02-57-2011



копия Дело № 2-57/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Плехановой О.Н., с участием помощника прокурора Емельяновского района Якушевой А.А., представителя ответчика - Сидирякина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района Красноярского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Еловский сельсовет о признании бездействия незаконным и об обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Еловский сельский совет о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по выбору управляющей компании для многоквартирных домов.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства, в части выбора способа управления многоквартирными жилыми домами на территории Еловского сельского совета. В ходе проверки было установлено, что в с. Еловое расположено 8 многоквартирных домов, собственники которых в 2008 году проводили собрание по определению способа управления домами и управляющей компании. По результатам проведения общего собрания был избран способ управления - управление управляющей компанией ООО «ПКФ «Красэнергосервис». Вместе с тем, избранная компания отказалась от обслуживания жилых домов в с. Еловое, договоры управления с собственниками не заключила. В результате одностороннего отказа от исполнения обязательств, способ управления многоквартирными домами остался не избранным, и обслуживание домов не осуществляется. Ввиду бездействия органа местного самоуправления в указанных домах не осуществляется ремонт жилого помещения, не проводятся работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что в свою очередь нарушает права граждан на проживание в жилых домах, имущество которых должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.

В судебном заседании помощник прокурора Якушева А.А. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика - администрации Еловского сельского совета Сидирякин И.А. исковые требования не признал в части бездействия администрации Еловского сельского совета и пояснил, что в настоящее время работа по выбору управляющей компании ведется. Так, два жилых многоквартирных дома уже выбрали способ управления, а остальные еще определяются с выбором. Администрация Еловского сельского совета со своей стороны обращалась в администрацию Емельяновского района с заявлением, о проведении открытого конкурса для определения способа управления многоквартирными жилыми домами, однако администрация Емельяновского района проигнорировала их обращения - оставив их без ответа.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 N 453, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.08.2009 N ГКПИ09-830) установлено, что с 1 января 2007 г. органы местного самоуправления проводят в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

На основании ч. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 N 453) конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (пп. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 453)

В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (работников данного учреждения, а также лиц, могущих находиться в названном учреждении), представляют собой одно из средств прокурорского реагирования, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Из материалов дела следует, что в 2008 году собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в с. Еловое, были проведены собрания по определению способа управления домами управляющей компании. По результатам проведения общего собрания собственниками был избран способ управления - управление управляющей компанией ООО «ПКФ «Красэнергосервис». Вместе с тем, избранная компания отказалась от обслуживания многоквартирных жилых домов в с. Еловое, договоры управления с собственниками не заключала. В результате одностороннего отказа от исполнения обязательств, способ управления многоквартирным домом остался не избранным, в связи с чем обслуживание домов не осуществляется.

На момент рассмотрения дела вышеперечисленные нарушения не устранены.

Таким образом, установлено, что ввиду бездействия органа местного самоуправления в указанных домах не осуществляется ремонт жилого помещения, не проводятся работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что в свою очередь нарушает права граждан на проживание в жилых домах, имущество которых должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.

Администрацией Еловского сельсовета меры к проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирных домов приняты не были. В результате на протяжении длительного времени способ управления многоквартирными домами остался не избранным и обслуживание домов не осуществляется.

Доводы ответчика о том, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования Еловский сельсовет, необходимых для организации проведения открытого конкурса, отсутствовала реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования, по мнению суда, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению мер по выбору управляющей организации в границах населенного пункта поселения с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации Еловского сельсовета Емельяновского района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области выбора управляющей компании для многоквартирных домов может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Емельяновского района удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Еловского сельсовета в части непринятия мер по выбору управляющей организации для многоквартирных домов на территории Еловского сельсовета.

Обязать администрацию Еловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Установить срок исполнения решения в течение месяца после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 05 апреля 2011 года.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья Емельяновского РС Е.А. Ежелева