира.

Из объяснений прокурора, материалов дела, следует, что на день рассмотрения дела он жилым помещением не обеспечен, договор социального найма с ним не заключен.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Рыков О.А. является лицом из числа детей-сирот, собственного жилья, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, по договору социального найма жилое помещение истцу не предоставлялось, состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, на день рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен.

В соответствии с действующим законодательством, обязанность органов исполнительной власти обеспечить вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от каких-либо условий, например таких, как отсутствие свободного жилья, неосуществление строительства нового жилищного фонда, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем, не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Таким образом, ответчики должны исполнить свои обязательства по обеспечению жилым помещением истца, независимо от каких-либо условий, но с соблюдением действующего законодательства.

По мнению суда, нарушенное право Рыкова О.А. будет восстановлено в полном объеме лишь при наличии у него фактического жилого помещения, соответствующего предъявляемым требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Рыкова Олега Александровича к Администрации Емельяновского района Красноярского края и Министерству образования и науки Красноярского края о приобретении в собственность квартиры с передачей ее по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить Администрации Емельяновского района денежные средства для приобретения Рыкову Олегу Александровичу однокомнатной благоустроенной квартиры общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в границах Муниципального образования Емельяновский район.

Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобрести в собственность однокомнатную благоустроенную квартиру общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в границах Муниципального образования Емельяновский район, и передать приобретенное жилое помещение по договору социального найма Рыкову Олегу Александровичу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено 16 марта 2011 года.

Председательствующий: