копия Дело № 2-925/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011 года п. Емельяново Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Баженовой В.И., с участием прокурора Емельяновсокго района Якушевой А.А., представителя заинтересованно лица Ходунова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации поселка Памяти 13 Борцов и об обязании установить дорожные знаки, в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации п. Памяти 13 Борцов в части не установления дорожных знаков в границах п. Памяти 13 Борцов муниципального образования администрации п. Памяти 13 Борцов; обязании разработать и утвердить проект организации дорожного движения в п. Памяти 13 Борцов администрации п. Памяти 13 Борцов, на основании разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения установить в п. Памяти 13 Борцов на участке дороги по ул. Гурского в районе д. № 3 и № 8 дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», в соответствии с требованиями п. 5.1.7 ГОСТ Р 52289-2004, в районе д. № 3 установить дорожный знак в соответствии с требованиями п. 5.1.7 ГОС Р 52289-2004. В соответствии с п. 5.6.24 и 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 в месте установки дорожного знака 5.19.1 установить дорожный знак 5.19.2.; на участке дороги по ул. Гурского в районе д. № 44 и № 48 - дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, а именно п. 5.1.9; на участке дороги по ул. Гаражная выезд от автоколонны № 1967 на ул. Гурского -дорожный знак 2.4. «Уступите дорогу», предусмотренный схемой установки дорожных знаков в п. Памяти 13 Борцов, согласно требований ГОСТ Р 50597-93 п.4.1.1. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на территории администрации п. Памяти 13 Борцов. При проведении проверки был обследован участок дороги в п. Памяти 13 Борцов по ул. Гурского в районе д. № 3, № 8 выявлены следующие нарушения: дорожный знак 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход» установлен с нарушением п. 5.19; в районе д. № 3 знак установлен сбоку от проезжей части на расстоянии 8,0 м. В нарушение п. 5.6.24, п. 6.2.17 неправильно применены дорожные знаки: в месте установки дорожного знака 5.19.1 установлен знак 5.19.2. На участке дороги по ул. Гурского в районе д. № 44 и № 48 дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети» установлены с нарушением требований ГОСТ Р 52289-2004, а именно с нарушением п. 5.1.9, знаки установлены сбоку от проезжей части на расстоянии 10,0 м. (напротив дома № 44). На участке дороги по ул. Гурского на выезде из автоколонны № 1967 на ул. Гурского отсутствует дорожный знак 2.4. «Уступите дорогу», предусмотренный схемой установки дорожных знаков в п. Памяти 13 Борцов, согласно требований ГОСТ Р 50597-93 п.4.1.1, в соответствиями с требованиями ГОСТ Р 52289-2004. В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Якушева А.А. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика Администрации п. Памяти 13 Борцов Ходунов И.С. исковые требования признал частично и пояснил, что данные нарушения имеются место быть, однако в местном бюджете отсутствуют средства на устранение этих нарушений. Указанные дорожные знаки будут установлены в 2012 году. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно ст. 17 Федерального Закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органоном исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Статьей 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 №131-Ф3, вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, в том числе к состоянию дорожных знаков. В главе 4 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрены требования, предъявляемые к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц. Согласно п. 4.1.1 Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ Р- 52290 -2004 и размешенными по ГОСТ Р 52289 - 2004 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Согласно п. 4.1.2 ГОСТ 50597 - 93 поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Согласно п. 4.1.3 ГОСТ 50597 - 93 для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кдхлк(-1)хм(-2) до не менее: 35 -для белого цвета, 20 - желтого, 6 - красного, 4 - зеленого, 2 - синего. Согласно п. 4.1.4 ГОСТ 50597 - 93 Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кдхм(-2) не должна быть меньше: 90 -для белого и желтого цветов, 20 - зеленого, 10 - красного, 5 - синего. Яркость элементов черного цвета не должна превышать 4 кдхм(-2). Согласно п. 4.3 гл. 4 ГОСТ Р 52289-2004 знаки и светофоры (условные обозначения - по таблице А. 1 приложения А) размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения. Согласно п. 5.1.7 ГОСТ Р 52289-2004 расстояние от края проезжей части (при наличии обочины - от бровки земляного полотна) до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно быть 0,5-2,0 