о получении лицензии на осуществление медицинской деятельности в ИВС, об обязании обеспечить подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии



Дело № 2-66/11г. РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 апреля 2011 года

Еловский районный суд Пермского края в составе:

судьи А.Ф. Чугайнова,

при секретаре Горлановой Н.Н.

заявителя пом. прокурора ... района Мазунина В.В., представителя ОВД ... района Юдина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора ... района к отделу внутренних дел по ... муниципальному району и Главному управлению внутренних дел по ... краю обязать,

у с т а н о в и л:

Прокурор ... района обратился в Еловский районный суд с заявлением к отделу внутренних дел по ... муниципальному району и Главному управлению внутренних дел по ... краю обязать ОВД в течение 6 месяцев со дня вынесения решения суда получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, обязать РОВД в течение 6 месяцев со дня вынесения решения суда обеспечить подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторе временного содержания при ОВД по ... муниципальному району условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, а именно: камеры ИВС обеспечить индивидуальными спальными местами, оборудовать в ИВС комнату для подогрева пищи обработки (мытья) посуды, а также дезинфекционную камеру, оборудовать ограждениями туалеты в камерах ИВС, обеспечить соответствие уровни искусственной освещенности в ИВС требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ» обязать ГУВД в течение 6 месяцев со дня вынесения решения суда выделить денежные средства ОВД по ... муниципальному району на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, а также обеспечение подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторе временного содержания при ОВД по ... муниципальному району условий, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, а именно: оборудование камер ИВС индивидуальными спальными местами, оборудование ИВС комнатой для подогрева пищи, обработки (мытья) посуды, а также оборудование дезинфекционной камеры, оборудование ограждениями туалетов в камерах ИВС, обеспечение соответствия уровня искусственной освещенности в ИВС требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ».

Свои требования прокурор обосновал тем, что в ходе проверки изолятора временного содержания ... РОВД были выявлены следующие нарушения закона :

Уровень искусственной освещённости не соответствует требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД РФ»;

Состав и площади помещений ИВ С не соответствуют требованиям СП 12-95 МВД РФ;

Камеры не оборудованы отдельными спальными местами (кроватями или индивидуальными нарами) оснащение и обеспечение здравпункта не достаточное, низкий уровень обеспеченности ИВС медикаментами, оборудованием, инструментарием (не соответствует приказу МВД и МЗ РФ от 31.12.1999г. № 1115/475); не организована обработка посуды для приема пищи в соответствии с п. 6.14 СанПиН 2.3,6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания., изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»: 6.1, отсутствует комната для подогрева и раздачи пищи; б.2.отсутствует 3-х гнездная ванна; 6,3. температура воды для ополаскивания ниже 65 С. Изложенные недостатки являются грубейшим нарушением санитарного законодательства и потенциально опасны в возникновении заболеваний и (или) отравлений, среди сотрудников ИВС и может привести к массовым инфекционным заболеваниям лиц, содержащихся в ИВС.

Несоблюдение ОВД по ... муниципальному району санитарных и гигиенических норм, при обеспечении бытовых условий в ИВС, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, подозреваемых и обвиняемых, на благоприятную среду обитания. Обязанность по устранению допущенных нарушений должна быть возложена на ОВД по ... муниципальному району судом, обязанность профинансировать мероприятия по устранению допущенных нарушений законодательства в ИВС ОВД по ... муниципальному району должна быть возложена судом на Главное управление внутренних дел по ... краю.

В судебном заседания прокурор требования частично изменил, просил суд обязать ГУВД по ... краю и РОВД ... района принять меры на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания.

Представитель РОВД иск не признал, однако факт наличия нарушений, указанных в исковом заявлении не оспорил, пояснил, что в течении последних 3-х лет ОВД неоднократно обращалось в ГУВД по ... краю с письменными заявками о выделении средств для обеспечения санитарных и гигиенических норм, бытовых условий в ИВС ... ОВД, и что для реконструкции ОВД с тем чтобы получить лицензию на осуществление медицинской деятельности потребуется дополнительное финансирование, УВД запланировало выделить ОВД 600тыс.руб., в т.ч. для финансирования ИВС.

Представитель Главного управления внутренних дел по ... краю в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание без их согласия, в своем отзыве с предъявленными требованиями прокурора не согласны, финансирование ... ОВД для нужд ИВС ОВД проводятся регулярно, выделенные из федерального бюджета средства расходуются строго по целевому назначению, и нет необходимости дополнительно обязывать ГУВД совершать действия, указанные в исковом заявлении, заявленные требования не конкретизированы и невозможно установить необходимый обьем финансирования в целях исполнения требований указанных в исковом заявлении, жалоб от лиц, содержащихся в ИВС ... ОВД на ненадлежащие условия содержания в ГУВД не поступало.

