2-152-2011



Дело № 2-152/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Ежелевой Е.А., при секретаре Плехановой О.Н., с участием помощника прокурора Емельяновского района Яницкого Ю.А., представителя истца Шелепова И.А., представителя ответчика Алиева Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишина Дмитрия Владимировича к Администрации поселка Кедровый Красноярского края о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и по встречному иску Администрации поселка Кедровый Красноярского края к Мишину Дмитрию Владимировичу о выселении из жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Мишин Д.В. обратился в суд с иском к Администрации п. Кедровый, в котором первоначально просил признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, ссылаясь на то, что он в указанной квартире проживает с 1981 года, вселился в нее вместе со своими родителями на основании ордера № 4 от 21 октября 1981 года; администрация п. Кедровый на протяжении всех лет с иском о его выселении к нему не обращалась, в связи с чем он имеет право на приватизацию указанного жилого помещения в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», однако администрация п. Кедровый в своем ответе от 20 октября 2009 года с исх. № 1439 отказала ему в этом (л.д. 5-6).

Впоследствии истец изменил предмет иска и просит по тем же самым основаниям признать за ним право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 80).

Возражая против иска, администрация п. Кедровый предъявила встречный иск, в котором просит выселить Мишина Д.В. из вышеуказанного жилого помещения и взыскать с него судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей, ссылаясь на то, что 02 августа 2006 года ФИО20 Мишину Д.В. и ФИО21 был выдан жилищный сертификат, подтверждающий право указанных граждан на получение средств федерального бюджета жилищной субсидии в размере 925 290 рублей для приобретения жилого помещения. За счет средств жилищной субсидии указанными гражданами приобретена была в общедолевую собственность квартира по адресу: <адрес>, право собственности на которую зарегистрировано 14 сентября 2006 года. При получении жилищного сертификата ФИО22 Мишин Д.В. и ФИО23 подписали «Обязательство о сдаче жилого помещения», по условиям которого они приняли на себя обязательство о сдаче спорной квартиры администрации п. Кедровый в двухмесячный срок со дня приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Обязанность по сдаче спорной квартиры администрации п. Кедровый - Мишиным Д.В. не исполнена. Его мать ФИО5 и брат ФИО6 в спорной квартире не проживают, несмотря на регистрацию в ней. На обращение с заявлением о приватизации спорной квартиры Мишиным Д.В. получен отказ администрации п. Кедровый от 20 октября 2009 года № 1439, мотивированный тем, что Мишин Д.В. обязан сдать спорное жилое помещение администрации и сняться с регистрационного учета. По мнению администрации п. Кедровый, приобретенное военнослужащим-гражданином и членами его семьи жилое помещение с использованием предоставленной за счет федерального бюджета субсидии по государственному жилищному сертификату, влечет безусловную обязанность этих граждан, в общую собственность которых оформлено приобретаемое жилье, освободить ранее занимаемое жилое помещение не зависимо от вида прав на него (социальный наем либо наем служебного жилого помещения). Правоотношения, возникшие в связи с нарушением указанными гражданами обязанности освободить ранее занимаемую квартиру являются длящимися, поскольку п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не устанавливает срок для исполнения этой обязанности. Поскольку спорная квартира находится в муниципальной собственности п. Кедровый, администрация п. Кедровый вправе обратиться в суд с иском о выселении истца в судебном порядке (л.д. 43-44).

Истец, возражая против встречного иска, через своего представителя Шелепова И.А. представил заявление, в котором просит применить срок исковой давности, ссылаясь на то, что согласно п. 1 ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации». С 01 апреля 2006 года на момент выделения семье Мишиных жилищной субсидии и выдачи государственного жилищного сертификата, порядок и условия предоставления военнослужащему гражданину и членам его семьи денежных средств (жилищной субсидии) на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета регулируется соответственно ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан…». Право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом, выдаваемом в порядке и на условиях, установленных указанными актами.