м. Согласно п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289 - 2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 ГОСТ Р 52289 - 2004 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Разработка проекта администрации дорожного движения должна осуществляться в соответствии с техническим нормативом «Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах», утвержданным первым заместителем начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 02 августа 2006 года № 13/6-3853 и заместителем руководителя Федерального дорожного агентства от 07 августа 2006 года № 01-29/5313, согласно п. 1.4 которого заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Вышеуказанные дороги не отнесены ни к одной из дорог общего пользования, федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Эксплуатирующая организация также не выбрана. Следовательно, обязанность, по содержанию дороги несут непосредственно органы местного самоуправления - Администрация п. Памяти 13 Борцов. Согласно ст. 3 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Таким образом, исковое заявление прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, представляют собой одно из средств прокурорского реагирования, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Из материалов дела следует, что на территории Администрации п. Памяти 13 Борцов были выявлены нарушения в содержании дороги. Так, на участке дороги в п. Памяти 13 Борцов по ул. Гурского в районе д. № 3 и № 8 дорожный знак 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход» установлен с нарушением п. 5.19; в районе д. 3 знак установлен сбоку от проезжей части на расстоянии 8,0 м (л.д. 15). В нарушение п. 5.6.24, п. 6.2.17 неправильно применены дорожные знаки, а именно: в месте установки дорожного знака 5.19.1 установлен знак 5.19.2.; на участке дороги по ул. Гурского в районе д. 44 и № 48 дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» и 1.23 «Дети», установлены с нарушением требований ГОСТ Р 52289-2004 п. 5.1.9, знаки установлены сбоку от проезжей части на расстоянии 10,0 м. (напротив дома № 44), что подтверждается актом о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 11). На участке дороги по ул. Гурского на выезде из автоколонны № 1967 на ул. Гурского отсутствует дорожный знак 2.4. «Уступите дорогу», предусмотренный схемой установки дорожных знаков в п. Памяти 13 Борцов, согласно требований ГОСТ Р 50597-93 п. 4.1.1, ГОСТ Р 52289-2004, что подтверждается актом о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 7). На момент рассмотрения дела вышеуказанные дорожные знаки не установлены, что свидетельствует о незаконном бездействии Администрации поселка Памяти 13 Борцов. О бездействии администрации п. Памяти 13 Борцов в части не установления дорожных знаков в границах и п. Памяти 13 Борцов, администрации поселка Памяти 13 Борцов свидетельствует тот факт, что 14 февраля 2011 года глава администрации п. Памяти 13 Борцов был привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ. Решение вступило в законную силу. Отсутствие дорожных знаков на вышеуказанных участках дорог нарушают права граждан, на гарантированное государством безопасное дорожное движение. В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по установке дорожных знаков с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Емельяновского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации поселка Памяти 13 Борцов Емельяновского района Красноярского края в части не установления дорожных знаков в границах МО п. Памяти 13 Борцов Емельяновского района Красноярского края. Обязать администрацию поселка Памяти 13 Борцов Емельяновского района Красноярского края разработать и утвердить проект организации дорожного движения в п. Памяти 13 Борцов Емельяновского района Красноярского края. Обязать администрацию поселка Памяти 13 Борцов Емельяновского района Красноярского края на основании разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения установить дорожные знаки в п. Памяти 13 Борцов Емельяновского района Красноярского края: - на улице Гурского в районе домов № 3 и № 8: дорожные знаки 5.191, 5.19.2 «Пешеходный переход», в районе дома № 3 знак установить в соответствии с требованиями п. 5.1.7 ГОСТ Р 52289-2004, в месте установки дорожного знака 5.19.1 установить дорожный знак 5.19.2; - по улице Гурского в районе домов № 44 и № 48: дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», дорожный знак 1.23 «Дети». - по улице Гаражная на выезде от автоколонны № 1967 на улицу Гурского: дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу». Установить срок исполнения решения в течение одного месяца после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. <данные изъяты> Председательствующий: подпись Копия верна: Судья Емельяновского районного суда Е.А. Ежелева