о признании незаконным распоряжения об увольнении, об отмене распоряжения, о восстановлении в должности и выплате денежного содержания



Дело № 2-134/11 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2011г.

Еловский районный суд Пермского края в составе: судьи Чугайнова А.Ф.

истца Попова Н.А., представителя истца Наборщиковой Т.Ф.

ответчиков - представителя администрации Еловского района Бабиковой А.А., представителя Земского Собрания Еловского района Вашкевич Е.С.,

прокурора Мерзлякова В.А., при секретаре Лобовой Т.Г.

рассмотрев в <адрес> в открытом судебном заседании заявление Попова Николая Александровича к администрации Еловского муниципального района, к главе администрации Еловского муниципального района, Земскому Собранию Еловского района

УСТАНОВИЛ:

Истец Попов Н.А. обратился в суд с заявлением к администрации Еловского муниципального района, главе администрации Еловского муниципального района о признании незаконным распоряжения главы администрации Еловского района от 16.06.2011 года № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.» и об его отмене, о восстановлении его в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района, о выплате денежного содержания с 18.06.2011г. по день вынесения решения суда, к Земскому Собранию Еловского района о признании незаконными и об отмене Решений Земского Собрания Еловского муниципального района № 142 от 10.06.2011г. «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», № 92 от 04.03.2011г. «О создании временной комиссии», № 96 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», признать недействительным заключение временной комиссии от 03.03.2011г., по тем основаниям, что его незаконно уволили с должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района.

В судебном заседании истец изменил свои исковые требования, просил признать незаконными Решения Земского Собрания Еловского муниципального района № 92 от 04.03.2011г. «О создании временной комиссии», № 96 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», № 142 от 10.06.2011г. «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», признать недействительным заключение временной комиссии от 03.03.2011г., о признании незаконным распоряжения главы администрации Еловского района от 16.06.2011 года № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.», о восстановлении его в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района с 17.06.2011г., о выплате денежного содержания с 18.06.2011г. по день вынесения решения суда.

В судебном заседании истец от требований о признании незаконным распоряжение главы администрации Еловского района от 16.06.2011 года № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.» и об его отмене, признать недействительным заключение временной комиссии от 03.03.2011г. отказался, судом вынесено определение о прекращении гражданского дела по заявленным требованиям.

Других требований не предъявляет, защиту своих прав доверяет представителю Наборщиковой Т.Ф.

Представитель истца Наборщикова Т.Ф. пояснила, что пункт 3 статьи 5 Положения о Земском собрании Еловского района не соответствует принятому Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является ничтожным и применению не подлежит.

Положение о Земском Собрании Еловского района принято 04.03.2005 года до введения в действие Федерального закона 131-ФЗ. Закон о местном самоуправлении 1995 года данные отношения не регулировал. В соответствии со ст.40 Положение вступает в силу с момента подписания главой муниципального образования. Действует в части не противоречащей законодательным нормам, вступающим в силу с 01.01.2006, введенным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» № 131-ФЗ. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 06.102003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления производится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей предусмотренных настоящим федеральным законом.

Основания для отзыва и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва перечисленных субъектов могут служить только их конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить выборным лицам местного самоуправления возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва.

Депутат, член выборного ОМС, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании(избирательном округе); итоги голосования подлежат официальному опубликованию.

На основании ст. 30 Устава полномочия председателя ЗС и заместителя председателя могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренными статьей 33 настоящего устава.

Статья 33 Устава устанавливает перечень досрочного прекращения полномочий. В соответствии части 2 статьи 24 Федерального закона № 131-ФЗ уставом ЕМР установлены основания досрочного прекращения полномочий, в том числе 8/. отзыв избирателями в соответствии с настоящим Уставом 9. досрочного прекращения полномочий ЗС;10/. в иных случаях установленных федеральным законодательством. Данный пункт имеет существенное значение, так как предусматривает, что основания досрочного прекращения полномочий могут устанавливаться только федеральными законами, но не законами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами. Депутатские полномочия Попова Н.А. на постоянной основе прекращены на основании заключения временной комиссии о ненадлежащем исполнении своих обязанностей председателем ЗС.

Законных оснований для отзыва председателя у депутатов Земского собрания и главы муниципального района не имелось. В отношении Попова Н.А. судебные решения, подтверждающие принятие им конкретных противоправных решений или действий (бездействия) не выносилось. Кроме того, отчет о деятельности председателя ЗС за 2010 год депутатами Земского собрания принят, имеется Решение ЗС от 04.03. 2011 года за № 101.

Основания отзыва избирателями прописаны в ст. 21 Устава Еловского MP. Основанием для отзыва депутата является установление в судебном порядке нарушение Конституции РФ, законодательства РФ, законодательства Пермской области (края), настоящего Устава, иных правовых актов ЕМР.

Решением Земского собрания ЕМР от 04.03.2011 года № 92 «О создании временной комиссии» была создана временная комиссия из числа депутатов в составе: Фомичева, Мартюшева, Фотиной, Бурнышевой, Горшкова.

Поскольку избранная процедура отзыва председателя ЗС не соответствовала действующему законодательству, то создание временной комиссии, ее заключение, не имеют правового значения.

Просим данное решение ЗС признать незаконным, на том основании, что основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Действующим законодательством не предусмотрено создание каких - либо комиссий, заключение временной комиссии не имеет юридической силы, кроме всего прочего, ни один из фактов не нашел своего подтверждения в судебном заседании, факты, изложенные в заключении, надуманы, не соответствуют действительности, выводы временной комиссии являются несостоятельными.

Решение Земского Собрания № 142 от 10.06.2011г. в нарушение требований ст. 11 Устава района не было опубликовано.

Других требований не предъявляет.

Представитель ответчика Бабикова А.А. пояснила, что с требованиями истца не согласна в полном обьеме.

Ответчик, глава администрации Еловского муниципального района Сальников П.И. с исковыми требованиями Попова Н.А. не согласен. Статьей 24 Устава установлено, что «Решения Земского Собрания Еловского муниципального района принимаются большинством голосов от числа депутатов Земского Собрания, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено настоящим Уставом. Решения по вопросам, относящимся в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом к исключительной компетенции Земского Собрания Еловского муниципального района, а также решения об избрании и освобождении от должности председателя Земского Собрания, заместителя председателя Земского Собрания, об утверждении председателя постоянной комиссии, о рассмотрении протестов прокурора (заместителя прокурора) Еловского муниципального района на решения Земского Собрания считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от избранного числа депутатов Земского Собрания. Решения Земского Собрания Еловского муниципального района вступают в силу с даты их подписания главой Еловского муниципального района, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом или самим решением. Статьей. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Дале 131-ФЗ) предусмотрено, что Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок опубликования" (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Статьей 11. Устава муниципального образования "Еловский муниципальный район" в новой редакции", утвержденного Решением Земского Собрания Еловского района от 28.06.2005 N 71 (далее Устав). Предусмотрено, что Правовые акты Еловского муниципального района, как подлежащие обязательному официальному опубликованию, так и не требующие опубликования, могут быть доведены до всеобщего сведения и распространены в электронном виде, переданы по каналам связи, а также опубликованы в иных печатных изданиях. Решения Земского собрания Еловского муниципального района обнародуются путем предоставления их в МУК «Еловская ИБС».

Издание распоряжения администрации Еловского района от 16.06.2011 № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.» было основано на Решении Земского собрания от 10.06.2011 № 142 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского собрания Еловского муниципального района» и полномочия в сфере исполнительно-распорядительной деятельности относились лишь к Отделу учета и отчетности администрации района о произведении выплат и удержаний с Попова Н. А. так как в соответствии с Договором на бухгалтерское обслуживание бухгалтерское обслуживание Земского собрания производится Отделом учета и отчетности администрации района. На основании вышеизложенного просим в исковых требованиях Попову Н. А. отказать.

Представитель ответчика Вашкевич Е.С. пояснила, что Земское собрание Еловского муниципального района Пермского края считает, что исковое заявление Попова Николая Александровича о признании незаконными нормативных правовых актов Земского собрания Еловского муниципального района Пермского края, о признании незаконными распоряжения администрации Еловского района и в восстановлении в должности Председателя Земского Собрания Еловского муниципального района и выплате денежного содержания не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

1. Согласно п.2 ст.24 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Самостоятельность муниципальных образований в правовом регулировании института отзыва предполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедуры отзыва, либо отсылки к регулирующему данную процедуру нормативному акту.

Согласно п.7 ст.22 Устава муниципального образования «Еловский муниципальный район» (далее - Устав) деятельностью Земского Собрания Еловского муниципального района руководит председатель Земского Собрания. Для организационного, информационного, материально-технического обеспечения деятельности Земского Собрания, его комиссий, депутатов Земского Собрания формирует аппарат и самостоятельно решает вопросы о его структуре и численности. Деятельность аппарата Земского Собрания регулируется Положением о Земском Собрании Еловского района (далее -Положение). Порядок выбора и отзыва Председателя Земского Собрания в Уставе не предусмотрен, данная процедура закреплена в Положении.

Таким образом, порядок выбора и отзыва Председателя Земского Собрания содержится в только в Положении.

Также следует отметить, что согласно п.2. ст.4 Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

2. Согласно ст. 30 Устава полномочия председателя и заместителя председателя Земского Собрания могут быть прекращены досрочно в порядке по основаниям, предусмотренным статьей 33 настоящего Устава. Статья 31 предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий депутата Земского Собрания Еловского муниципального района, одним из случае досрочного прекращения полномочий является отзыв избирателями.

Согласно ст. 4 Положения Председатель Земского Собрания избирается из числа депутатов Земского собрания депутатами. Следовательно, избирателем Председателя Земского собрания являются депутаты, которые наделены правом отзыва Председателя Земского Собрания.

Пункт 3 статьи 5 Положения содержит порядок отзыва Председателя Земского Собрания. Он может быть отозван не ранее, чем через шесть месяц после избрания. Истец был избран Председателем Земского Собрания 14.04.2010г. процедура отзыва началась 04.03.2011 года.

Главой администрации Еловского муниципального района (далее Глава) повестку дня заседания Земского Собрания Еловского муниципального района на 04.03.2011 года был включен вопрос об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района.

Земским собранием было принято решение о создании временно комиссии из числа депутатов Земского собрания для изучения фактов изложенных Главой. По результатам работы комиссии было дано заключение неправомерных решениях председателя Земского собрания за период работы 14.04.2010 г. по 04.03.2011г. По результатам заключения был поставлен вопрос на Земском Собрании по отзыву председателя Земского собрания соответствии с Положением.

По результатам первого тура тайного голосования решение об отзыве было не принято. В силу Положения 10.06.2011 года было проведено повторно тайное голосование об отзыве председателя Земского Собрания по результата которого было принято решение об отзыве председателя.

Из изложенного выше видно, что процедура отзыва председателя Земского собрания была проведена в соответствии с Положением.

Согласно п.2 ст. 24 Закона № 131-ФЗ основаниями для отзыва депутат члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретны противоправные решения или действия (бездействие) в случае и подтверждения в судебном порядке. В заключение временной комиссии присутствуют факты противоправных решений истца, которые подтверждены документально.

Решения Земского Собрания от 10.06.2011 года № 142 «Об утверждена результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского собрат Еловского муниципального района» в силу п.7 ст. 24 Закона № 131-Ф обнародовано 22.06.2011 года через МУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» (Положение «О порядке подготовки, рассмотрении принятия, подписания и опубликования правовых актов Земского Собрания Еловского муниципального района» от 27.04.2007 № 255).

Прокурор Мерзляков В.А. полагал заявление Попова Н.А. подлежащим удовлетворению в полном обьеме.

В судебном заседании установлено следующее.

Решением Земского Собрания Еловского муниципального района № 5 от 14.04.2010г. «Об утверждении результатов тайного голосования по выборам председателя Земского Собрания Еловского муниципального района» Попов Н.А. был избран председателем Земского Собрания Еловского муниципального района (л.д.170 т.1).

Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее № 131-ФЗ), ст. 28 Устава Еловского муниципального района председатель Земского Собрания Еловского муниципального района является выборным должностным лицом местного самоуправления.

В соответствии со сметой расходов, связанных с деятельностью рабочих органов, депутатов Земского Собрания, председателю Земского Собрания Еловского муниципального района Попову Н.А. была установлена заработная плата, которая, согласно договора на бухгалтерское обслуживание, заключенного между Земским Собранием и администрацией района начисляется и выплачивается бухгалтерией администрации района (л.д. 157,177 т.1).

Частью депутатов Земского собрания Еловского муниципального района 17.02.2011г. было принято обращение к главе администрации Еловского муниципального района Сальникову П.И. об отзыве председателя Земского собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., при этом причиной отзыва было названо основание – ненадлежащее исполнение Поповым Н.А. своих обязанностей.

17.02.2011г. глава администрации Еловского муниципального района Сальников П.И. обратился к председателю Земского собрания Попову Н.А. о включении в повестку очередного заседания Земского собрания вопроса об отзыве председателя Земского собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., в качестве основания такого обращения глава администрации Еловского муниципального района Сальников П.И. указал пункт 3 ст. 5 Положения о Земском собрании Еловского муниципального района. (л.д.169,176т.1).

Решением Земского Собрания Еловского муниципального района от 04.03.2011г. № 92 была создана временная комиссия на основании пункта 3 ст. 5 Положения о Земском Собрании Еловского района, для изучения фактов изложенных в выступлениях главы администрации Еловского муниципального района Сальникова П.И. по вопросу отзыва председателя Земского собрания.

Решением Земского Собрания Еловского муниципального района от 04.03.2011г. № 96 были утверждены результаты тайного голосования по отзыву председателя Земского собрания Попова Н.А., и которым вопрос об отзыве председателя Земского собрания на основании пункта 3 ст. 5 Положения о Земском Собрании Еловского района отложен на повторное рассмотрение после 4 апреля 2011г.

На заседании Земского Собрания Еловского муниципального района 10 июня 2011г. в результате тайного голосования 9 депутатов проголосовали за отзыв председателя Земского собрания Попова Н.А.

Решением Земского Собрания Еловского муниципального района от 10.06.2011г. № 142 были утверждены результаты тайного голосования по отзыву председателя Земского собрания Попова Н.А., принято решение об отзыве Попова Н.А с должности председателя Земского собрания Еловского муниципального района с 17 июня 2011г., данное решение в районной газете «Искра Прикамья» не опубликовано, что не отрицается ответчиками.

Распоряжением главы администрации Еловского муниципального района от 16.06.2011 года № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.» председатель Земского Собрания Еловского муниципального района Попов Н.А. был с 17.06.2011г. уволен, 17.06.2011г. ему была выдана трудовая книжка, произведен расчет по заработной плате(л.д.9,29,30,32 т.1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Положения о Земском Собрании Еловского района, утвержденном Решением Земского Собрания Еловского муниципального района от 4 марта 2005г. № 31 Председатель Земского Собрания может быть отозван не ранее, чем через шесть месяцев после избрания.

Предложение об отзыве председателя Земского Собрания вносится одной третью голосов от избранного числа депутатов или главой муниципального образования на основании невыполнения или ненадлежащего исполнения председателем своих обязанностей, совершения действий, порочащих звание депутата. Основания для внесения предложения об отзыве председателя Земского Собрания должны быть подтверждены в заключении временной комиссии, специально образованной для рассмотрения данного вопроса.

