Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2010 годап. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующегоШиловой Л.Р.,
при секретареКузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Савченко Ольги Семеновны на постановление Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю от 26.02.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Межрайонной инспекции ФНС России № 17 по Красноярскому краю от 26.02.2010 года № 003 директор ООО «Полет-Сервис» Савченко О.С. подвергнута штрафу в сумме 4000 рублей за необеспечение должного контроля за ведением бухгалтерского учета в ООО, что привело к совершению правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выражающееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Не согласившись с данным постановлением, Савченко О.С. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать постановление незаконным, также просит восстановить срок на подачу заявления, поскольку копия обжалуемого постановления от 26 февраля 2010 года была получена ею лишь 19 марта 2010 года.
Требования о признании постановления незаконным Савченко О.С. мотивирует тем, что в акте проверки деятельности ООО «Полет-Сервис», по результатам которой Савченко О.С. привлечена к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ не предусмотрена.
Кроме того, в обжалуемом постановлении неверно указано, что директором ООО «Полет - Сервис» не оспаривается факт неоприходования денежной наличности в кассу ООО, а также не составление приходных и расходных ордеров, поскольку имение с данными фактами она не согласна, о чем заявляла инспектору МРИ ФНС.
Заявительница Савченко О.С. в зал суда не явилась, о времени и месте слушаниядела была уведомлена судом.
Представитель МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю Глухих А.В., выступающий по доверенности, в судебном заседании не согласился с доводами заявления Савченко О.С. Считает, что обжалуемое ею постановление является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения заявительницы и представителя МРИ ФНС России № 17, судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Учитывая, что Савченко О.С. получила копию постановления от 26.02.2010 года лишь 19.03.2010 года, в период с 04.04.2010 года по 22.03.2010 года находилась на стационарном лечении, заявление об отмене постановления поступило в суд 01.04.2010 года, считаю необходимым восстановить Савченко О.С. срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ наступает в случае нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1. КоАП РФ, выражается в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение).
Исходя из пункта 1 Положения, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ и включенных комиссией в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 12 Порядка ведения кассовых операций кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 13 Порядка ведения кассовых операций, при приеме денежных билетов и монеты в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться, установленными ЦБ РФ признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет банка России. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В соответствии с пунктом 14 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.
На основании пункта 21 Порядка ведения кассовых операций приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи.
Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме "Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров", составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.
Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 23 Порядка ведения кассовых операций каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Как предусмотрено пунктом 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Анализ указанных норм подтверждает, что порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. Постановлений Госкомстата Российской Федерации от 27.03.2000 № 26, от 03.05.2000 № 36) к документам первичной учетной документации
отнесены, в том числе: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга.
Из материалов дела следует, что в период с 02.02.2010 по 17.02.2010 на основании поручения № 001 от 02.02.2010 должностным лицом МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю проведена проверка деятельности общества «Полет-сервис» по вопросам полноты учета выручки, соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, применения контрольно-кассовой техники за период с 29.12.2009 до 29.01.2010 на объектах общества «Полет-сервис», расположенных по адресам: <адрес>
По результатам проверки составлены: акт проверки выполнения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 17.02.2010 № 16-2/1, протокол об административном правонарушении от 17.02.2010 № 0004, в которых зафиксированы следующие обстоятельства:
Журналы кассира-операциониста по контрольно-кассовой технике ведутся с нарушением: по контрольно-кассовой технике ЭКР 2102 К№ 142876 не заполнены графы 5, гр. 18; по контрольно-кассовой технике МИНИКА 1102.1К№ 1715512, не заполнена графа 5.
Согласно показаниям фискального отчета общая сумма выручки за проверяемый период по контрольно-кассовой технике (далее - выручка ФО), составляет 143421 руб. 95 коп.
