2-060-2012



Дело № 2-60/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Емельяново 13 марта 2012 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Коренковой С.В.,

при секретаре Табашной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красильниковой Натальи Александровны к Администрации Емельяновского района и Управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района о признании действий неправомерными и возложении обязанности предоставить земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Красильникова Н.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать действия и.о.начальника отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Васильевой Л.А. неправомерными; обязать Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района выполнить п.2 ст.14 Закона Красноярского края от 02.12.2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и выделить ей, как многодетной матери, земельный участок под личное подсобное хозяйство в п.Солонцы.

Свои требования мотивировала тем, что 26 июня 2011 года и.о.начальника отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Васильевой Л.А. заявительнице было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка под личное подсобное хозяйство в соответствии с п.2 ст.14 Закона Красноярского края от 02.12.2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», согласно которому, многодетные граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства. Право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для одной и той же цели может быть использовано однократно на семью в целом. Считает, что нарушены ее права и свободы, поскольку ответ на заявление был дан через 2 месяца, тогда, как ответ на письменные обращения граждан, должен предоставляться в течение 30 дней. Кроме того, написано заявление было на предоставление земельного участка под садоводство, а отказано было в предоставлении участка под ЛПХ.

Впоследствии Красильникова Н.А. исковые требования уточнила и просила суд признать действия и.о.начальника отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Васильевой Л.А. неправомерными; обязать Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района выполнить п.2 ст.14 Закона Красноярского края от 02.12.2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и выделить ей, как многодетной матери, земельный участок под личное подсобное хозяйство в п.Солонцы.

Кроме того, Красильникова Н.А. уточнила исковые требования, просила взыскать с администрации Емельяновского района судебные расходы в сумме 10000 рублей, по договору возмездного оказания услуг от 30.07.2011 года, а также, государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании истица Красильникова Н.А. и ее представитель Шульгина Е.С. (по устному ходатайству) заявленные исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные вышеизложенному, дополнительно пояснили, что ранее администрацией Емельяновского района 19 мая 2010 года ей предоставлен был земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Однако, истец, как многодетная мать, имеет право на 6 земельных участков для разных целей. Не согласны с доводами представителя ответчика о том, что истец должна предоставить выписку из ЕГРП, содержащую обобщенную информацию о зарегистрированных правах, поскольку согласно ст.15.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года №7-2542, к заявлению прилагаются только документы, подтверждающие установленное законодательством право заявителя на бесплатное предоставление земельного участка, приложение иных документов при подаче заявления, не предусмотрено. При этом, администрация Емельяновского района вправе была направить межведомственный запрос в Управление Росреестра о предоставлении выписки из ЕГРП.

В судебном заседании представитель ответчиков – администрации Емельяновского района и Управления земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Гак Ю.М. (по доверенности) исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно в соответствии п.2 ст.14 Закона Красноярского края от 02.12.2008 года №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», многодетные граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одного из следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства. Право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для одной и той же цели может быть использовано однократно на семью в целом. Вместе с тем, до настоящего времени не отработан механизм контроля за реализацией указанного права в рамках муниципального образования края, отсутствует какая-либо единая база лиц, реализовавших право на бесплатное предоставление земельных участков, с периодическим обновлением и доступом к ней муниципальных образований края. На Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района не возложена обязанность по установлению однократности предоставления земельных участков многодетным гражданам в собственность бесплатно, в порядке, предусмотренном Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений Красноярского края». На сегодняшний день документом, подтверждающим однократность предоставления земельного участка служит выписка из ЕГРП, содержащая обобщенную информацию о зарегистрированных правах гражданина на объекты недвижимого имущества. Красильниковой Н.А. в 2010 году было реализовано право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка. 11.10.2010 года Красильникова Н.А. обратилась с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения садоводства, а 24.05.2011 года она обратилась с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. При подаче указанных заявлений, Красильниковой Н.А. не был предоставлен документ, подтверждающий однократность предоставления земельных участков в собственность бесплатно для испрашиваемых целей. Поскольку отсутствовала выписка из ЕГРП, содержащая обобщенную информацию о зарегистрированных правах, и учитывая то, что ранее гражданкой уже было реализовано право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, Красильниковой Н.А. был направлен отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Оформлению прав истицы на испрашиваемый ею земельный участок при условии предоставления всех необходимых документов, администрация Емельяновского района не препятствует, однако сама гражданка отказалась предоставить необходимые документы для внесения ее в реестр очереди многодетных граждан. Доводы истицы об обязанности органа местного самоуправления запрашивать необходимые сведения необоснованны, так как Федеральным законом №169-ФЗ предусмотрена такая обязанность при оформлении прав в порядке, предусмотренного ст.36 Земельного кодекса РФ. Предоставление же земельного участка для личного подсобного хозяйства, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.34 Земельного кодекса РФ. Более того, указанный Федеральный закон вступил в силу 01 июля 2011 года, а заявление Красильниковой было подано 24 мая 2011 года. На сегодняшний день ведется очередь многодетных граждан, желающих реализовать право на бесплатное получение в собственность земельного участка, который регулярно обновляется. Оснований для внеочередного или первоочередного предоставления земельного участка в собственность бесплатно Красильниковой Н.А., отсутствуют. Что касается пропущенного срока направления ответа на обращение истицы, то и.о. начальника Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района является лицом, ответственным за подготовку ответа на указанное обращение. Непосредственным исполнителем документа являлось лицо, трудовые отношения с которым на сегодняшний день прекращены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом «О личном подсобном хозяйстве».

В свою очередь ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» по вопросу регулирования процедуры предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства отсылает к «земельному законодательству».

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Решением Емельяновского районного совета депутатов № 49-277Р от 28.05.2008 утверждено «Положение о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных в границах муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее: Положение) Главой 5 указанного Положения предусмотрен порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, данный порядок практически повторяет положения ст. 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч.2 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Следовательно, право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства могло быть реализовано только при наличии сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков на момент обращения лица, относящегося к льготной категории граждан и принятия решения по его заявлению.

Согласно п.п. «а» п.1 ст.14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года №7-2542 Право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов: граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно или зарегистрированные по одному месту жительства) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста (далее - многодетные граждане).

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истица Красильникова Н.А. на момент подачи заявления являлась многодетной матерью, что подтверждается данными свидетельств о рождении ее детей: <данные изъяты>л.д.18-20)

С заявлением о предоставлении земельного участка под личное подсобное хозяйство Красильникова К.С. обратилась 24.05.2011 года, поступившее в администрацию Емельяновского района по вх. №2612.

Письмом и.о. начальника отдела архитектуры Васильевой Л.А. от 26.07.2011 года №2544А, Красильниковой Н.А. отказано в предоставлении земельного участка (л.д.6)

Согласно реестру многодетных граждан, подавших заявление на предоставление земельных участков в собственность на 01.11.2011 года по Емельяновскому муниципальному району, с заявлениями обратилось 253 заявителя (л.д.36-37). На 01.03.2012 года в данный реестр включено уже 393 заявителя.

Пунктом 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года №7-2542, многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на бесплатное получение, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для одной и той же цели может быть использовано однократно на семью в целом.

Следовательно, отказ истцу в предоставлении земельного участка под личное подсобное хозяйство по заявлению от 24 мая 2011 года, что подтверждается отметкой о приеме заявления под вх.№ 2612 от 24.05.2011 года (л.д.5) в связи с тем, что ранее предоставлялся земельный участок (л.д.6), что подтверждается первоначальным заявлением от 07.10.2010 года о предоставлении земельного участка для дачного строительства и огородничества (л.д.40), суд находит незаконным.

Доводы представителя ответчика об отсутствии при подаче заявления истцом выписки из ЕГРП, содержащей обобщенную информацию о зарегистрированных правах, что послужило основанием для отказа истице в предоставлении земельного участка, суд находит несостоятельными, поскольку в силу положений ст.15.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» данного требования при подаче истцом заявления, не содержится.

Таким образом, отказ и.о. начальника отдела архитектуры Васильевой Л.А. Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района, в предоставлении земельного участка Красильниковой Н.А., согласно ее заявлению, поданному 24 мая 2011 года, суд признает незаконным.

Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что оснований для внеочередного или первоочередного предоставления земельного участка в собственность бесплатно Красильниковой Н.А., не имеется, поскольку удовлетворение требования истца на получение в собственность бесплатно земельного участка во внеочередном или первоочередном порядке приведет к нарушению баланса законных интересов граждан, уже находящихся на учете.

Суд приходит к выводу, что истец подлежит включению в реестр многодетных граждан, подавших заявление на предоставление земельных участков в собственность на дату - 24.05.2011 года по Емельяновскому муниципальному району, то есть на день обращения Красильниковой Н.А. с заявлением в администрацию Емельяновского района.

Вместе с тем наличие у истца такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок.

В связи с чем, доводы истца о возложении обязанности на ответчика по предоставлению земельного участка в п.Солонцы, суд находит необоснованными.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы…

В силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При этом понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств следует соотносить с объектом судебной защиты.

Разрешая вопрос о размере расходов на оплату услуг представителя суд учитывает все конкретные обстоятельства дела, в частности, что представитель Шульгина Е.С. оказывала истице юридическую помощь, что подтверждается договором возмездного оказания услуг от 30.07.2011 года (л.д.30-34), за что истицей уплачено, согласно представленной расписке 10000 рублей (л.д.34).

Как следует из материалов дела, представитель Шульгина Е.С. участвовала в судебных заседаниях от 28 ноября 2011 года (л.д.38) и 13 марта 2012 года.

С учетом изложенного, требования истицы о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 10000 рублей, суд считает завышенными, с учетом разумности пределов и учета конкретных обстоятельств подлежит взысканию сумма в размере 5000 рублей.

Кроме того, подлежат взысканию в пользу истицы расходы на оплату государственной пошлины при подаче заявления в размере 200 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д.4).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Красильниковой Натальи Александровны частично удовлетворить.

Признать действия и.о.начальника отдела архитектуры Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры Администрации Емельяновского района, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка Красильниковой Наталье Александровне согласно ее заявлению, поданному 24 мая 2011 года (вх.№2612), незаконными.

Обязать Администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить Красильниковой Наталье Александровне в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства на многодетную семью, согласно поданному заявлению от 24 мая 2011 года.

Взыскать с Администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу Красильниковой Натальи Александровны судебные расходы на услуги представителя в сумме 5000 (пять тысяч) рублей и возврат уплаты государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей, а всего 5200 (пять тысяч двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна. Решение в законную силу не вступило.

Судья Емельяновского районного суда

Красноярского края С.В. Коренкова