С требованиям обязать ГУВД в течение 6 месяцев со дня вынесения решения суда выделить денежные средства ОВД по ... муниципальному району на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания не согласны, считают что для этого нет оснований, поскольку фельдшер ИВС ОВД согласно свои должностных инструкций не осуществляет медицинскую деятельность.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона в судебное заседание должна представить доказательства в обосновании своих доводов.

Частью 1 ст.24 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Аналогичная норма изложена в п. 122 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950.

Совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

В соответствии с пунктами 1 и 8 данной Инструкции медицинские работники ИВС органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений. При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организацию оказания скорой медицинской помощи.

Статьей 37.1 Основ Законодательства об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

В силу п. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с указанным законом.

В соответствии с подл. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность, которая на основании приложения к Постановлению Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», в том числе включает в себя работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической помощи: по медицинским осмотрам (предварительным и периодическим), сестринскому делу, лечебному делу.

В ОВД по ... муниципальному району имеется изолятор временного содержания (далее - ИВС).

Из пояснений начальника РОВД Юдина Ю.С., фельдшера ИВС ОВД Дербеневой Н.Л., указанные в исковом заявлении недостатки имеют место, для получении лицензии на осуществление медицинской деятельности необходимо провести реконструкцию здания РОВАД, достроить пристрой, оборудовать ИВС как минимум двумя кабинетами - осмотровой и процедурный, для чего необходимо 600тыс. руб., данные суммы (из письма зам.нач. ГУВД по ... краю ФИО1) включены в план на 2011г.

Ставка фельдшера ИВС ОВД введена штатным расписанием Приказом ГУВД по ... краю № 1032 от 01.10.2004г., из обьяснений фельдшера ИВС ОВД Дербеневой Н.Л. ей приходится в соотвестви со своими должностными обязанностями оказывать не только первую медицинскую помощь.

Согласно должностной инструкции фельдшера ИВС ... ОВД ... края Дербеневой Н.Л. в ее должностные обязанности входят: ежедневные осмотры для определения состояния здоровья, в том числе для выявления телесных повреждений поступающих и содержащихся в ИВС; своевременное и качественное выполнение медицинских манипуляций, назначенных врачом или самостоятельно в пределах своей компетенции (л.д….), а также оказание неотложной медицинской помощи. В целях осуществления работником должностных обязанностей ОВД приобретало медикаменты и изделия медицинского назначения, т.е. она осуществляет медицинская деятельность в отношении лиц, содержащихся в ИВС, при этом лицензия на осуществление данного вида деятельности у ОВД отсутствует.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ч.2 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Наличие лицензии на осуществлении медицинской деятельности является подтверждением соответствия оказываемой деятельности установленным нормам.

С учетом этого, обязанность по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности должна быть возложена судом на ОВД по ... муниципальному району, финансирование мероприятий по приведению ИВС в соотвестви с санитарно-гигиеническими нормами должна быть возложена на ГУВД по ... краю.

Помимо этого, в соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствий с требованиями ст. 45 Правил внутреннею распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950 камеры оборудуются в том числе индивидуальными нарами или кроватями, столом и ячейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиками для вещания общественной программы, кнопкой для вызова дежурного, вытяжкой вентиляцией, детскими кроватями в камере, где содержатся женщины с детьми, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В соответствии с п. 14 указанных Правил в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии в бане общего пользования. Одежда подлежит обработке в дезинфекционной камере.

Вместе с тем, в ИВС ОВД по ... муниципальному району бытовые условия подозреваемым и обвиняемым в соответствии с требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности не обеспечены.

Так, в нарушение ч.2 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» камеры ИВС не обеспечены индивидуальными спальными местами; в нарушение п. 6.14 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» не организована обработка (мытье) посуды для приема пищи, комната для мытья посуды отсутствует; в нарушение п. 16.1 Инструкции по проектированию органов внутренних дел МВД России в ИВС ОВД по ... муниципальному району отсутствует комната для подогрева пищи, дезинфекционная камера, в 6 камерах ИВС не ограждены туалеты, в связи с этим не обеспечен принцип приватности, уровень искусственной освещенности в ИВС не соответствует требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ», что подтверждается Справкой комиссионной проверки проведенной 15.03.2011г. ЦГСЭН МСЧ ГУВД по ... краю в ИВС ... ОВД на л.д. 9-10.

Данные факты представителями ... РОВД И ГУВД по ... краю не оспорены.