Земское Собрание обсуждает предложение об отзыве председателя Земского Собрания на основании заключения временной комиссии. По предложению об отзыве председателя Земского Собрания проводится тайное голосование на том же заседании, где это предложение было принято к обсуждению. Вопрос об отзыве решается не менее чем двумя третями голосов от числа депутатов, избранных в Земское Собрание.

Согласно ст.40 Положения о Земском собрании, утвержденного решением Земского собрания района от 04.03.2005г. №31, настоящее Положение вступает в силу с момента подписания главой муниципального образования, действует в части не противоречащей законодательным нормам, вступающим в силу с 01.01.2006г., введенным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд считает, что пункт 3 ст. 5 Положения о Земском собрании, регулирующий порядок отзыва председателя Земского собрания, не соответствует Федеральному закону №131-Ф3, Уставу Еловского муниципального района, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, должны применяться нормы Федерального закона №131-Ф3 и Устава Еловского муниципального района.

Согласно пунктов 8,10 части 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2006г. полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: 8) отзыва избирателями; в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Таким образом, отзыв выборного должностного лица местного самоуправления, каким является председатель Земского Собрания района, возможен.

Однако, суд считает, что действиями депутатов Земского собрания Еловского муниципального района 10 июня 2011г. при голосовании об отзыве председателя Земского Собрания района Попова Н.А. нарушен порядок отзыва председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., установленный Федеральным законодательством, в частности ст. 24 ФЗ № 131.

В соответствии с положениями ст. 24 ФЗ № 131-Ф3 1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

7. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Таким образом, основаниями для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, и процедура отзыва определяются уставом муниципального образования.

В силу части 4 ст.7 Федерального закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 ст.30 Устава Еловского муниципального района (далее по тексту - Устав) полномочия председателя Земского Собрания могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 33 настоящего Устава.

В соответствии со Статьей 33 Устава 1. Депутат Земского Собрания досрочно прекращает свои полномочия в случае:

1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации; (в ред. решения Земского Собрания Еловского муниципального района от 12.03.2010 N 559) 8) отзыва избирателями в соответствии с настоящим Уставом; 9) досрочного прекращения полномочий Земского Собрания; 10) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Прекращение полномочий депутата Земского Собрания в результате отзыва избирателями осуществляется в порядке, определенном настоящим Уставом.

В соответствии со Статьей 46. Устава Еловского муниципального района

1. Избирательная комиссия Еловского муниципального района является муниципальным органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата Земского Собрания Еловского муниципального района, главы муниципального района, голосования по вопросам изменения границ, преобразования Еловского муниципального района.

Таким образом, отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является одной из форм непосредственного участия жителей муниципального образования в осуществлении местного самоуправления. Если выборы в органы местного самоуправления, гарантированные федеральным законом, проходят в обязательном порядке, то отзыв, допустимость которого устанавливается на федеральном уровне (и только на федеральном, поскольку право избирать на определенный срок и быть избранным на определенный срок гарантировано Конституцией и Федеральным законом), может быть установлен только на муниципальном уровне. Отзыв в чистой форме является декларацией населения о недоверии депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления.

Таким образом, отзыв председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А. должен быть инициирован избирателями - населением Еловского муниципального района, избирательная комиссия Еловского муниципального района голосование по отзыву председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А. не проводила, поэтому доводы ответчиков Вашкевич Е.С., главы администрации Еловского муниципального района Сальникова П.И., что отзыв председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., на основании положений п.3 ст. 5 Положения о Земском Собрании Еловского муниципального района является законным, и что депутаты Земского Собрания Еловского муниципального района наделены полномочиями по отзыву председателя Земского Собрания, не состоятельны, поскольку основаны на ином понимании закона, по основаниям, изложенным выше.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании представитель Земского Собрания Еловского муниципального района Вашкевич Е.С. поясняла, что председатель Земского Собрания Попов Н.А. допустил множество нарушений, не надлежаще исполнял свои обязанности, однако судебного решения, других доказательств о противоправных решениях или действиях (бездействие) председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., ответчиками в судебное заседание предоставлено не было.

Более того, отчет о деятельности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А. за 2010 год депутатами Земского собрания был принят, имеется Решение Земского Собрания от 04.03. 2011 года за № 101, при обсуждении данного отчета замечаний от депутатов в адрес председателя Земского Собрания Попова Н.А. не поступило, в решении Земского собрания они не указаны. (л.д.159-168т.1).

Поэтому доводы ответчика Вашкевич Е.С. о том, что в заключении временной комиссии присутствуют факты противоправных решений истца, которые подтверждены документально, что является основанием для отзыва председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., суд считает не состоятельными.

Суд полагает, что ответчиками не представлено суду доказательств наличия оснований, предусмотренных ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для отзыва председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А..

Таким образом, при отсутствии доказанного неисполнения председателем Земского Собрания Еловского муниципального района Поповым Н.А. своих обязанностей, нарушения порядка отзыва председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., установленного федеральным законодательством, Уставом Еловского муниципального района, имеются основания для удовлетворения заявленных истцом требований о признании незаконным Решения Земского Собрания Еловского муниципального района от 10.06.2011г. № 142 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», и как следствие - признание незаконным решений от 04.03.2011г. № 92 «О создании временной комиссии» и № 96 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», поскольку создание временной комиссии по отзыву председателя Земского Собрания, указанное в Решении № 92, назначение депутатами повторного отзыва председателя Земского Собрания в соответствии с п.3 ст. 5 Положения о Земском Собрании Еловского муниципального района, указанного в Решении № 96, противоречит требованиям федерального, муниципального законодательства об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района.

Кроме того, суд полагает, что принятое Решение Земского Собрания Еловского муниципального района от 10.06.2011г. № 142 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района» является нормативным правовым актом, поскольку он принят в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в надлежащей форме, рассчитан на его применение, содержащиеся в нем нормы направлены на урегулирование общественных отношений.

Однако в нарушение ст. 11 Устава Еловского муниципального района оспариваемое решение опубликовано в СМИ не было, что является самостоятельным основанием для признания такого нормативного правового акта недействующим без исследования других обстоятельство по делу, в том числе и содержания оспариваемого акта.

Доводы представителя ответчика Вашкевич Е.С., главы администрации Еловского муниципального района Сальникова П.И. о том, что Решение Земского Собрания от 10.06.2011г. № 142 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земском Собрании Еловского муниципального района» было опубликовано в районной библиотеке путем возможности каждого читателя ознакомиться с данным Решением путем прочтения, являются ошибочными, и основанными на ином понимании закона, по приведенным выше основаниям.

На основании вышеизложенного, Попов Н.А. должен быть восстановлен в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района с 17.06.2011г., и ему должно быть выплачено денежное содержание за период лишения возможности исполнять депутатские полномочия председателя Земского Собрания Еловского муниципального района, т.е. с 18.06.2011г.

Исходя из порядка, сложившегося между администрацией Еловского муниципального района, и Земским Собранием района, на основании заключенного между ними договора на бухгалтерское обслуживание от 01.01.2011г., администрация района через свою кассу начисляет и выплачивает работникам Земским Собранием района заработную плату, а поскольку истец просит выплатить ему заработную плату за незаконное отстранение от должности с 18.06.2011г. по 23.08.2011г., обязанность на начисление и выплату заработной платы должна быть возложена на бухгалтерию администрации Еловского муниципального района.

Расчет о возмещении заработной платы Попову Н.А. судом проверен, суд считает данный расчет правильным, данный расчет произведен на основании расчета среднемесячной заработной платы председателя Земского Собрания Еловского муниципального района Попова Н.А., представленного финансовым отделом администрацией Еловского муниципального района, с которым стороны были согласны (л.д.30 т.1).

Решение в части восстановлении Попова Н.А. в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района с 17.06.2011г., выплате Попову Н.А. денежного содержания с 18.06.2011г. за период лишения возможности исполнять депутатские полномочия председателя Земского Собрания Еловского муниципального района на постоянной основе в сумме 84850, 23 руб., подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконными :

- Решение Земского Собрания Еловского муниципального района от 04.03.2011г. № 92 «О создании временной комиссии»;

- Решение Земского Собрания Еловского муниципального района от 04.03.2011г. № 96 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района»;

- Решение Земского Собрания Еловского муниципального района от 10.06.2011г. № 142 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района»;

2. Восстановить Попова Николая Александровича в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района с 17.06.2011г.

3. Взыскать в пользу Попова Н.А. за счет средств, выделяемых на содержание Земского Собрания Еловского муниципального района, денежное содержание с 18.06.2011г. за период лишения возможности исполнять депутатские полномочия на постоянной основе в сумме 84850, 23 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Еловский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 27.08.2011г.

Судья подпись

Кассационное определение

(выписка)

05.10.2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда,

определила:

Кассационные жалобы Земского Собрания Еловского муниципального района Пермского края, Администрации Еловского муниципального района на решение Еловского районного суда Пермского края от 23.08.2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Дело № 2 - 134 /11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

23 августа 2011г.

Еловский районный суд Пермского края в составе: судьи Чугайнова А.Ф.

истца Попова Н.А., представителя истца Наборщиковой Т.Ф.

ответчиков - представителя администрации Еловского района Бабиковой А.А., представителя Земского Собрания Еловского района Вашкевич Е.С., прокурора Мерзлякова В.А., при секретаре Гусевой Т.Г.

рассмотрев в здании суда <адрес> в открытом судебном заседании дело по заявлению Попова Николая Александровича к администрации Еловского муниципального района, к главе администрации Еловского муниципального района, Земскому Собранию Еловского района

УСТАНОВИЛ:

Истец Попов Николай Александрович обратился в суд к администрации Еловского муниципального района, главе администрации Еловского муниципального района о признании незаконным распоряжения главы администрации Еловского района от 16.06.2011 года № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.» и об его отмене, о восстановлении его в должности председателя Земского Собрания Еловского муниципального района, о выплате денежного содержания с 17.06.2011г. по день вынесения решения суда, к Земскому Собранию Еловского района о незаконными и об отмене Решений Земского Собрания Еловского муниципального района № 142 от 10.06.2011г. «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», № 92 от 04.03.2011г. «О создании временной комиссии», № 96 «Об утверждении результатов тайного голосования об отзыве председателя Земского Собрания Еловского муниципального района», признать недействительным заключение временной комиссии от 03.03.2011г.

В судебном заседании истец от требований о признании незаконным распоряжение главы администрации Еловского района от 16.06.2011 года № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.» и об его отмене, признать недействительным заключение временной комиссии от 03.03.2011г. отказался.

Учитывая данные обстоятельства производство по гражданскому делу по заявлению Попова Николая Александровича к администрации Еловского муниципального района, к главе администрации Еловского муниципального района, Земскому Собранию Еловского района в части отказа от исковых требований, указанных выше, должно быть прекращено.

Отказ от иска судом принят, истцу судом разьяснены последствия отказа от иска, предусмотренные ст.ст. 39, 221 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 220-221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Производство по гражданскому делу по заявлению Попова Николая Александровича к администрации Еловского муниципального района, к главе администрации Еловского муниципального района, Земскому Собранию Еловского района, о признании незаконным распоряжение главы администрации Еловского района от 16.06.2011 года № 176-р «Об увольнении Попова Н.А.» и об его отмене, признать недействительным заключение временной комиссии от 03.03.2011г.

прекратить.

Определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Еловский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: подпись