решение по иску Хрулева А.Н. об отмене решения ТИК Еманжелинского района об отказе в регистрации кандидата



Дело НОМЕР

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДАТА                  город Еманжелинск

Еманжелинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Артемьева С.Н. и при секретаре судебного заседания Тещиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Хрулева Александра Николаевича об отмене решения территориальной избирательной комиссии Еманжелинского муниципального района Челябинской области и возложении обязанности по проведению регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

ДАТА Хрулев А.Н. обратился с заявлением в суд о защите избирательных прав и попросил отменить решение территориальной избирательной комиссии Еманжелинского р-на Челябинской обл. НОМЕР от ДАТА об отказе в регистрации Хрулева А.Н. кандидатом на должность главы Еманжелинского муниципального р-на Челябинской обл. и возложить обязанность на территориальную комиссию о его регистрации в качестве кандидата на должность главы Еманжелинского муниципального р-на.

В судебном заседании заявитель и его представители Буркова Ж.А., Турбин Ю.С. и Уткин И.И. требования поддержали.

Представитель территориальной избирательной комиссии Еманжелинского р-на Челябинской обл. (далее ТИК) Новокрещенова Г.И. - председатель ТИК согласно постановлению избирательной комиссии Челябинской обл. на л.д.13 - требования не признала и пояснила, что решение об отказе в регистрации кандидата принято в соответствии с действующим законодательством: из 440 представленных на проверку подписей избирателей достоверными признаны только 384 подписей, недействительными признаны 56 подписей, из которых 5 содержат исправления в паспортных данных избирателя, 11 содержат неполные паспортные данные сборщика подписей избирателей, 1 содержит дату внесения подписи избирателя позднее, чем заверение листа сборщиком и кандидатом, 1 содержит исправление в дате внесения подписи, специально не оговоренное, 38 содержат сведения об избирателях, не соответствующие действительности. Процент недействительных подписей составил 12,7, что и послужило основанием для отказа в регистрации заявителя. На л.д.111-119 представлено письменное возражение.

Привлеченные судом к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц зарегистрированные кандидаты на ту же должность (на основании представленного ТИК сообщения на л.д.14) Светлов Е.В. и Колесов С.В. в судебное заседание не явились, письменно предложили суду рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.106,107).

Представитель зарегистрированного кандидата Антоновой Т.Н. - Хлыбов А.В. (доверенность на л.д.17) в судебном заседании требования заявителя посчитал не обоснованными.

Прокурор Крамаренко Н.Н. в заключении посчитала заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, суд считает, что требования Хрулева А.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пп. д п. 24 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

ДАТА решением за НОМЕР ТИК, на которую возложены полномочия по организации и проведению выборов главы Еманжелинского муниципального р-на, что подтверждается документами на л.д.20,21, Хрулеву А.Н. отказано в регистрации кандидатом на эту должность (л.д.60-61). Основанием к отказу в регистрации кандидата явилось признание недействительными 56 (12,7%) из подвергнутых проверке 440 подписей избирателей, поданных в поддержку его выдвижения. Все вопросы по составу ТИК, ее секретарю были проверены судом путем истребования у ТИК уточняющих документов.

Из пояснений представителя ТИК, из решения ТИК от ДАТА на л.д.75, из протокола рабочей группы НОМЕР от ДАТА с его изменением от ДАТА на л.д.62-64 суд установил, что ТИК утвердила число подписей избирателей в поддержку кандидата от 400 до 440 из расчета 1 % от 39 982 числа зарегистрированных на ДАТА избирателей в избирательном округе. Правильность такого решения ТИК заявителем не оспаривается.

Как видно из материалов дела, кандидатом Хрулевым А.Н. для регистрации были представлены в ТИК подписные листы, содержащие 440 подписей избирателей (л.д.22-59).

Признав из них 56 подписей недействительными, ТИК приняла оспариваемое в настоящем деле решение, указав, что для регистрации кандидата Хрулеву А.Н. необходимо было иметь 400 действительных и достоверных подписей избирателей.

При этом из ведомостей проверки подписных листов на л.д.65-67 следует, что поводом для принятия такого решения послужило то, что 5 подписей избирателей содержат исправления в паспортных данных избирателя, не оговоренные специально (в нарушение пп. ж п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), 11 - содержат неполные данные паспорта сборщика подписей избирателей, что нарушает пп. з п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в одной подписи дата внесения подписи избирателя позднее, чем заверение листа сборщиком и кандидатом (в нарушение пп. н п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), одна подпись содержит исправления в дате внесения подписи, специально не оговоренное (в нарушение пп. е п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), 38 - содержат в себе не верные данные об избирателях, что нарушает пп. в п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с п. 8 ст. 37 и п. 3 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Форма подписного листа указана в приложении № 6 к ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", содержит в себе необходимость указания правильного адреса места жительства избирателя, фамилии, имени, отчества, дата рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт удостоверившего подписной лист сборщика подписей избирателей, с указанием даты его выдачи,                        наименования или кода выдавшего его органа,                                 подпись лица, осуществлявшего сбор подписей,                                            и дата ее внесения.

