дело №12-229-2011 Р Е Ш Е Н И Е п.Емельяново 20 декабря 2011года Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Л.Р.Шилова при секретаре Лаптевой Ж..О. рассмотрев жалобу представителя юридического лица - ООО СХП «Мустанг» председателя Чижова Р.В. на постановление мирового судьи судебного участка №21 в Емельяновском районе от 27 октября 2011года, которым отношении ООО СХП «Мустанг» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70000рублей, У С Т А Н О В И Л : 29.09.2010года должностным лицом ОГПН по Емельяновскому району Красноярского края выдано юридическому лицу - ООО СХП «Мустанг» предписание №456/1/1-12 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выявленных в результате плановой выездной проверки территории, зданий, сооружений ООО СХП «Мустанг», расположенных по ул.Полигонная, 9 в д.Таскино Емельяновского района, Красноярского края, установлен срок исполнения - 28.07.2011 года. На дату контрольной проверки - 14.09.2011 года предписание выполнено частично, а именно не устранены нарушения требований пожарной безопасности в части выполнения огнезащитной обработки стропил, обрешетки чердачного покрытия в зданиях конюшен, для содержания овец, административно-бытовом; в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не разработан ряд документов, не проведена подготовка ответственных работников. 14 сентября 2011года гос.инспектором Емельяновского района по пожарному надзору в отношении ООО СХП «Мустанг» составлен протокол об административном правонарушении за совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.12 ст.19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 27 октября 2011 года мировым судья судебного участка № 21 в Емельяновском районе, Красноярского края вынесено указанное постановление. Не согласившись с постановлением, ООО СХП «Мустанг» обратилось в суд с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить по следующим основаниям: в материалах проверки не определен класс функциональной пожарной опасности указанных строений, предлагается исполнение мероприятий, соответствующих четвертой степени огнестойкости, что относится к многоквартирным жилам домам. В зданиях расположены одноэтажные животноводческие помещения категории производства В, площадь не превышает 1200 кв.м., что фактически допускает пятую степень огнестойкости. Согласно заключению ООО «Сибирская пожарная компания» №33 от 11.10.2011 года здания относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф 5.3 - здания сельскохозяйственного назначения. В соответствии с таблицей п.2.4 СНиП 2.10.03.-84 животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения имеют пятую степень огнестойкости, класс пожарной опасности строительных конструкций не нормируется в соответствии с таблицей 22 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», огнезащитная обработка не требуется. Проведение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регламентированы законодательством в сфере единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ООО СХП «Мустанг» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, а не в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Разработка требуемых документов предполагает наличие опасных либо потенциально опасных производств. Сельскохозяйственные предприятия к таковым не относятся. Перечень опасных либо потенциально опасных объектов на территории края определяется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. ООО СХП «Мустанг» в данный перечень не входит. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ. Данные требования до предприятия не доводились. ООО СХП «Мустанг» не имеет полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Предписание пожарного надзора является незаконным. Мероприятия частично выполнены в связи с заблуждением. Представители ООО СХП «Мустанг» Чижов Р.Р.В. и Клепцов В.А. требования жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям. Представители административного органа Окунев В.С. и Дербенева Г.В. в судебном заседании возражали против отмены постановления мирового судьи. Выслушав доводы лиц, участвующих в дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушениях признается противоправное, виновное действие(бездействии) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Как следует из материалов дела, предписание пожарного надзора №456/1/1-12 получено представителем юридического лица 29.09.2010 года, что подтверждается его подписью. Согласно акту внеплановой выездной проверки №318 от 14.09.2011 года ООО СХП «Мустанг» не устранены нарушения требований пожарной безопасности в части выполнения огнезащитной обработки стропил, обрешетки чердачного покрытия в зданиях конюшен, для содержания овец, административно-бытовом; в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не разработан ряд документов, не проведена подготовка ответственных работников. В соответствии с п.36 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться; состояние огнезащитной обработки должно проверяться не реже двух раз в год. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» приняты, и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997. Согласно пункта 10 раздела 2 Пособия к СНиП 21-01-97 (МДС 21-1.98) в зданиях всех степеней огнестойкости кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий допускается выполнять из материалов групп Г1 - Г4. При этом стропила и обрешетку чердачных покрытий (кроме зданий IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С2 и С3) следует подвергать огнезащитной обработке. Качество огнезащитной обработки должно быть таким, чтобы конструкция соответствовала требованиям группы Г3. В зданиях с чердаками (за исключением зданий IV степени огнестойкости) при устройстве стропил и обрешетки из материалов групп Г3, Г4 не допускается применять кровли из материалов групп ГЗ, Г4. Однако, данное Пособие (МДС 21-1.98) в содержание СНиП 21-01-97 не включено, указанным СНиП 21-01-97 не утверждается, в установленном для нормативных документов порядке в действие не введено. Как следует из преамбулы МДС 21-1.98, а также Введения Пособие выполнено канд. техн. наук Т.Е. Стороженко (руководитель работ) с участием канд. техн. наук В.Н. Зигерн-Корна, рекомендовано к изданию решением секции архитектуры Научно-технического совета АО "ЦНИИпромзданий". В Пособие включены переработанные в соответствии с основными положениями и классификациями СНиП 21-01-97 противопожарные требования по ограничению распространения пожара, содержащиеся в СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"; СНиП 2.09.02-85* "Производственные здания"; СНиП 2.11.01-85* "Складские здания" и СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания"; приведены примерные характеристики конструктивных решений, соответствующие степеням огнестойкости и классам конструктивной пожарной опасности, принятым в СНиП 21-01-97. При этом следует отметить, что действующие нормативные требования не пересматривались, а привязывались к новой системе классификации зданий, строительных конструкций и материалов, показатели пожарной опасности которых должны устанавливаться компетентными организациями в соответствии с новыми стандартами на методы их определения. Пособие содержит рекомендации по оценке пожарной опасности зданий с использованием расчетных сценариев пожаров, описывающих распространение пожара и его воздействие, а также рекомендуемые мероприятия по ограничению размеров пожара, прямого и косвенного ущерба, включая содержимое здания и само здание; приведена методика технико-экономического обоснования, позволяющая оценивать варианты использования различных средств и способов пожарной защиты, исходя из соотношения величины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия; даны методика расчета ожидаемого ущерба и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий при выполнении предстраховой пожарно-технической экспертизы зданий; приведены справочные данные о величине пожарной нагрузки в зданиях различной функциональной опасности и статистические значения других параметров для выполнения расчета величины вероятностного годового ущерба. Пособие может быть использовано при проектировании новых строительных объектов, при реконструкции, ремонте и изменении функционального назначения зданий и помещений; для эксплуатируемых зданий при определении достаточной защищенности от пожара, при заключении,договоров страхования от пожара строящихся и эксплуатируемых объектов. Суд полагает, что названное Пособие нормативным документом не является, требований пожарной безопасности не устанавливает. Нарушение каких-либо иных требований и документов административным органом в действиях (бездействии) в части нарушения правил пожарной безопасности ООО СХП «Мустанг» не установлено. Более того, Постановлением Госстроя СССР от 18.06.1984 N 86 введены в действие (специальные для настоящего дела) СНиП 2.10.03-84. «Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения». Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р Разделы 1 (пункты 1.1, 1.5), 2 (пункты 2.1 - 2.3, 2.9 - 2.16), 3 (пункты 3.2* - 3.20), 4 (пункты 4.2 - 4.13*), 5 СНиП 2.10.03-84 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Нарушений требований данных СНиП 2.10.03-84 административным органом не установлено. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п.1 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 21.07.2006 года №213 «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минсельхоза России» утверждено Положение о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 4 Положения подсистема защиты сельскохозяйственных животных действует на федеральном и объектовом уровнях. Положение (п.3 Приказа) обязательно для исполнения сельскохозяйственными организациями. Данное Положение обязывает ООО СХП «Мустанг» на решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п.4 «Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Приказом МЧС от 09.08.2010 года №382, объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п.3.1 Административного регламента, приложения к приказу МЧС России от 25.01.2011 года №14 должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности уполномочены осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предписание №456/1/1-12 от 29.09.2010 года в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций содержит требования по планированию и осуществлению необходимых мер, о разработке необходимых документов, подготовки ответственных работников, что согласуются со статьей 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусматривающей обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Следовательно, предписание является законным и выдано правомочным должностным лицом. Согласно материалов дела об административном правонарушении, распоряжения о проведении внеплановой проверки от 29.08.2011 года №318, акта проверки от 14.09.2011 года №318, уведомления о дате, времени, месте составления протокола от 12.09.2011 года №1019-2-20, протокола об административном правонарушении от 14.09.2011 года №386 они получены надлежащим лицом - секретарем Григорьевой Т.А., ответственным согласно приказу генерального директора ООО СХП «Мустанг» от 05.05.2011 года №02/2-п «Об организации ведения ГО» за организацию оповещения и связи назначена в связи с чем мировой судьи правильно пришел к выводу об отсутствии процессуальных нарушения со стороны административного органа по процедуре привлечения юридического лица к административной ответственности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости изменения постановления мирового судьи: подлежит исключению из описательно-мотивировочной части вывод мирового судьи о не исполнении юридическим лицом п.456/1/1-2 Предписания, поскольку ответственность по ч.12 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях возникает при наличии законности самого предписания. В остальном суд находит постановление от 22.09.2011года законным и обоснованным, наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 -30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья Р Е Ш И Л: Жалобу представителя юридического лица - ООО СХП «Мустанг» председателя Чижова Р.В. на жалобу представителя юридического лица - ООО СХП «Мустанг» председателя Чижова Р.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №21 в Емельяновском районе от 27 октября 2011года, которым отношении ООО СХП «Мустанг» удовлетворить частично. Исключить из описательно-мотивировочной части постановления мирового судьи судебного участка №21 в Емельяновском районе от 27 октября 2011года указание на невыполнение ООО СХП «Мустанг» пункта 456/1/1-2 Предписания ОГПН по Емельяновскому району УГПН ГУ МЧС России по Красноярскому краю №456/1/1-12 от 29.09.2010 года В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №21 в Емельяновском районе от 27 октября 2011года оставить без изменения. Судья:подпись Копия верна Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Л.Р.Шилова