Согласно п. 44 Правил, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, одним из условий получения военнослужащим гражданином и членами его семьи государственного жилищного сертификата является их согласие на принятие обязательства об освобождении занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма и сдаче этого жилого помещения муниципальному образованию в установленном законом порядке после приобретения в совместную собственность другого жилого помещения с использованием указанной жилищной субсидии.

Указанное обязательство оформляется письменно по форме приложения № 6 к Правилам.

Согласно п. 45 Правил исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-х месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

До 01 апреля 2006 года срок исполнения обязательств по освобождению и сдаче ранее занимаемого жилья федеральными законами и иными нормативными актами РФ не устанавливался.

Так как право общедолевой собственности Мишиных на квартиру, приобретенную с использованием жилищной субсидии, зарегистрировано 14 сентября 2006 года, их обязанность по освобождению и сдаче местной администрации ранее занимаемой спорной квартиры в соответствии с п. 45 Правил должна быть исполнена не позднее 14 ноября 2006 года.

Обязательство о сдаче жилого помещения администрации Мишины дали в письменной форме 04 сентября 2006 года.

Требование о выселении от 21 октября 2006 года Мишины получили от администрации поселка Кедровый осенью 2006 года, что свидетельствует о том, что администрации было известно о приобретении Мишиными квартиры в п. Кедровый за счет предоставленной из федерального бюджета субсидии.

Поскольку Мишины не исполнили обязанность по освобождению и сдаче спорной квартиры местной администрации в срок до 14 ноября 2006 года в добровольном порядке, администрация п. Кедровый может выселить их только в судебном порядке.

Срок исковой давности для обращения администрацией с иском о выселении Мишина Д.В. из спорной квартиры начинается с 15 ноября 2006 года (согласно ч. 2 ст. 200 ГК РФ) и оканчивается 15 ноября 2009 года. Иск администрацией подан 01 декабря 2009 года, то есть по истечении срока исковой давности, ходатайство о восстановлении срока исковой давности не содержит (л.д. 45-46, 47-49, 90-91, 101-102).

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц ФИО6 и ФИО5, возражая против встречного иска, представили свои письменные возражения, в которых ФИО5 также просила применить срок исковой давности и отказать в иске в связи с пропуском этого срока, ФИО6 ссылается на то, что после продажи квартиры, приобретенной за счет жилищной субсидии, они обратились в администрацию ЗАТО Кедровый с просьбой о заключении с ними договора коммерческого найма на спорную квартиру. Администрацией было принято решение о передаче Мишиным спорной квартиры по договору коммерческого найма; договор коммерческого найма был заключен с Мишиной А.А., а Мишин А.В. и ФИО2 были указаны в качестве членов семьи; срок в договоре оговорен не был, поэтому согласно ст. 683 ГК РФ он действует 5 лет, то есть до ноября 2011 года; договор администрацией не расторгнут, следовательно Мишин Д.В. вправе проживать в спорной квартире до ноября 2011 года (л.д. 89, 90-91).

В судебном заседании представитель истца Шелепов И.А. исковые требования поддержал, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и в письменных возражениях на встречный иск, поданных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, содержание которых изложено выше.

Представитель ответчика Алиев Е.М. в судебном заседании иск Мишина Д.В. не признал, поддержал встречные требования о выселении Мишина Д.В. из занимаемого жилого помещения, ссылаясь на обстоятельства, изложенные во встречном исковом заявлении, а также на то, что сам Мишин Д.В. не проживает в квартире по адресу: <адрес>; как стало известно от участкового уполномоченного милиции, от соседей, указанную квартиру Мишин Д.В. сдает в аренду, сам проживает в другом месте, ФИО5 и ФИО6 также в указанной квартире не проживают, хотя сохраняют регистрацию в ней.

