2-631-2011



№2-631/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Емельяново 12 апреля 2011 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шиловой Л.Р., при секретаре Орловой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств» о признании бездействия незаконным, устранении нарушений санитарных правил,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в январе 2010 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю была проведена плановая проверка в отношении Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки было установлено нарушение санитарного законодательства. За санитарные нарушения МБОУ ДОД «Детская школа искусств» привлечено к административной ответственности по ст.6.7 КоАП РФ. По результатам проведенной проверки в отношении МБОУ ДОД «Детская школа искусств» должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений №231/з от 25.01.2010, срок исполнения которого 11.01.2011 г. При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания 18.01.2011 установлено, что нарушения не устранены, требование об устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении МБОУ ДОД «Детская школа искусств» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. МБОУ ДОД «Детская школа искусств» продолжает осуществление своей деятельности по адресу: <адрес>, с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье учащихся. Истец полагает, что все выявленные нарушения санитарных норм являются серьезным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение права граждан на безопасную среду обитания. Осуществление МБОУ ДОД «Детская школа искусств» деятельности с нарушением санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) учащихся и преподавательского состава, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц. Бездействие МБОУ ДОД «Детская школа искусств» по устранению нарушений санитарного законодательства, невыполнению требований предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор, нарушает ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес> Сидоркина Н.А. требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям. В судебном заседании пояснила, что у истца не имеется данных об исполнении ответчиком требований предписания.

Представитель ответчика - Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Никишина А.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала, дополнительно пояснила, что ответчик до внесения изменений в Устав учреждения на основании Постановления администрации Емельяновского района от 30.03.2011 г. №760 «О смене ведомственной принадлежности детских школ искусств Емельяновского района» не имеет возможности начать устранение нарушений санитарных правил, выявленных проверкой, поскольку отсутствует в связи с передачей учреждения по подведомственности финансовая возможность, однако, сметный расчет и план объемов работ составлен и при поступлении финансовых средств нарушения будут устранены.

Как следует из материалов дела:

- За санитарные нарушения МБОУ ДОД «Детская школа искусств» привлечено к административной ответственности по ст.6.7 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, назначен административный штраф в размере 20000 рублей) (л.д.6-7);

- По результатам проведенной проверки в отношении МБОУ ДОД «Детская школа искусств» должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/з от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10);

- При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения не устранены, требование об устранении не выполнено (л.д.16-19);

- Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-43) установлены нарушения: не обеспечено наличие ограждения территории участка учреждения, что является нарушением п. 2.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; не обеспечено санитарными узлами, раздельными для девочек и мальчиков, здание учреждения, что является нарушением п. 3.9. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; не обеспечено количество санитарных приборов из расчета 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков, что является нарушением п. 3.9. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; не обеспечено централизованной системой водоснабжения здание учреждения, документы (протоколы лабораторных исследований), подтверждающие обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, в учреждении отсутствуют, что является нарушением п. 4.2. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», на момент проверки вода холодная забирается из поселкового колодца, расположенного на расстоянии 10 - 12 м от здания учреждения, насосом через шланг в накопительные емкости, расположенные в электро-бойлерной и санузле; не обеспечена установка раковин с подводкой горячей и холодной воды в помещениях для образовательной деятельности, а именно в санитарном узле, совмещенном с комнатой для технического персонала, установка дополнительных умывальных раковин не проводилась, к имеющейся умывальной раковине не обеспечена подача горячей воды, что является нарушением п. 4.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; не обеспечена подводка горячей воды к умывальной раковине в комнате технического персонала, совмещенной с санитарным узлом, что является нарушением п. 4.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

- В отношении МБОУ ДОД «Детская школа искусств» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 250 от 21.01.2011 г.) (л.д.12-15);

- Для рассмотрения по подведомственности материалы административного производства в отношении МБОУ ДОД «Детская школа искусств» для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ были направлены мировому судье судебного участка №22 в Емельяновском районе (л.д.21-22).

Суд, выслушав мнение представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст.11 ФЗ от 30.03.1999 г. 352-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. На основании статьи 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм, обязаны соблюдать и выполнять санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, осуществление МБОУ ДОД «Детская школа искусств» деятельности с нарушением санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) учащихся и преподавательского состава, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд считает, что выявленные нарушения санитарных норм являются нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение права граждан на безопасную среду обитания. Осуществление МБОУ ДОД «Детская школа искусств» деятельности с нарушением санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) учащихся и преподавательского состава, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.

Суд полагает исковые требования удовлетворить в части не устраненных ответчиком нарушений санитарного законодательства. Что касается требований о признании незаконным бездействия ответчика по устранению вышеуказанных нарушений санитарного законодательства, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым отказать в их удовлетворении, поскольку гражданско-процессуальное законодательство такой способ защиты права предусматривает в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств» о признании бездействия незаконным, устранении нарушений санитарных правил удовлетворить частично.

Обязать ответчика - Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств» устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил (п. 2.4., п. 3.9., п. 4.2., п. 4.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» в помещениях МБОУ дополнительного образования детей «Детская школа искусств» по адресу: <адрес> <адрес>, в срок два месяца после вступления решения суда в законную силу следующим образом:

1. обеспечить наличие ограждения территории участка учреждения, в соответствии с требованиями п. 2.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

2. обеспечить санитарными узлами, раздельными для девочек и мальчиков, здание учреждения, в соответствии с требованиями п. 3.9. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

3. обеспечить количество санитарных приборов из расчета 1 унитаз на 20 девочек и 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков, в соответствии с требованиями п. 3.9. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

4. обеспечить централизованной системой водоснабжения здание учреждения, в соответствии с требованиями п. 4.2. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологическиетребования кучреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

5. обеспечить проведение контроля за качеством воды систем питьевого водоснабжения в учреждении, с предоставлением, подтверждающих качество используемой для питья воды, документов (протоколы лабораторных исследований), в соответствии с гигиеническими требованиями (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);

6. обеспечить установку раковин с подводкой горячей и холодной воды в помещениях для образовательной деятельности, а именно, в санитарном узле, совмещенном с комнатой для технического персонала, либо подведение к имеющейся умывальной раковине горячей воды, в соответствии с требованиями п. 4.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;

7. обеспечить подводку горячей воды к умывальной раковине в комнате технического персонала, совмещенной с санитарным узлом, в соответствии с требованиями п. 4.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

В удовлетворении требований о признании бездействия ответчика - Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств», выраженное в неисполнении обязательных требований санитарного законодательства,указанных в предписании должностного лица, уполномоченногоосуществлятьгосударственныйсанитарно-эпидемиологический надзор незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Председательствующий