Дело № 2 - 79/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Еловский районный суд Пермского края в составе: судьи Чугайнова А.Ф.,
при секретаре Бородкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес> о предоставлении социальной поддержки и о возмещении расходов за отопление в пользу Десятковой Елены Владимировны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации <адрес> в пользу Десятковой Е.В. о возмещении расходов за отопление и о предоставлении социальной поддержки, свои требования мотивировал следующим:
Десятков зарегистрирована и проживает в сельской местности, работает <данные изъяты> <адрес> ЦРБ и в соответствии со ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, ст.ст. 3,6 Закона Пермской области № 1845-395 от 30.11.2004г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа и оплате жилищно-коммунальных услуг», Указа Губернатора области от 14.02.2005 № 22 "Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" имеет право на получение социальной поддержки в виде возмещения расходов за газовое отопление.
В судебном заседании прокурор указанные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям, просил взыскать с администрации <адрес> в пользу Десятковой Е.В. 3876 руб. 45 коп. в счет возмещения расходов за газовое отопление, обязать администрацию <адрес> предоставлять Десятковой социальную поддержку в виде возмещения расходов за газовое отопление.
Десяткова Е.В. доводы прокурора поддержала, с представленным в суд <данные изъяты> ЦРБ Гладковой А.А. расчетом на 3876 руб. 45 коп. согласна.
Представители администрации <адрес> Бабикова А.А., финансового управления администрации Рудова Т.В. иск не признали, обосновывая свои возражения тем, что социальная поддержка по электроснабжению и по газоснабжению (в том числе по отоплению от газовых приборов) в соответствии с действующим законодательством не предусмотрены. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ расходы по бюджетной смете администрации муниципального района не предназначены для исполнения расходных обязательств, указанных в исковом заявлении. В то же время, педагогическим работникам расходы за газовое отопление компенсируются в соответствии с Законом Пермского края от 18.10.2007г. № 136 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам».
Министерство социального развития <адрес> в своих возражениях выражают несогласие с иском, указывают, что нормами Жилищного кодекса (ст. 154 ЖК РФ) газовое отопление не предусмотрено, органы местного самоуправления в рамках своих компетенций и полномочий вправе установить для медицинских работников муниципальных учреждений меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в части отопления жилого помещения газом, Федеральным законом № 122-ФЗ льготы медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01.01.2005.
Представитель МУЗ «... ЦРБ» пояснил, что они согласны возмещать Десятковой расходы на газовое отопление, если администрация района данные расходы будет компенсировать.
Опрошенная в качестве свидетеля <данные изъяты> МУЗ «... ЦРБ» ФИО12 пояснила, что денежная компенсация за отопление с 1 января 2005г. выплачивается только проживающим в домах с централизованным отоплением, поэтому Десятковой в данной компенсации отказано, хотя Десяткова каждый год писала заявление на выплату данной компенсации, представляла необходимые документ: на квартиру, справку о семейном положении. Многие работники ЦРБ обращались с подобными выплатами, но она им отказывала, т.к. не положено. Расчет по компенсации расходов на газовое отопление она приготовила Десятковой в соответствии с Законом Пермского края от 18.10.2007г. № 136, за основу взяла расчеты, аналогичные педработникам.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, мастного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С вступлением в силу ФЗ №122 от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные актов и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субьектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» принцип установления системы мер социальной поддержки льготных категорий граждан, к которым относятся медицинские работники, изменился.
В соответствии с ч.2 ст. 63 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005г. работники здравоохранения, т.е. работники со средним медицинским образованием, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
С 1 января 2005г. в соответствии с пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данная норма признана утратившей силу.
Частью 2 ст. 153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов, в том числе, должно быть соблюдено следующее условие: вновь установленные гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявших до 31.12.2004г.
Согласно положений ст. 2 абз.З ст. 6 ФЗ от 06.05.2003г. № 52 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных в том числе ч.2 ст.63 Основ, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в бюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан «Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций устанавливаются Правительством РФ.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (часть 5 ст.63 Основ).
Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ не наделены полномочиями по установлению мер социальной поддержки работникам муниципальных организаций здравоохранения.
Вместе с тем, предоставление такой поддержки органами государственной власти <адрес> работникам муниципальных организаций здравоохранения, допускается федеральным законодательством в качестве дополнительной меры социальной поддержки, реализуемой за счет средств краевого бюджета.
Меры социальной поддержки медицинским работникам в сельской местности установлены Законом Пермской области от 30.11.2004г. области № 1845-395 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа и оплате жилищно-коммунальных услуг» в соответствии с порядком, предусмотренным нормами федерального законодательства.
Пунктом 1 ст. 3 Закона № 1845-395 предусмотрено, что социальная поддержка гражданам, в т.ч. и медицинским работникам, указанным в ст. 1 настоящего Закона предусматривает получение денежной выплаты и денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда (электроснабжение, теплоснабжение, в т.ч. приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления).
Таким образом, из приведенных норм права следует, что истица, являясь работником здравоохранения и проживающая в сельской местности обладает правом на получение социальной поддержки в виде возмещения расходов, понесенных ею на обеспечение в своем жилом помещении соответствующего теплового режима.
Субъектом федерации в вышеуказанном правовом акте конкретные способы теплоснабжения жилых помещений не отражены.
В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как при взимании платы за коммунальные услуги, так и предоставлении денежной компенсации на оплату коммунальных услуг федеральным законом под теплоснабжением понимается отопление, которое может обеспечиваться за счет поставки газа.
Ссылка ответчика на то, что возмещение расходов возможно лишь при централизованном газовом отоплении, а газовое отопление как вид теплоснабжения для медицинских работников законодательством не регламентирован, а потому отсутствует право на возмещение, является несостоятельной и не может повлечь нарушение прав Десятковой Е.В.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995г. (в ред.Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007г. № 5) согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия.
Правоотношения, являющиеся предметом рассмотрения по данному делу, это жилищно-коммунальные льготы, предоставляемые специалистам, проживающим в сельской местности. Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющее актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности первоначально были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» (утратило силу в соответствии с ФЗ от 6 мая 2003г.). Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, здравоохранения проживающим в сельской местности и рабочих поселках должны были быть представлены соответствующим местным исполкомом или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике механизм реализации для названных категорий граждан такой льготы, как бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, предоставлявшейся в натуральной форме, претерпел изменения. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Законом Пермской области от 30.11.2004г. № 1845-395 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, по оплате жилищно-коммунальных услуг» установлены меры социальной поддержки, условия и порядок их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности, в виде получения денежной выплаты и денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (электроснабжение, теплоснабжение).
Постановлением Правительства Пермского края п.2.2. от 15.12.06г. № 90-п О внесении изменений в Указ Губернатора области от 14.02.2005 № 22 "Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" предусмотрено, что если расходы специалиста здравоохранения на оплату жилья и коммунальных услуг превышают размеры денежной выплаты, установленные Законом № 1845-395, ему наряду с денежной выплатой дополнительно выплачивается денежная компенсация.
В судебном заседании было установлено, что Десяткова Е.В. с 24.09.2004г. по настоящее время работает <данные изъяты> по массажу в МУП «... ЦРБ», проживая в квартире по адресу <адрес> по договору социального найма, пользуется отоплением жилого помещения от газовых приборов, проживает в жилом помещении с дочкой, получает из ЦРБ компенсацию в размере 105 руб. в месяц на человека по оплате жилищно-коммунальных услуг, компенсацию за газовое отопление не получает. За период с января 2007г. по март 2010г. уплатила за газовое отопление 8563 рубля, что подтверждается квитанциями об уплате, заверенной копией расчета абонентской службы в <адрес> ООО «... региональная компания по реализации газа». Из объяснений <данные изъяты> ЦРБ Гладковой А.А. сумма компенсации Десятковой в 3876 руб. 45 коп., с учетом норм потребления газа и компенсации расходов для педагогических работников, и с учетом сумм компенсированных Десятковой за пользование газовой плитой.
Из обьяснений представителя МУЗ «... ЦРБ» работники здравоохранения, проживающие в домах с центральным газовым отоплением получают денежную компенсацию, в счет понесенных расходов на отопление, данные суммы им возмещаются администрацией района за счет средств, направляемых Министерством социального развития <адрес>.
Законом Пермского края от 18.10.2007г. № 136 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» к видам расходов, подлежащих возмещению, отнесены расходы по газоснабжению в части отопления жилого помещения от газовых приборов.
Таким образом, Десяткова, обладающая по действующему законодательству, регулирующим правоотношения по предоставлению жилищно-коммунальных льгот, правом на денежную компенсацию по обеспечению занимаемого жилого помещения теплом, лишена этого права лишь потому, что законодательно для работников здравоохранения не закреплен вид расхода: - газовое отопление, что по мнению суда противоречит норме Конституции о признании прав свобод гражданина непосредственно действующими.
Отсутствие законодательного регулирования порядка возмещения расходов по отоплению в связи с отсутствием для работников здравоохранения норм отопления от газовых приборов при наличии права на социальную поддержку не может служить основанием для отказа в предоставлении такой поддержки.
Анализ действующего законодательства, в том числе часть 5 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями ФЗ № 122-ФЗ по существу устанавливает не право, а обязанность органов государственной власти субъектов РФ обеспечит реализацию права на социальную поддержку работникам медицинских организаций, проживающим в сельской местности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении № 383-О-П от 07.02.2008г. (Решение вынесено позже принятия Закона Пермского края от 18.10.2007г. № 136 по педагогическим работникам) указал, что закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Поэтому доводы представителя администрации района, районного финансового управления, что Десяткова, не является педагогическим работником и поэтому не имеет права на компенсацию газового отопления суд считает несостоятельными.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым при разрешении иска применить Конституцию РФ в качестве акта прямого действия с возложение обязанности на администрацию <адрес> представить Десятковой Е.В. социальную поддержку и возместить расходы, понесенные ею на газовое отопление в период с 01.01.2007г. по 01.03.2010г. сумме 3876 руб. 45 коп.
Доводы представителя администрации района в том, что надлежащим ответчиком по делу должно быть признано Муниципальное Образование «... муниципальный район» поскольку администрация района не наделена полномочия по расходованию данных средств суд считает несостоятельными, основанными на ошибочном понимании закона. В соответствии с Положением об администрации <адрес> (п. 1.2.) администрация района как раз таки и наделена Уставом МО «... муниципальный район» соответствующими полномочиями.
Суд соглашается с расчетом, подготовленным <данные изъяты> <адрес> ЦРБ Гладковой А.А., поскольку он составлен в соответствии с нормами потребления газа, установленными для педагогических работников, которым затраты на газовое отопление компенсируются согласно Закона Пермского края от 18.10.2007г. № 136 «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Десятковой Елене Владимировне социальную поддержку в виде возмещения расходов на газовое отопление.
Взыскать с администрации <адрес> за счет средств направляемых Министерством социального развития <адрес> в пользу Десятковой Елены Владимировны денежную компенсацию в возмещение расходов за газовое отопление в сумме 3876 руб. 45 коп.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Еловский райсуд в течение 10 дней с момента получения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 11 июля 2010г.
Судья: подпись
Выписка из дела № 33-8994-2010
Судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда, Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Еловского районного суда Пермского края от 06 июля 2010 года в части взыскания с администрации <адрес> за счет средств направляемых Министерством социального развития <адрес> в пользу Десятковой Елены Владимировны денежной компенсации в возмещение расходов за газовое отопление в сумме 3876 руб. 45 коп отменить. Дело направить на новое рассмотрение.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: Подпись
Подпись