Истец и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены были о нем надлежащим образом, просили дело рассматривать в их отсутствие, о чем представили письменные заявления (л.д. 127-129).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд с согласия представителей истца и ответчика, прокурора нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска Мишина Д.В. отказать и удовлетворить встречный иск о выселении Мишина Д.В., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как видно из материалов дела, семья Мишиных занимала квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании ордера № 4 от 21 октября 1981 года, выданного КЭЧ № 42; квартира состоит из двух комнат и имеет общую площадь 45.6 кв.м. (том 1 л.д. 7).

Зарегистрированы Мишины в указанном жилом помещении: ФИО5 и Мишин Д.В. с 22 октября 1981 года, ФИО6 - с 06 марта 1987 года; регистрация сохраняется и на день рассмотрения дела (том 1 л.д. 14, 140, 141, 142, 169, 173, том 2 л.д. 7, 8).

10 октября 2004 года между ФИО5 и МУП «ПЖРЭТ» заключен был договор социального найма вышеуказанного жилого помещения (том 1 л.д. 10-11).

31 марта 2005 года ФИО5 заключила с ООО ПКФ «Ярстрой» договор долевого участия в строительстве жилого дома, в соответствии с которым приобрела право на получение жилого помещения в <адрес> в <адрес> (том 1 л.д. 163).

02 декабря 2005 года ЗАТО Кедровый зарегистрировало свое право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, о чем получило свидетельство о праве собственности серии <адрес> (том 1 л.д. 50).

02 августа 2006 года ФИО5 Министерством обороны РФ был выдан государственный жилищный сертификат Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству о выделении субсидии на приобретение жилья; данным сертификатом удостоверялось, что ФИО5 являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и, что ей предоставляется субсидия в размере 925 290 рублей для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края с учетом двух проживающих с ней членов семьи - ФИО6, 1987 года рождения, и Мишина Д.В., 1980 года рождения (том 1 л.д. 36, 175).

Данный сертификат был получен ФИО5 09 октября 2006 года, о чем свидетельствует ее подпись на самом сертификате (том 1 л.д. 37).

04 сентября 2006 года ФИО5 и члены ее семьи: ФИО6, Мишин Д.В. дали письменное обязательство об освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и сдаче его в 2-х месячный срок со дня приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата в установленном законодательством порядке, а также обязались не приватизировать указанное жилое помещение, не совершать иных действий влекущих или могущих повлечь его отчуждение (том 1 л.д. 59).

Подлинник данного обязательство представлен суду был представителем ответчика. Согласно пояснениям представителя ответчика Потапова и согласно письму заместителя главы администрации п. Кедровый Красноярского края, в администрации п. Кедровый подлинник обязательства Мишиных отсутствует в связи с его утратой (том 1 л.д. 122).

07 сентября 2006 года Мишин Д.В., ФИО5 и ФИО6 по договору купли-продажи приобрели у ФИО14 благоустроенную квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 82.7 кв.м., в том числе жилой 54.3 кв.м., состоящую из четырех комнат; оплату произвели за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде жилищной субсидии, право на получение которой удостоверялось сертификатом серии УВ № от 2 августа 2006 года на сумму 925 290 рублей (том 1 л.д. 12-13).

Право общей долевой собственности ФИО5, Мишина Д.В. и ФИО6 зарегистрировано в установленном порядке 14 сентября 2006 года (том 1 л.д. 13).

05 октября 2006 года ФИО5, Мишин Д.В. и ФИО6 продали квартиру по адресу: <адрес> за 1 233 720 рублей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13; Мишин Д.В. причитающиеся ему денежные средства получил, о чем написал расписку (том 1 л.д. 202, 206).

Согласно справке МУП ПЖРЭТ от 05 октября 2006 года Мишины на регистрационном учете по адресу: <адрес>, не состояли (том 1 л.д. 203).

В дальнейшем указанная квартира продавалась неоднократно: 07 ноября 2006 года (том 1 л.д. 207), 05 декабря 2006 года (том 1 л.д. 216), 24 января 2007 года (том 1 л.д. 227), 17 октября 2007 года (том 1 л.д. 232), 14 декабря 2007 года (том 1 л.д. 243), 24 апреля 2008 года (том 1 л.д. 254), 19 июня 2008 года (том 1 л.д. 260), 17 октября 2008 года (том 1 л.д. 264), 07 февраля 2009 года (том 1 л.д. 270).

Во всех сделках, где покупателем выступали не ФИО14, оплата производилась за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде жилищных субсидий (том 1 л.д. 196, 204, 211, 221, 237, 252, 263).

Во всех случаях никто из покупателей на регистрационный учет не вставал по указанному адресу; на протяжении всего времени с 2003 года в квартире по адресу: <адрес>, на регистрационном учете состояли ФИО14, ФИО15 и ФИО16 (том 1 л.д. 188, 203, 208, 220, 229).

Согласно последнему договору купли-продажи от 14 декабря 2009 года собственником вышеуказанной квартиры вновь стала ФИО14 (том 1л.д. 243).

30 октября 2006 года в адрес ФИО5 администрацией ЗАТО Кедровый направлено требование сдать занимаемое ею жилое помещение по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 93).

31 декабря 2006 года ФИО5 по акту приема-передачи получила от ООО ПКФ «Ярстрой» однокомнатную <адрес> жилом <адрес> в <адрес>; оплату в сумме 634 390 рублей произвела полностью (том 1 л.д. 165).

25 сентября 2008 года право собственности ФИО5 на квартиру в <адрес> было зарегистрировано, о чем выдано свидетельство серии <адрес> (том 1 л.д. 27).

05 мая 2009 года ФИО5 продала квартиру в <адрес> ФИО17 за 1 000 000 рублей (том 1 л.д. 158).

Мишин Д.В., продав квартиру по адресу: <адрес>, другое жилье не приобрел (том 1 л.д. 29, 30).

05 октября 2009 года Мишин Д.В. обратился в Администрацию п. Кедровый с заявлением о выдаче ему справки о статусе квартиры по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 15).

01 декабря 2009 года в адрес Мишина Д.В. администрацией п. Кедровый направлен письменный ответ на заявление от 05 октября 2009 года, в котором разъяснялось о том, что квартира по адресу: <адрес>, в числе служебной площади в администрации п. Кедровый не состоит и, что в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» данное жилое помещение должно быть освобождено после приобретения другого жилого помещения за счет средств федерального бюджета и также то, что данное жилое помещение приватизации не подлежит (том 1 л.д. 15).

Согласно справке ООО «Кедровый Бор» задолженность по оплате коммунальных услуг по лицевому счету на имя ФИО5 составляет 15 910 рублей 90 копеек (том 2 л.д. 6).

Согласно справке начальника ТПМ № МОВД «Емельяновский» от 30 марта 2011 года в квартире по адресу: <адрес> никто на момент проверки не находился, со слов соседей известно, что указанная квартира постоянно сдается в аренду и кто проживает в ней неизвестно (том 2 л.д. 26).

Таким образом, установлено, что Мишины с 1981 года проживали в квартире по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма, заключенного с ФИО5; квартира состоит их двух комнат, имеет общую площадь 45.6 кв.м., принадлежит муниципальному образованию <адрес>; 31 марта 2005 года ФИО5 вступила в долевое строительство жилого дома в <адрес>; в связи с выдачей сертификата 04 сентября 2006 года ФИО5 и члены ее семьи, в том числе, Мишин Д.В. взяли на себя обязательство освободить занимаемое ими жилое помещение в течение 2-х месяцев со дня приобретения ими жилого помещения посредством реализации жилищного сертификата и сдать его администрации; 09 октября 2006 года ФИО5, Мишин Д.В. и ФИО6 получили жилищный сертификат, который реализовали, и за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде жилищной субсидии, приобрели четырехкомнатную квартиру в <адрес>, общей площадью 82.7 кв.м.; право общей долевой собственности на указанную квартиру было зарегистрировано за Мишиной А.А. и ее сыновьями Мишиным А.В. и Мишиным Д.В. в установленном законом порядке 14 сентября 2006 года; однако в указанную квартиру Мишины никогда не вселялись, на регистрационный учет не вставали; продали ее 05 октября 2006 года на 308 430 дороже, чем приобретали; 25 сентября 2008 года ФИО5 зарегистрировала право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; 05 мая 2009 года ФИО5 продала данную квартиру за 1 000 000 рублей; до настоящего времени все трое: Мишин Д.В., ФИО6 и ФИО5 стоят на регистрационном учете по адресу: <адрес>, однако в квартире, не проживают, сдают в аренду.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется ГЖС.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В частности, в соответствии с абзацем 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Как следует из абзаца 4 этого же пункта, порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой законаПостановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153, утвердившее данные Правила.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405), в "Российской газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).

Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Статьей 13 Правил установлено, что субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ст. 44 Правил указаны документы, которые предоставляет гражданин - участник подпрограммы для получения сертификата и, в частности, в соответствии с п. "ж" этой статьи им предоставляется обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и Жилищный кодекс РСФСР.

Из содержания оспариваемого Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - Подпрограмма), и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется ГЖС.

Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В этом же пункте и пункте 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание.

Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать согласие на участие в ней на этих условиях.

Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.

Соглашаясь на участие в Подпрограмме, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления права на субсидию, удостоверенного государственным жилищным сертификатом, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма.

Поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета.

Гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств.

В случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить свою жилищную проблему и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение жилья на условиях социального найма.

Таким образом, закрепив за гражданами - участниками Подпрограммы право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, путем получения ГЖС, Подпрограмма не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то есть улучшения жилищных условий как очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма.

Пункт п. "ж" ст. 44 Правил предусматривает, что для получения сертификата гражданин - участник Подпрограммы дает обязательство о сдаче (передаче) занимаемого жилья в случае реализации им сертификата.

Об этом же говорится в п. 30 Правил: граждане - участники Подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им и членам их семей на праве собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

Следовательно, граждане, соглашаясь с условиями участия в Подпрограмме, обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в государственную собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением. В противном случае гражданин отстраняется от участия в Подпрограмме.

Данный пункт полностью соответствует п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", фактически устанавливающей, что одним из условий обеспечения военнослужащих-граждан жилым помещением, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, является сдача ими жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства (Решение Верховного Суда РФ от 30.08.2006 N ВКПИ06-48 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 13, пункта "а" статьи 14 и пункта "ж" статьи 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>)

В Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 272-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Суродеевой Тамары Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 14 статьи 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих» разъяснено, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" определен особый порядок реализации военнослужащими права на жилище, в том числе определяющий специальные условия для реализации этого права теми из них, кто ко времени увольнения с военной службы не был по каким-либо причинам обеспечен жилым помещением или изъявил желание переехать в другую местность. При этом в целях недопущения нарушения жилищных прав указанных граждан оспариваемой нормой устанавливается, что документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства ими предоставляются лишь при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Таким образом, пункт 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе в части, предусматривающей сдачу указанными гражданами документов об освобождении жилого помещения и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, по своему содержанию направлен на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище, т.е. на защиту их социального положения, и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и на жилище.

Как видно из встречного искового заявления, объяснений представителя администрации Кедровый, требование о выселении Мишина Д.В. было заявлено по основаниям неисполнения им письменного обязательства об освобождении и сдаче жилого помещения в связи с реализацией им своего права на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года.

Соответственно, при рассмотрении спора подлежат применению правовые нормы, в сфере которых находится регулирование вопроса обеспечения граждан государственными жилищными сертификатами, толкование которых сводится к тому, что, получая право на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств, гражданин принимает на себя определенные обязательства. При этом реализация прав ставится в зависимость от принятых обязательств.

У Мишина Д.В. в силу ст. 309 ГК РФ и Постановления Правительства РФ от 19 марта 2002 года № 168 «О совершенствовании деятельности по реализации федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты» обязанность по сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>, возникла, поскольку он получил вместе с матерью ФИО5 и братом ФИО6 денежные средства из федерального бюджета и распорядился ими по своему усмотрению путем приобретения права общедолевой собственности на квартиру в том же населенном пункте с большим количеством комнат и большей площадью.

Получив и реализовав государственный жилищный сертификат, Мишин Д.В. должен был исполнить свою часть обязательства - освободить занимаемое жилое помещение, учитывая, что письменное обязательство об освобождении занимаемого жилья входит в круг документов, необходимых для подачи заявления о выдаче государственного сертификата, и такое обязательство, как основанное на праве гражданина на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, дается всего один раз, как и само право.

После дачи такого обязательства и после того, как право Мишина Д.В. на обеспечение жилым помещением было реализовано путем приобретения другой квартиры по жилищному сертификату, Мишин Д.В. утратил статус нанимателя спорной квартиры, стал пользоваться квартирой как временный жилец, поэтому подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

Наличие регистрации Мишина Д.В. в спорной квартире не является препятствием к его выселению, так как сама по себе регистрация по месту жительства не может служить основанием для реализации гражданина на жилое помещение.

Своими жилищными правами в отношении спорной квартиры Мишин Д.В. распорядился при выдаче обязательства об ее освобождении.

Так же суд считает необходимым, разрешая заявленный спор, применить положения ст. 208 ГК РФ, так как после реализации сертификата у ответчика отсутствуют законные основания на занятие спорной жилой площади. С момента реализации жилищного сертификата Мишиным Д.В. у законного владельца спорной жилой площади - администрации п. Кедровый возникает право на предъявление негаторного иска, на который сроки давности не распространяются.

Кроме того, рассматриваемые отношения являются длящимися и срок давности в данном случае не применим.

Других доказательств правомерности занятия спорного жилого помещения Мишин Д.В. суду не представил.

То обстоятельство, что Мишин Д.В. после получения сертификата и его реализации остался проживать в спорном жилом помещении, на протяжении нескольких лет оплачивал коммунальные услуги, не является основанием для повторного возникновения у него права пользования данным жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у Мишина Д.В. правовых оснований для занятия вышеуказанного жилого помещения.

Доводы третьего лица Мишина А.В. о том, что между Мишиной А.А. и администрацией п. Кедровый заключен был договор коммерческого найма, несостоятельны, поскольку не подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Суд предоставлял сторонам возможность представить данный договор, однако последний представлен не был. Представитель администрации п. Кедровый Алиев Е.М. в судебном заседании утверждал, что такой договор не заключался.

Согласно письменному ответу на запрос суда главы администрации п. Кедровый ФИО18 оригинал договора коммерческого найма между администрацией п. Кедровый и гражданами Мишиным Д.., ФИО6, ФИО5 в администрации отсутствует (том 1 л.д. 171).

Статья 301 Гражданского кодекса РФ предоставляет собственнику право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменение правоотношения.

При таких, обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования администрации п. Кедровый о выселении Мишина Д.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворить, в удовлетворении иска Мишина Д.В. о признании за ним права пользования вышеуказанным жилым помещением отказать.

Подлежит удовлетворению также заявление администрации п. Кедровый о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, поскольку такое право предусмотрено ст. 98 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие указанные расходы, в материалах дела имеются (том 1 л.д. 110).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Мишина Дмитрия Владимировича к Администрации поселка Кедровый Красноярского края о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, по договору социального найма отказать.

Встречный иск Администрации поселка Кедровый Красноярского края к Мишину Дмитрию Владимировичу о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворить.

Выселить Мишина Дмитрия Владимировича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Мишина Дмитрия Владимировича в пользу администрации п. Кедровый Красноярского края 2 000 (две тысячи) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 13 апреля 2011 года.

Председательствующий