Обязанность по устранению допущенных нарушений должна быть возложена на ОВД по ... муниципальному району и на ГУВД по ... краю по следующим основаниям:

В соответствии с ч.3 ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно п. 38 Типового положения о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 25.10.2006 № 846, МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации распределяет выделенные бюджетные ассигнования и осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении.

Согласно п. 3 Положения о ГУВД по ... краю, ГУВД по ... краю входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется МВД РФ.

В силу п. 12 Положения о ГУВД по ... краю, финансирование ГУВД осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета ... края, местных бюджетов и иных поступлений. Согласно п. 16 Положения, ГУВД по ... краю обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания. Согласно пп.26 п. 19 Положения, начальник ГУВД по ... краю утверждает подчиненным подразделениям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет бюджетные ассигнования.

Из приказа № 1289 от 25.12.2006г. об утверждении Положений ОВД по ... краю следует, что в полномочия ГУВД по ... краю входит утверждение Положения об Отделении внутренних дел по ... муниципальному району.

ИВС ОВД по ... муниципальному району является структурным подразделением ОВД, то есть входит в систему органов внутренних дел.

С учетом изложенного, обязанность профинансировать мероприятия по устранению допущенных нарушений законодательства в ИВС ОВД по ... муниципальному району должна быть возложена судом на Главное управление внутренних дел по ... краю.

Оценивая в совокупности собранные доказательства суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку они подтверждаются материалами дела и представителями ответчиков в ходе судебного заседания не оспаривались.

Доводы ответчика ГУВД по ... краю о том, что жалоб от содержащихся в ИВС ... ОВД задержанных и арестованных не поступало в ГУВД и поэтому исковое заявление является необоснованным суд считает несостоятельными, поскольку разрешение данного искового заявления по сути не связано с наличием либо отсутствием таких жалоб.

Доводы ответчика ГУВД по ... краю о том, что выделенные из федерального бюджета средства расходуются строго по целевому назначению, что финансирование ... ОВД для нужд ИВС ОВД проводятся регулярно, и что нет необходимости дополнительно обязывать ГУВД совершать действия, указанные в исковом заявлении, что заявленные требования не конкретизированы и невозможно установить необходимый обьем финансирования в целях исполнения требований указанных в исковом заявлении, на выводы суда не влияют, поскольку вопросы финансирования, меры, принимаемые к обеспечению надлежащий условий содержания в ИВС не исключают наличия тех нарушений условий содержания, которые установлены в ходе проверок, и необходимости устранения таких нарушений, отсутствие финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ГУВД по ... краю соблюдать требования Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. ИВС ОВД по ... району является структурным подразделением ОВД по ... району и находится в подчинении ГУВД ... края. Учитывая организационные полномочия ГУВД и полномочия в сфере распределения бюджетных ассигнований, суд возлагает обязанность по финансированию устранения выявленных нарушений на ГУВД ... края, а не на ОВД по ... муниципальному району либо органы местного самоуправления.

Суд считает, что имеющиеся в ИВС ОВД по ... муниципальному району нарушения закона, существенно ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Права подозреваемых и обвиняемых на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, на соблюдение санитарно-гигиенических требований предписаны федеральным законом «О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей» от 15.07.1995 года, поэтому нарушение указанных прав подлежит устранению путем вынесения решения суда.

Поскольку разрешение данного спора по п.3 связано с бюджетных финансированием, конкретный срок в 6 месяцев со дня вынесения решения суда, указанный в исковом заявлении прокурором на устранение недостатков может быть не выполним, суд полагает установить в решении суда срок на устранение недостатков в течение 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

1. Обязать отдел внутренних дел по ... муниципальному району, Главное управление внутренних дел по ... краю принять меры на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания.

2. Обязать отдел внутренних дел по ... муниципальному району в течение 6 месяцев со дня вынесения решения обеспечить подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторе временного содержания при ОВД по ... муниципальному району условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, а именно: камеры ИВС обеспечить индивидуальными спальными местами, оборудовать в ИВС комнату для подогрева пищи обработки (мытья) посуды, а также дезинфекционную камеру, оборудовать ограждениями туалеты в камерах ИВС, обеспечить соответствие уровни искусственной освещенности в ИВС требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ».

3. Обязать Главное управление внутренних дел по ... краю в течение 2011 года выделить денежные средства ОВД по ... муниципальному району на обеспечение подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторе временного содержания при ОВД по ... муниципальному району условий, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, а именно: оборудование камер ИВС индивидуальными спальными местами, оборудование ИВС комнатой для подогрева пищи, обработки (мытья) посуды, а также оборудование дезинфекционной камеры, оборудование ограждениями туалетов в камерах ИВС, обеспечение соответствия уровня искусственной освещенности в ИВС требованиям СП 12-95 МВД РФ «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Еловский райсуд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: подпись