о признании незаконным бездействия администрации не принявшей меры по финасированию затрат



Дело 2-20/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2010г.

Еловский районный суд Пермского края председательствующий судья Чугайнов А.Ф.

при секретаре Горлановой Н.Н.

с участием прокурора Мерзлякова В.А., представителей администрации ... Бабиковой А.А., отдела образования администрации района Усатовой В.М., МС(К)ОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «... специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида» Гросич Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску прокурора ... к администрации ..., Министерству образования ... о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,

установил:

Прокурор ... обратился в Еловский райсуд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации ..., Министерства образования ..., не принявших меры, по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиолгического законодательства в МС(К)ОУ «... специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида» (далее ... спец.(коррекционная) школа), выявленных в экспертных заключениях № 13 и № 14 от 26.01.2009г., и в предписании управления ... территориального отдела Роспотребнадзора ... от 07.10.2009г., возложении обязанности устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиолгического законодательства.

В качестве оснований заявленных требований указаны следующие обстоятельства.

В силу части 5 ст.8 Закона Пермской области от 12.07.2001г. №1641-282 «Об образовании в Пермской области» общеобразовательные учреждения при наличии соответствующих лицензий имеют право на реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, специального (коррекционного) образования, профессиональной подготовки, дополнительных образовательных программ. Срок действия лицензии на право осуществления образовательной деятельности выданный Департаментом образования Пермской области истёк 27.12.2007г., в связи с чем ... спец.(коррекционная) школа осуществляет свою деятельность с нарушением действующего законодательства, не имеет данное учреждение также лицензию на медицинскую деятельность, и доврачебную медицинскую помощь. По результатам контрольных мероприятий 07.10.2009г. Роспотребнадзором учреждению выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Причиной допущенных нарушений законодательства является отсутствие финансирования на исполнение предписаний Роспотребнадзора со стороны органов местного самоуправления. Частью 4 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. С учетом того, что учредителем ... спец.корр.школа является администрация ... (пункт 1.5. Устава школы), его финансирование, обеспечение содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающих территорий, должно осуществляться районной администрацией. Отсутствие в ... спец.(коррекционная) школа в течение более полутора лет лицензии на право ведения образовательной деятельности, отсутствие лицензии на право ведения медицинской деятельности, свидетельствует о бездействии администрации ..., выразившимся в недофинансировании образовательного учреждения на устранение нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил. Причиной невыполнения ... спец.корр.школа в полном объеме требований санитарно-эпидемиолгического законодательства является отсутствие финансирования учреждения учредителем. В соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2006г. № 46-КЗ «О наделении органов местного самоуправления Пермского края отдельными госполномочиями в сфере образования» Министерство образования ... осуществляет финансирование ... на содержание ... спец.корр.школа, поэтому Министерство образования ... должно быть привлечено в дело как орган, чьи действия обжалуются.

В суде прокурор подержал заявленные требования, просит обязать администрацию ..., Министерство образования ... принять меры по финансированию ... спец.(коррекционная) школа для устранения нарушений указанных в предписании Роспотребнадзора от 07.10.2009г. в пунктах 1,5,7,16,17,19,20, а именно оградить территорию школы в ... и интерната в с. ... забором, в столярной мастерской школы станки установить на специальном фундаменте, отопительные приборы в школе и интернате оградить съемными деревянными решетками, в интернате оборудовать спальные комнаты на 4 человека, в туалетных комнатах учебно-жилых ячеек второго этажа интерната провести ремонт стен.

Представитель Министерства образования ... требования иска не признала, пояснила, что деньги из бюджета ... на организацию учебного процесса в указанном учреждении регулярно выделяются, в достаточном объеме, соответственно Министерство образования ... не бездействует, кроме того, в соответствии с ст. 7 Закона Пермского края от 23.12.2006г. № 46-КЗ органы местного самоуправления обязаны рационально распоряжаться выделенными им из субвенций финансовыми и материальными средствами. На организацию учебного процесса ... вновь на 2010 год в соответствии с Закона Пермского края «О бюджете на 2010-2012 годы» запланировано выделить 7538 тыс. рублей.

Представитель администрации ... Бабикова А.А. с требованиями прокурора признать незаконным бездействие администрации не согласна, в основном указанные в предписании нарушения устранены, школе действительно нужны дополнительные финансовые средства для выполнения мероприятий по устранению нарушений, выявленных надзорными органами, с тем, чтобы пройти лицензирование.

Представитель отдела образования администрации ... Усатова В.М. пояснила, что выделенные ранее в 2008г. деньги из бюджета ... также были в основном потрачены на устранение нарушений, выявленных надзорными органами, в 2009г. деньги из краевого бюджета не поступали, для получения лицензий на осуществление медицинской и образовательной деятельности школе. в 2010г. еще необходимо более 760 тыс. руб., в адрес министерства образования края составлена заявка.

Директор школы Гросич Л.И. пояснила, что учреждение в ноябре 2009г. получило положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществления доврачебной помощи, большинство выявленных нарушений устранены, оставшиеся, указанные в пунктах 1,5,7,16,17,19,20 предписания Роспотребнадзора от 07.10.2009г. требуют больших финансовых средств, о чем в адрес районо представлена заявка на 2010г.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии с экспертными заключениями ... филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ...» от 26.01.2009г. образовательное учреждение МС(К)ОУ «... специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» не соответствует требованиям санитарных правил, из указанных в контрольном предписании управления ... территориального отдела Роспотребнадзора ... от 07.10.2009г. из 21 пункта, остались не исполненными 7.

Администрацией ..., отделом образования администрации района, школой предприняты исчерпывающие меры по устранению отмеченных в предписании нарушений, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществления доврачебной помощи, как пояснила представитель отдела образования Усатова В.М. из краевого бюджета в виде субвенций для финансирования учреждения выделялось 579 тыс. рублей, деньги в основном были потрачены на устранение нарушений, выявленных надзорными органами, о чем свидетельствуют представленные в судебное заседание санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществления доврачебной помощи от 19.11.2009г., акты о приемке выполненных работ от декабря 2009г., заявки одела образования в адрес Министерства образования ... о выделении финансирования, письмо Министерства образования ... от 27.04.2009г. о выделении ... спец.(коррекционная) школе в виде субвенций 845 тыс. руб., план мероприятий по лицензированию школы на 2010-2015годы, что безусловно не может свидетельствовать о бездействии администрации ..., Министерства образования ... по финансированию ... спец.(коррекционная) школы для организации учебного процесса, создания безопасных условий развития учащихся учреждения, поэтому доводы заявителя признать незаконным бездействие администрации .... Министерства образования ... не приявших мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных надзорным органом суд считает не состоятельными.

В то же время, как установлено в судебном заседании причиной неисполнения предписания Роспотребнадзора является отсутствие должного финансирования со стороны Министерства образования ..., со стороны органов местного самоуправления оформления заявок на финансирование.

Частью 4 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих, к ним территорий. Финансирование муниципальных учреждений, согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов. С учетом того, что учредителем МС(К)ОУ «... специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» является администрация ... (пункт 1.5. Устава школы), его финансирование, обеспечение содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающих территорий, должно осуществляться районной администрацией. Структурное учреждение администрации района-отдел образования формирует заявки, информации в Министерство образования ... о выделении финансирования для устранения нарушений, указанных в предписаниях надзорных органов, в 2009г. таковых средств было выделено недостаточно, о чем свидетельствуют вновь составленные заявки на 2010 год на устранение таких нарушений, как ограждение территории школы и интерната забором 2.0м 800кв.м, переоборудование спальных комнат в интернате, ограждение съемными деревянными решетками отопительных приборов в школе и интернате, покрытие стен туалетов, поэтому суд считает необходимым обязать Министерство образования ..., администрацию ... устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение данных нарушений в ... спец.(коррекционная) школа, доводы представителя Министерства образования ... о полном финансировании затрат, направленных на устранение предписаний Роспотребнадзора из местного бюджета суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 20.04.2007г. № 65-п «Об утверждении порядка предоставления и расходования средств, переданных из бюджета Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов», п.п. 2.6.2. финансирование специальных (коррекционная) школ осуществляет Министерство образования ..., расходование же субвенций, поступивших из краевого бюджета осуществляется муниципальным образованием п.3.1., поэтому требования заявителя о возложении на учредителя-администрацию ..., Министерство образования ... устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиолгического законодательства, являются обоснованными.

В остальной части в удовлетворении заявления прокурору отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора ... удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования ..., администрацию ... устранить допущенные нарушения по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиолгического законодательства в МС(К)ОУ «... специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида», выявленных управлением ... территориального отдела Роспотребнадзора ... в экспертных заключениях № 13 и № 14 от 26.01.2009г., указанных в предписании Роспотребнадзора от 07.10.2009г., а именно: на ограждение территории школы и интерната забором 2.0м 800кв.м, переоборудование спальных комнат в интернате, ограждение съемными деревянными решетками отопительных приборов в школе и интернате, покрытие стен туалетов в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении заявления прокурору ... отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Еловский районный суд в течении 10 суток со дня вынесения.

Судья: подпись Копия верна: Судья Чугайнов А.Ф.

Секретарь суда