копия Дело № 2-347/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2012 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Ежелевой Е.А., при секретаре Баженовой В.И., с участием прокурора Емельяновского района Насонова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах ФИО11 к Администрации Емельяновского района об обязании приобрести в собственность жилое помещение и передать его по договору социального найма ФИО12
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района обратился в суд в интересах ФИО5, ФИО6 с иском к администрации <адрес> ФИО4 края, в котором просит обязать <адрес> приобрести в собственность два жилых помещения в границах Муниципального образования <адрес>, соответствующие степени благоустройства, обязать <адрес> передать приобретенное жилое помещение по договору социального найма ФИО5 и ФИО6
В обоснование иска указано, что ФИО5 и ФИО6 относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что их мать ФИО2 и отец ФИО3 решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав; ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, а ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2. Закрепленного жилья ФИО5 и ФИО6 не имеют, в связи с чем документы направлены в Краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения для принятия решения о признании нуждающимися в жилом помещении и приобретении жилого помещения в <адрес>; до настоящего времени ФИО5 и ФИО6 жильем не обеспечены. Вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушены жилищные права ФИО5 и ФИО6, установленные в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебное заседание прокурор ФИО8 исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.
Истцы ФИО5 и ФИО6, представитель третьего лица – Министерства образования и науки ФИО4 края в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика - <адрес> в судебном заседании не явился, о причине неявки не сообщил, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, если истец против этого не возражает.
Прокурор, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражает, в деле имеются сведения о надлежащем извещении ответчика, поэтому суд нашел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 159-ФЗ, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статья 4 ФЗ № 159-ФЗ устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со статьей 5 ФЗ № 159-ФЗ предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ устанавливает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Так, в соответствии с п. 1 данной статьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ № 159-ФЗ, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.
Статья 10 ФЗ № 159-ФЗ гласит, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статья 49 ЖК РФ определяет основания предоставления жилого помещения по договору социального найма. Так, в соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, ФИО4 Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, ФИО4 Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, ФИО4 Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма, определяется исходя из нормы предоставления жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункту 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
В соответствии с п. 1 Правил, данные Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субсидии).
В соответствии с п. 2 Правил, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов РФ).
П. 3 Правил определяет условия предоставления субсидий. Одними из таких условий являются: наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходные обязательства субъекта РФ; наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (уполномоченный орган субъекта РФ).
Закон ФИО4 края «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со статьей 17 данного Закона дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются ФИО4 края.
Законом ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» наделены на 2010 год исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к настоящему Закону (далее - органы местного самоуправления), в том числе муниципальное образование <адрес>, государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".
Согласно пункту 2 статьи 1 данного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя:
а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения",….
Статья 2 данного Закона предусматривает, что уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции:
а) своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий;
б) осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии с ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения";…
В соответствии со ст. 3 Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий:
а) осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и ФИО4 края;
б) получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий;…
Статья 4 Закона предусматривает, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Общий объем субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с методикой определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, согласно приложению 2 к настоящему Закону и утверждается <адрес> "О краевом бюджете на 2010 год и плановый перио<адрес> - 2012 годов".
ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в ред. ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 15-уг, от ДД.ММ.ГГГГ N 165-уг, от ДД.ММ.ГГГГ N 77-уг, от ДД.ММ.ГГГГ N 131-уг, от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг) утвержден порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (приложение 1) и порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (приложение N 4) (п. 4 в ред. ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ N 77-уг).
Согласно п. 1 Порядка учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (приложение 1) Министерство образования и науки ФИО4 края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории ФИО4 края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Согласно пунктам 2-5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО4 края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований ФИО4 края в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки ФИО4 края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 1 и ч. 2 ст. 50 ЖК РФ).
Статья 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ определяет структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 данной статьи структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.
Как видно из материалов дела, ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; ФИО6 родился ДД.ММ.ГГГГ; решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО5 и ФИО6 – ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав; ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, а ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2; на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетние ФИО10 определены в государственное учреждение.
Согласно решению <адрес> Совета депутатов ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ № р установлена норма площади жилого помещения: для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда <адрес> по договору социального найма (норма предоставления) в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи; жилое помещение из муниципального жилищного фонда <адрес> предоставляется из расчета: на состав семьи из одного-двух человек – однокомнатная квартира.
Из объяснений прокурора, данных в судебном заседании, следует, что на день рассмотрения дела ФИО5 и ФИО6 жилым помещением не обеспечены, договор социального найма с ними не заключен.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО5 и ФИО6 являются лицами из числа детей-сирот, собственного жилья, закрепленного за ними жилого помещения не имеют, по договору социального найма жилое помещение истцам не предоставлялось, на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения не состоят, на день рассмотрения дела жилыми помещениями не обеспечены.
В соответствии с действующим законодательством, обязанность органов исполнительной власти обеспечить вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от каких-либо условий, например таких, как отсутствие свободного жилья, неосуществление строительства нового жилищного фонда, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.
Таким образом, ответчик должен исполнить свои обязательства по обеспечению жилыми помещениями истцов, независимо от каких-либо условий, но с соблюдением действующего законодательства.
По мнению суда, нарушенное право ФИО5 и ФИО6 будет восстановлено в полном объеме при наличии у них фактического жилого помещения, соответствующего предъявляемым нормам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах ФИО13 к Администрации Емельяновского района об обязании приобрести в собственность жилое помещение и передать его по договору социального найма ФИО14 удовлетворить.
Обязать Администрацию Емельяновского района обеспечить ФИО15 каждого вне очереди по договору социального найма на территории Муниципального образования Емельяновский район отдельными жилыми помещениями общей площадью не менее установленной нормы предоставления каждое и соответствующими степени благоустройства указанного населенного пункта.
Ответчик может подать судье, вынесшему заочное решение, заявление об отмене настоящего решения в течение семи суток со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Емельяновского районного суда Е.А. Ежелева