Пунктами 5-7 ст. 22 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» предусмотрено соблюдение положений ФЗ при порядкезаполнения и заверения подписных листов.

В силу п.п. в, е, ж, з, н п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума; з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно; н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.      

Исследовав в судебном заседании папку с подписными листами, которые являлись объектом проверки ТИК, содержащую в себе 37 листов, суд установил, что не все нарушения ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые выявил ТИК и которые послужили основанием для отказа в регистрации заявителя в качестве кандидата на должность, имеют место быть.

Судом установлено, что из 56 подписей избирателей, которые признаны ТИК недействительными, таковыми являются лишь 46, из которых 35 подписей избирателей признаны недействительными, так как содержат в себе не верные данные об избирателях, что нарушает пп. в п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": в том числе - лист 1 папки, строка 6, лист 2 папки, строка 14, лист 4 папки, строка 8, лист 5 папки, строка 6, лист 9 папки, строка 11, лист 10 папки, строка 11, лист 14 папки, строки 3 и 9, лист 23 папки, строка 11, лист 24 папки, строка 10, лист 28 папки, строка 9, лист 30 папки, строки 2, 4, 5, 6, 8, 13, лист 32 папки, строки 2 и 7, лист 36 папки, строки 6 и 13 - указаны не правильные данные паспорта избирателей; в том числе - лист 2 папки, строка 10, лист 9 папки, строка 12, лист 12 папки, строки 2 и 13, лист 17 папки, строка 12 - указаны не правильные адреса места жительства избирателей; в том числе лист 2 папки, строка 5, лист 7 папки, строка 4, лист 8 папки, строки 4 и 5, лист 9 папки, строки 10 и 13, лист 23 папки, строка 15, лист 32 папки, строка 13, лист 35 папки, строка 10 - указаны не правильные личные данные избирателей.

При этом судом принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела представитель ТИК признала необоснованность включения в общее количество недействительных подписей избирателей пять подписей, из которых 1- по причине нарушения пп. н п. 6.4 ст. 38 ФЗ, 1- по причине нарушения пп. е п. 6.4 ст. 38 ФЗ, и 3 - по причине нарушения пп. в п. 6.4 ст. 38 ФЗ. С такой ошибкой ТИК согласились и другие участники процесса.

Оценивая исключение ТИКом из общего количества представленных подписей избирателей 5 подписей по признаку нарушения пп. ж п. 6.4 ст. 38 ФЗ, суд соглашается с мнением других участников процесса о необоснованности такого исключения. Поводом для исключения этих подписей послужило неоднозначное, по мнению ТИК, восприятие цифр в серии и номере паспортов избирателей в строке 2 листа 1 папки, в строке 10 листа 16 папки, в строке 13 листа 17 папки, в строке 13 листа 18 папки, в строке 12 листа 24 папки. При осмотре этих подписей, суд, как и другие участники процесса, воспринял все указанные в номерах и сериях паспортов цифры однозначно, так, как они указаны в представленных заявителем паспортах этих избирателей (л.д.87,90-93,120).

Судом установлено, что 11 подписей избирателей на листе 34 папки признаны недействительными, так как сведения о сборщике подписей Б-ой И.В. содержат не полные данные ее паспорта, что не отрицается заявителем, и нарушает пп. з п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Не полнота паспортных данных сборщика подтверждается копией ее паспорта на л.д.121, ее собственными показаниями, согласно которым она допустила данную ошибку по невнимательности. Заявителем ее данные паспорта не были перепроверены.

Из пояснений представителя ТИК суд также установил, а это обстоятельство стороной заявителя не опровергнуто, что при проверке подписных листов использовался информационный ресурс федеральной системы ГАС «Выборы», что разрешает ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Именно специалист при работе с этой системой и выявил те недостатки, которые затем были перепроверены с привлечением работников ФМС РФ, что подтверждается ответом на запрос ТИК на л.д.68-72.

Суд также установил, что ТИК заблаговременно известила заявителя о времени и месте рассмотрения рабочей группой подписных листов (л.д.76). Доказательств тому, что для участия в такой проверке заявителю создавались какие-либо препятствия, суду не представлено.

Анализ действующего избирательного законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что заявителем допущены существенные нарушения закона, которые являются неустранимыми. Положения закона не дают права ТИК принимать представляемую ей для проверки документальную информацию не по единым и применяемыми не ко всем участникам избирательной кампании правилам. Действующее избирательное законодательство не позволяет ТИК принимать допущенные в подписных листах ошибки как технические и не являющиеся нарушениями требований закона.

Таким образом, с учетом всего вышеизложенного, суд считает установленным, что для регистрации в качестве кандидата заявитель представил ТИК действительные и достоверные подписи избирателей в количестве 394 из необходимых 400. В связи с этим, суд считает, что положения закона соблюдены, и ТИК приняла правильное решение, которое отмене не подлежит, так как для регистрации в качестве кандидата на должность главы Еманжелинского муниципального р-на Челябинской обл. заявитель не представил необходимое количество подписей избирателей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Хрулева Александра Николаевича.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Еманжелинский городской суд в 5-дневный срок.

Председательствующий: