Дело №2 -43/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2010г.
Еловский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Чугайнова А.Ф.
при секретаре Бородкиной Ю.В.
с участием заявителя Волкова А.В. его представителя Лазукова И.Г., председателя территориальной избирательной комиссии Жулановой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... дело по жалобе Волкова Александра Владимировича о признании решения территориальной избирательной комиссии ... незаконным и отмене,
УСТАНОВИЛ:
Волков А.В. обратился в суд с жалобой о признании незаконным и об отмене решения территориальной избирательной комиссии ... от 23.02.2010 Номер обезличен, (далее ТИК) которым ОВД ... предписано по пресечению распространения незаконных агитационных материалов, установлению лиц, распространяющих их и привлечению их к административной ответственности, по следующим основаниям. В мотивировочной части Решения ТИК усмотрела нарушение требований пунктов 6, 9 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при изготовлении и распространении его агитационного печатного материала, однако в резолютивной части Решения не отражено: признан ли данный агитационный печатный материал не соответствующим требованиям закона. Выводы ТИК о нарушении требований п.6 ст. 48 Федерального закона и, соответственно, ч.7 ст. 42 Закона Пермского края «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» от 13 марта 2008 года N 208-ПК при «размещении в агитационном печатном материале групп детей» не может являться состоятельным ввиду. того, что названные нормы законов налагают запрет на привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в Рекомендациях по некоторым вопросам применения КоАП РФ избирательными комиссиями указала, «...что привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, выражается в предоставлении возможности для непосредственного участия указанных лиц в предвыборной агитации: распространение призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения в устных выступления, в печати и теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятии, иным не запрещенным законом способом. Привлечением, к агитации также является участие в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, т.е. являющиеся вспомогательными по отношению к собственно агитации. В частности речь может идти об участии в распространении листовок, агитационной символики, агитационных материалов, в обеспечении подготовки и проведения митингов, демонстраций». (Протокол ЦИК РФ от 27.09.2006 г. № 187-4-4). Выводы ТИК о непредставлении кандидатом в избирательную комиссию вместе с экземпляром агитационного печатного материала письменного согласия физических лиц, изображенных в данном агитационном печатном материале, на их изображение также не может являться состоятельным в связи с тем, что изображения физических лиц, использованных в указанном агитационном материале носит характер неопределенного круга лиц, поскольку данные фото заимствованы из «Коллекции изображений «Клип Арт», являющейся общедоступным источником Интернет-сайта «Яндекс Фото» photo.mail.ru — общедоступного средства массовой информации. В соответствии с п. "д" ч.9 ст.48 Федерального закона и п. 3) 4.10 ст.42 Закона Пермского края указанное избирательной комиссией ограничение не распространяется на использование в агитационных материалах кандидата изображений неопределенного круга лиц, о чем избирательная комиссия была уведомлена письмом от 22.02.2010 г.
В судебном заседании Волков А.В. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что на заседании комиссии 23.02.2010г. не присутствовал, т.к. его не приглашали.
Лазуков И.Г. представитель Волкова А.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель ТИК Жуланова А.Г. с доводами жалобы не согласна, суду пояснила, что агитационный материал Волкова изготовлен с нарушениями выборного законодательства, 23.02.10г. на заседание комиссии Волков не приглашался, поскольку тот представил объяснение от 22.02.10г., в котором выразил свое мнение об отсутствии нарушений.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Жалоба Волковым А.В. подана в суд в период избирательной компании, выборы в органы местного самоуправления ... района назначены на 14 марта 2010 года.
Проверяя законность предвыборной агитации кандидата на пост главы местного самоуправления Волкова А.В. 22.02.2010г. на заседании рабочей группы по работе с жалобами и заявлениями граждан при территориальной избирательной комиссии ... муниципального района было установлено, что
агитационный печатный материал «Специальный информационный выпуск «Личное дело. Программа» используется им в нарушение требований п.6 ст. 48 Федерального Закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.п.7,10 ст. 42 Закона Пермского края от 13.03.2008г. № 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований Пермского края», принято решение о направлении материала для рассмотрения территориальной избирательной комиссии.
Комиссия, проверив 23.02.2010г. агитационный печатный материал пришла к выводу, что он составлен с нарушениями действующего законодательства о выборах, о чем вынесла свое решение направить в ОВД ... представление по пресечению распространения незаконных агитационных материалов, установлению лиц, распространяющих их и привлечению их к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 названного выше Федерального Закона граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. Пунктом 6 этой же статьи закона установлен запрет на привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, на использование изображений и высказывания лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 9 настоящей статьи, предусматривающего, что использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения и высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:
а) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;
б) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом, в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;
в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;
д) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.
Аналогичные нормы закреплены и в пунктах 7,10 статьи 42 Закона Пермского края от 13.03.2008г. № 208-ПК "О выборах должностных лиц муниципальных образований Пермского края".
Таким образом, избирательным законодательством установлен запрет на использование в агитационных материалах изображений лиц, не достигших возраста 18 лет. Использование же в агитационных материалах изображения физического лица возможно только при наличии письменного согласия этого лица, несоблюдение этого ограничения влечет запрет распространение агитационного материала.
При проверке комиссией было установлено, что на страницах 1,3,4 агитационного печатного материала размещены фотографии, на которых видны изображения детей, других физических лиц, и различимы их лица, что противоречит п.6 ст. 48 № 67-ФЗ, пункту 7 ст. 42 Закона Пермского края от 13.03.2008г. № 208-ПК, письменное согласие которых на размещение их изображений в агитационных материалах кандидата в нарушение части 10 статьи 42 вышеназванного Закона Пермского края в комиссию не представлено.
Исследовав фотографии агитационного печатного материала, суд соглашается с выводами избирательной комиссии, т.к. отнести к неопределенному кругу лиц, изображенных в нем на фотографиях, в т.ч. детей, нельзя, поскольку фотографии содержат изображения различимых физических лиц, использование изображения которых возможно лишь с их согласия, однако такого согласия, как установлено в судебном заседании, кандидатом Волковым не было получено. Не отрицал этих обстоятельств и представитель Волкова-Лазуков И.Г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального Закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки;
- в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального Закона Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
Аналогичная норма закреплена и в пунктах 6, 7 ст. 16 Закона Пермского края от 13.03.2008г. № 208-ПК, в соответствии с которыми избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
Таким образом, решение территориальной избирательной комиссии ... от 23.02.2010 Номер обезличен, применительно к рассматриваемым обстоятельствам, принято в пределах предоставленных комиссии полномочий, и является законным. Доводы заявителя, что в резолютивной части Решения комиссии не отражено: признан ли данный агитационный печатный материал не соответствующим требованиям закона, суд считает несостоятельными, поскольку решение комиссией вынесено на основании анализа представленных документов и в соответствии с требованиями действующего законодательства о выборах, в решении указано какие нарушения допущены кандидатом, данные обстоятельства подтверждаются представленным в суд протоколом заседания комиссии.
К доводам заявителя, полагавшего, что он использовал агитационный печатный материал в соответствии с требованиями избирательного законодательства, суд относится критически, поскольку они основаны на ошибочном понимании закона.
Доводы заявителя, что комиссией нарушена процедура рассмотрения вопроса о законности используемого агитационного материала, т.к. он не присутствовал на заседании комиссии, суд считает несостоятельными.
В соответствии с ч.4. ст. 20 № 67-ФЗ Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
В то же время в судебном заседании установлено, что Волков 22.02.2010г. направил в территориальную избирательную Комиссию свое объяснение по поводу соответствия его печатного агитационного материала избирательному законодательству, т.е. был оповещен о сути рассматриваемого в комиссии спора, таким образом, воспользовался предоставленными ему вышеуказанным законом избирательными правами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 261,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Волкову Александру Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании решения
территориальной избирательной комиссии ... района от 23.02.2010 Номер обезличен незаконным и об отмене данного решения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Еловский районный суд в течение 5 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья А.Ф. Чугайнов
Мотивированное решение составлено 01.03.2010 года.
Судья : подпись ...
...