Дело № 2-92-2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 апреля 2012 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Баженовой В.И., с участием истца Якименок Б.И., представителя истца – Иконниковой Т.В., представителя ответчика Козловой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якименок ФИО8 к Администрации поселка Емельяново о признании недействительным постановления администрации поселка Емельяново № 510 от 08 июня 2011 года «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков» и обязании администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края изменить вид разрешенного использования земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации <адрес>, в котором просит признать недействительным постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении разрешенного вида использования земельных участков, обязании администрации <адрес> изменить вид разрешенного использования земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, с «для производственной деятельности» на «для ведения личного подсобного хозяйства» и «для жилищного строительства».
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником семи земельных участков:
- с кадастровым номером № общей площадью 1750 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, р.<адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для производственной деятельности;
- с кадастровым номером № общей площадью 2500 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, р.<адрес> относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для производственной деятельности;
- с кадастровым номером № общей площадью 1470 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, р.<адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для производственной деятельности;
- с кадастровым номером № общей площадью 1470 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, р.<адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для производственной деятельности;
- с кадастровым номером <адрес> общей площадью 2320 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, р.<адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для производственной деятельности;
- с кадастровым номером № общей площадью 1140 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, р.<адрес>, <адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для производственной деятельности;
- с кадастровым номером № общей площадью 1015 кв. м по адресу: Россия, <адрес>, р.<адрес>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для производственной деятельности,
поэтому вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться данными участками. В последнее время развитие производственной деятельности стало экономически нецелесообразным, поэтому истцом было принято решение об изменении вида разрешенного использования «для производственной деятельности» на вид «для строительства жилья» и «для ведения личного подсобного хозяйства».
По мнению истца, решение органа местного самоуправления является незаконным, поскольку нарушает Конституцию РФ, статьи 40, 83-85 Земельного кодекса РФ, статьи 36, 37 Градостроительного кодекса РФ.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали; в обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении; дополнительно пояснили, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником участка самостоятельно, без дополнительных разрешений. На протяжении последних лет вышеназванные земельные участки используются истцом для личного подсобного хозяйства и для строительства жилья. В частности, на участке № находится трансформаторная подстанция, на участке № находится жилой дом, в котором проживает истец и его семья, право собственности на дом зарегистрировано в установленном порядке; на участке 24:11:0290101:155 находится одноэтажное нежилое здание – овощехранилище с подвалом, на участке № – жилой дом площадью 22.1 кв.м. В этой связи истец обратился в Администрацию <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков - с "для производственной деятельности" на "для ведения личного подсобного хозяйства" и «для жилищного строительства». Однако по результатам проведенных публичных слушаний ему было отказано в удовлетворении заявления. В тоже время по результатам тех же слушаний администрацией <адрес> был изменен вид разрешенного использования других земельных участков, расположенных по тому же адресу.
Представитель администрации <адрес> ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством.
Из письменного отзыва ответчика на иск следует, что в соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Пункт 2 статьи 2 данного закона предусматривает, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 1750 кв.м. используется под складирование строительных материалов; участки с кадастровыми номерами № площадью 1470 кв.м., № площадью 1470 кв.м. используются как асфальтированная парковка для автомобилей и иной техники; участок с кадастровым номером № используется как гостиничный комплекс и ресторан, то есть для предпринимательской деятельности; участок с кадастровым номером № площадью 2320 кв.м. используется как подъездная дорога к автозаправочной станции, автомойке, парковке автомобилей; участок с кадастровым номером № площадью 2320 кв.м. используется как автозаправочная станция, асфальтированный проезд к автомойке; участок с кадастровым номером № площадью 1015 кв.м. используется как складское помещение. Таким образом, данные участки эксплуатируются в целях предпринимательской деятельности, а не для производства сельскохозяйственной продукции. Помимо этого, при изменении вида разрешенного использования с «для производственной деятельности» на «для ведения личного подсобного хозяйства» резко уменьшится земельный налог для собственника земельных участков, что выгодно последнему, но не выгодно бюджету муниципального образования (л.д. 48-50).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Из материалов дела усматривается, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами № (участок №), № (участок №), № (участок №), № (участок №), 24:11:0290101:153 (участок №), № (участок №), № (участок №), относящихся к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для производственной деятельности, расположенных по адресу: Россия, <адрес>, является ФИО1 на основании решения Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и определения Октябрьского районного суда <адрес> от 05 июня 201 года.
Право собственности в установленном порядке зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним - 18 февраля и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39).
В 2011 году ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, с вида «для производственной деятельности», на вид "для ведения личного подсобного хозяйства" и «для жилищного строительства».
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № со ссылкой на Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Положение «О публичных слушаниях в муниципальном образовании <адрес>», утвержденное решением Емельяновского поселкового Совета депутатов № Р от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление администрации поселка Емельяново № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по изменению разрешенного вида использования земельного участка», заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, рекомендации комиссии по проведению публичных слушаний ФИО1 отказано в изменении вида разрешенного использования земельных участков (л.д. 13-14).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникла у него в силу закона, договора или иного законного основания.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В силу статьи 7 того же Кодекса одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли населенных пунктов, которые должны использоваться в соответствии с указанным назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым;2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Статья 81 Земельного кодекса РФ предусматривает, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
Таким образом, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Из приведенных норм права следует, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего. Обязанность в безусловном порядке при обращении собственника земельного участка изменить вид разрешенного использования земельного участка законом на главу местной администрации не возложена.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде. В соответствии со статьей 263 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Исходя из смысла положений статей 28, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, по итогам публичных слушаний, проведенных в соответствии с требованиями действующего законодательства, комиссия не рекомендовала главе администрации <адрес> изменять вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> так как при выезде на объект установлено, что жилой дом используется для коммерческой деятельности, поскольку в нем расположены гостиница, ресторан, сауна; на участке с кадастровым номером № расположена трансформаторная подстанция и водонапорная башня; земельный участок с кадастровым номером № используется как подъезд к АЗС, и на нем расположено нежилое здание, эксплуатируемое в коммерческой деятельности; участок № используется как подъездная дорога к производственному зданию; на участке № расположено нежилое производственное здание; участки №, № согласно проекту генерального плана не предназначены для жилищного строительства.
Учитывая, что оспариваемое постановление издано в соответствии с полномочиями, представленными ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", истцом не приведены правовые основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательность принятия положительного решения по заявлению об изменении разрешенного вида использования земельного участка, изменение вида разрешенного использования в данном случае не обеспечивает баланса публичных интересов и интересов собственника земельного участка, заявленные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Ссылка в исковом заявлении на статьи 40, 83-85 Земельного кодекса РФ, статьи 36, 37 Градостроительного кодекса РФ как на основания для признания незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и для возложения обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для производственной деятельности» на вид "для ведения личного подсобного хозяйства» и «для жилищного строительства" несостоятельна, поскольку указанные нормы права не содержат указания на наличие обязанности у органов местного самоуправления принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Якименок ФИО9 к Администрации поселка Емельяново о признании недействительным постановления администрации поселка Емельяново № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельных участков» и обязании администрации поселка <адрес> изменить вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева