Дело №2-235/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года Судья Еловского районного суда Пермского края Чугайнов А.Ф. с участием истца - прокурора прокуратуры Еловского района Мазунина В.В. соистца Треногина М.А. представителя ответчика - Администрации Дубровского сельского поселения - Лозинской Л.В., третьих лиц Окуловой Е.М., Окулова В.А. при секретаре Лобовой Т.Г., рассмотрев в <адрес> гражданское дело по иску прокурора Еловского района к Администрации Дубровского сельского поселения о признании незаконным отказа Администрации Дубровского сельского поселения в постановке в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении Треногина Михаила Александровича, инвалида Великой Отечественной войны, обязать Администрацию Дубровского сельского поселения поставить Треногина Михаила Александровича в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны, установил: Прокурор Еловского района обратился в суд в интересах Треногина М.А. с иском к Администрации Дубровского сельского поселения о признании незаконным отказ в постановке Треногина М.А. - инвалида Великой Отечественной войны в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, о возложении обязанности поставить Треногина М.А. в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны. В обосновании своих требований указывает, что прокуратурой Еловского района, в связи с поступившим обращением Окуловой Е.М., действующей в интересах Треногина М.А., проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрацией Дубровского сельского поселения. В ходе проверки установлено, что 23.06.2011г. Треногиным М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающим по адресу <адрес>, направлено заявление в Администрацию Дубровского сельского поселения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как инвалиду Великой Отечественной войны. 21.07.2011г. администрацией Дубровского сельского поселения Треногину М.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что Треногин М.А., являясь членом семьи собственника жилого помещения, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в Дубровском сельском поселении. Данный отказ администрации Дубровского сельского поселения является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрацией Дубровского сельского поселения Треногину М.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что Треногин М.А., являясь членом семьи собственника жилого помещения, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в Дубровском сельском поселении. Между тем, Треногин М.А. собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Треногин М.А. проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве совместной собственности Окулову В.А. и Окуловой Е.М. В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Треногин М.А. родственником Окулову В.А. и Окуловой Е.М. не является, вселен ими в их жилое помещение не в качестве члена их семьи. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания иных граждан членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Таким образом, признание лица членом семьи собственника жилого помещения зависит от волеизъявления собственника жилого помещения, считает ли собственник жилого помещения членом своей семьи вселенное лицо. Из объяснений Окуловой Е.М., полученных в ходе прокурорской проверки, следует, что Треногин М.А. вселен в их жилое помещение не в качестве члена семьи, а в связи с тем, что ему больше негде жить. Учитывая, что Треногин М.А. не имеет собственного жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также не является членом семьи собственника жилого помещения и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в силу п. 1 ч. 1 ст. 52 ЖК РФ он является нуждающимся в жилом помещении, и у администрации Дубровского сельского поселения оснований для отказа Треногину М.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имелось. Незаконным отказом Треногину М.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, Администрацией Дубровского сельского поселения ограничены его права на получение субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как инвалиду Великой Отечественной войны. В соответствии и с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан в сфере обеспечения жилищем в государственном и муниципальном жилищных фондах, если имеется соответствующее заявление от гражданина о нарушении его прав. В настоящий момент Треногину М.А. 90 лет, он является инвалидом Великой Отечественной войны, в связи с этим не может самостоятельно отстаивать свои права в судебном порядке, кроме того, о нарушении прав Треногина М.А. на обеспечение жильем 02.12.2012г. обратилась в прокуратуру Еловского района Окулова Е.М. С учетом этого, прокурор уполномочен обратиться в суд в защиту прав и законных интересов Треногина М.А. В судебном заседании истца - прокурор Еловского района Мазунин В.В. вышеуказанные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Соистец Треногин М.А. исковые требования поддержал. Представитель ответчика - Администрации Дубровского сельского поселения просит в удовлетворении вышеуказанных исковых требований отказать, считает, что их отказ Треногину М.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении правомерен, Треногин проживает в семье Окуловых, в отдельной комнате, учетная норма предоставления жилья в Дубровском сельском поселении на 1 человека составляет 9 кв. м., общая площадь жилого помещения, в котором проживает Треногин, составляет 67,2 кв.м., и превышает учетную норму. Суд, заслушав указанных участников процесса, допросив третьих лиц Окуловой Е.М., Окулова В.А., изучив материалы данного гражданского дела, считает, что вышеуказанные исковые требования прокурора Еловского района подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14. Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно пункту 3.1, 6 ст.23.3 ФЗ «О ветеранах» По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В целях реализации положений ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-п, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п.3.1 Порядка, постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определение права на предоставление субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления). Треногин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается пенсионным удостоверением № на л.д. 12. 23.06.2011 года Треногин М.А. обратился в Администрацию Дубровского сельского поселения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с целью получения субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как инвалиду Великой Отечественной войны. 21.07.2011г. администрацией Дубровского сельского поселения Треногину М.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что Треногин М.А. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в Дубровском сельском поселении. Данное решение Администрации Дубровского сельского поселения суд считает незаконным. В силу п. 1 ст. 51 ЖК РФ определены категории граждан, которые признаются нуждающимися в жилом помещении, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Треногин М.А. не имеет собственного жилого помещения (л.д. 10, 11). Треногин М.А. зарегистрирован (л.д. 14) и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве собственности Окулову В.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации на л.д. 18. Треногин родственником Окулову В.А. и Окуловой Е.М. не является, вселен ими в их жилое помещение не в качестве члена их семьи, т.е. Треногин М.А. не является членом семьи собственника жилого помещения. Принимая во внимание изложенное, суд считает, что Треногин М.А. является нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем, отказ Администрации Дубровского сельского поселения в постановке Треногина М.А. на учет в качестве нуждающегося жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны, является незаконным. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Признать незаконным отказ Администрации Дубровского сельского поселения в постановке в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении Треногина Михаила Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида Великой Отечественной войны. Обязать Администрацию Дубровского сельского поселения поставить Треногина Михаила Александровича в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в Еловский райсуд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено 27.12.2011 года. Судья: подпись