Согласно записям в журналах кассира-операциониста, общая сумма выручки (далее -выручка ЖКО) за проверяемый период составляет 147700 руб. 64 коп. Превышение выручки ЖКО по сравнению с выручкой ФО составляет 4278 руб. 69 коп. Журнал кассира-операциониста по контрольно-кассовой технике ЭКР 2102 К № 1428764 не заполняется в день снятия фискального отчета. Возвратов денежных средств из контрольно-кассовой техники, а именно возвратов по ошибочно пробитым чекам и по чекам за возвращенный товар не было, таким образом, сумма выручки, подлежащая проверки составила 143421 руб. 95 коп. В проверяемом периоде сумма выручки (по данным фискальных отчетов) по ККТ составила 143421 руб. 95 коп., при этом выручка, полученная с применением ККТ оприходована в кассу ООО «Полет-сервис» в сумме 153081 руб. 07 коп. 29.12.2009 была оприходована выручка в сумме 11094 руб. 20 коп, полученная за предшествующие периоды проведения проверки, а именно за 28.12.2009 (по приходным кассовым ордерам № 324 и № 325), следовательно, общая сумма выручки, оприходованная по бухгалтерскому учету (по данным фискальных отчетов) по контрольно-кассовой технике (за проверяемый период), составляет 141986 руб. 87 коп.
Таким образом, проверкой установлено превышение выручки по данным фискальных отчетов по сравнению с выручкой, оприходованной по бухгалтерскому учету (по данным фискальных отчетов) по контрольно-кассовой технике на сумму 1435 руб. 08 коп.
Кроме того, материалами проверки установлено, что с 29.12.2009 по 29.01.2010 на сумму 1435 руб. 08 коп. не составлялись приходные и расходные кассовые ордера и не регистрировались в журнале учета приходных и расходных кассовых документов, записи в кассовую книгу не производились, что свидетельствует о нарушении обществом пунктов «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».
Постановлением от 26.02.2010 № 004 общество «Полет-сервис» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на заявителя наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Данное постановление было обжаловано ООО «Полет-Сервис» в Арбитражный суд Красноярского края, решением суда от 22.04.2010 года ООО «Полет-Сервис» было
отказано в удовлетворении заявления о признании указанного выше постановления незаконным. Решение Арбитражного суда вступило в законную силу.
Доводы заявительницы о том, что фактически в действиях ООО «Полет-Сервис» не имелось состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, поскольку сумма выручки фактически является не неоприходованной, а оприходованной несвоевременно, суд находит несостоятельными, поскольку из текста оспариваемого постановления следует, что 000 «Полет-сервис» привлечено к ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применение контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
В обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении зафиксировано, что превышение выручки (по данным фискальных отчетов) по контрольно-кассовой технике по сравнению с выручкой, оприходованной по бухгалтерскому учету (по данным фискальных отчетов) по контрольно-кассовой технике, составило сумму в размере 4135 руб. 20 коп.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Савченко О.С. является руководителем ООО «Полет-Сервис». Данное обстоятельство подтверждается копией протокола собрания участников ООО «Полет-Сервис» от 18.09.2008 года и самой Савченко О.С. не оспаривается.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.З ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.
Вина директора ООО «Полет-сервис» Савченко Ольги Семеновны в виновном действии (бездействии), а именно в том, что она не выполнила свои организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, не предприняла все исчерпывающие и зависящие от должностного лица меры по соблюдению требований «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», а именно, ею не приняты меры по недопустимости неоприходования денежной наличности в кассу 000 «Полет-, сервис», в результате чего были нарушены требования л. 13, п. 14, п. 21, п. 22, п. 24 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», }утв. Центральным Банком России 22.09.1993 г. № 40, нашла свое подтверждение в судебном заседании
Действия директора ООО «Полет-сервис» Савченко Ольги Семеновны образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ
Судом установлено, что оснований для переквалификации действий Савченко О.С. не имеется.
Нарушений административного законодательства, принципов административного производства, прав Савченко О.С, являющихся основанием для отмены постановления, не установлено.
Мера наказания, назначенная Савченко О.С, определена в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливой, соразмерной содеянному. При назначении наказания учитывался характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
С учетом вышеизложенного, постановление МРИ ФНС России № 17 по Красноярскому краю № 003 от 26.02.2010 года, вынесенное в отношении Савченко О.С. является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Савченко Ольги Семеновны - отказать.
Постановление № 003 от 26 февраля 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении Савченко Ольги Семеновны, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 17 по Красноярскому краю, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой cуд через Емельяновский районный суд в течение 10 дней.
Судья: