признать незаконными действия ОАО `Пермэнергосбыт` по введению режима ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП `ДЕЗ`, обязать ОАО `Пермэнергосбыт` обеспечить подачу электрической энергии на объекты МУП `ДЕЗ`



Дело № 2-22/11г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2011 года Еловский районный суд Пермского края в составе:

судьи А.Ф. Чугайнова,

при секретаре Горлановой Н.Н.,

заявителя пом. прокурора <адрес> Мазунина В.В.,

представителей ОАО «Пермэнергосбыт» Чупиной М.И., МУП ДЭЗ <адрес> Шляпина М.Е., Королева А.Ф., Любимова М.А., Уфимцева М.Т., Попова С.Н., Ябуровой Е.Л., Ябуровой Т.В., Рыбач Р.Н., Гуниной Е.Л., Мережниковой Н.И., Пастуховой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> района обратился в Еловский районный суд с заявлением к ОАО «Пермская энергосбытовая компания» и МУП «Дирекция единого заказчика», которым просит признать незаконными действия ОАО «Пермская энергосбытовая компания» по введению режима ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Дирекция единого заказчика», обязать ОАО «Пермская энергосбытовая компания» обеспечить подачу электрической энергии на объекты МУП «Дирекция единого заказчика», обеспечивающие подачу электроэнергии в подъезды многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес> и <адрес>, с момента вынесения решения, обязать МУП «Дирекция единого заказчика» обеспечить освещение мест общего пользования указанных многоквартирных домов.

Основанием для предъявления иска прокурором <адрес> района явилось обращение Гуниной Е.А., проживающей в <адрес> жильцов <адрес> с заявлением об отключении в их подьездах электричества.

Заявленные требования были мотивированы следующим:

29.11.2010г. и 17.12.2010г. в прокуратуру <адрес> района поступили обращения жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес>, о том, что с августа 2010г. в их домах отсутствует освещение мест общего пользования.

В ходе прокурорской проверки этих обращений установлено следующее.

МУП «Дирекция единого заказчика» создано администрацией <адрес> сельского поселения для коммерческой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания жилищного фонда. Решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес> от 07.02.2008г. МУП «Дирекция единого заказчика» избрана в качестве организации осуществляющей содержание общего имущества указанных многоквартирных домов. 10.07.2010г. МУП «Дирекция единого заказчика» с каждым из жильцов указанных многоквартирных домов заключены договоры о техническом обслуживании общего имущества многоквартирного жилого дома. Согласно п. 1 ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с ч.3 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.п. 11, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006года, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя освещение помещений общего пользования. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей) электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В силу п.5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 23 сентября 2003 года №170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений с коммуникационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного! фонда. Согласно п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии b внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемо исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. 31.12.2009г. ОАО «Пермская энергосбытовая компания» (ОАО «Пермэнергосбыт»), в лице директора Южного отделения ФИО5, и МУП «Дирекция единого заказчика» заключили договор электроснабжения №2119 га которому ОАО «Пермэнергосбыт» поставляет электрическую энергию для освещения подъездов многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес>, и <адрес>. Таким образом приобретение МУП «Дирекция единого заказчика) электрической энергии у ОАО «Пермэнергосбыт» связано с содержанием общей имущества в вышеуказанных многоквартирных домах и предоставление» коммунальных услуг в виде электроснабжения мест общего пользования. Пунктом 3.1.1 договора электроснабжения МУП «Дирекция единого заказчика» обязалось оплачивать ОАО «Пермэнергосбыт» принятую электрическую энергию и мощность в порядке, сроки и размере, установленном разделом 6 договора. Пунктом 8.1.1 договора электроснабжения ОАО «Пермэнергосбыт» предоставлено право при неоднократном нарушении сроков оплаты электрической энергии производить ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности. 09.08.2010г. ОАО «Пермэнергосбыт» направлено МУП «Дирекция единого заказчика» уведомление №650-02-19-2/382 о погашении в срок до 16.08.2010г. задолженности по оплате потребленной электрической энергии в сумме 67981 рубль. В связи с тем, что МУП «Дирекция единого заказчика» задолженность по оплате электрической энергии до 16.08.2010г. не погасило, 18.08.2010г. ОАО «Пермэнергосбыт» введено ограничение режима потребления электрической энергии. В связи с введением режима ограничения потребления электрической энергии МУП «Дирекция единого заказчика» не обеспечивает надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, освещение мест общего пользования в домах, расположенных по адресу <адрес> и <адрес> тем самым, нарушая права жильцов указанного многоквартирного дома - потребителей услуг и неопределенного круга лиц. Действия ОАО «Пермэнергосбыт» по введению режима ограничения потребления электрической энергии являются незаконными и необоснованными. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ответчик допускает злоупотребление правом, которое выражается в том, что, пользуясь своим правом на прекращение подачи энергии ОАО «Пермэнергосбыт» нарушает права граждан-потребителей, добросовестно выполняющих свои обязанности перед МУП «Дирекция единого заказчика» по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в которые входит оказание услуг по освещению мест общего пользования многоквартирного дома, и не имеющих возможности самостоятельно обеспечить освещение мест общего пользования, поскольку альтернативное энергоснабжение указанных многоквартирных домов отсутствует. Имея возможность использовать другие способы защиты своего права, ответчик применяет только ограничение и прекращение энергоснабжения. Такие действия, используемые в качестве метода борьбы с неисполнением договорных обязательств и побуждением МУП «Дирекция единого заказчика» к погашению задолженности, создают условия и предпосылки к материальным потерям для граждан, влекут за собой ограничение их прав на благоприятные условия жизнедеятельности, а также возникновение угрозы причинения вреда здоровью населения. Кроме того, действия ответчика нарушают п.6 постановления Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 «О порядке прекращения или ограничения электрической и тепловой энергии газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» предполагающего согласованность действий теплоснабжающей организации и предприятия-потребителя при введении ограничений или прекращения подачи теплоэнергетических ресурсов в целях обеспечения их подачи абонентам, своевременно их оплачивающим. Соответствующего соглашения для обеспечения прав добросовестных потребителей между МУП «Дирекция единого заказчика» и ОАО «Пермэнергосбыт» не заключено, в связи с чем действия ответчика по неподаче энергоснабжения в места общего пользования жителям многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес> и <адрес> являются неправомерными. Введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП «Дирекция единого заказчика» влечет нарушение прав не только жильцов вышеуказанных многоквартирных домов, но и других граждан, поскольку в результате введения режима ограничения потребления электроэнергии не освещаются места общего пользования многоквартирного дома: подъезды, лестничные площадки и т.д., используемые неопределенным кругом лиц. В силу ст.3 Закона РФ «О безопасности» угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Отключение освещения в подъездах и лестничных площадках многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес>, создает угрозу жизненно важным интересам личности и нарушает права неопределенного круга лиц.

Заявляя иск в интересах неопределенного круга лиц, прокурор ссылался на положения ст.45 п.1 ГПК РФ, указывая, что отключение освещения в подъездах и лестничных площадках указанных многоквартирных домов способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения преступлений в отношении неопределенного круга граждан, оказавшихся в указанных многоквартирных домах, в том числе совершения террористических актов.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель МУП ДЭЗ <адрес> Шляпин М.Е. с заявленными требованиями не согласен, МУП ДЭЗ имеет большие долги по неуплате электроэнергии, данные долги лишь растут, т.к. убыточно содержать жилье, представил в суд данные по задолженности жильцов домов № и № по <адрес> по уплате в том числе электричества в указанных домах.

Представитель ОАО «Пермэнергосбыт»» исковые требования не признала, полагая, что у прокурора <адрес> отсутствуют основания для подачи искового заявления в защиту интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту и дееспособности имеют возможность самостоятельно защищать свои права в суде.

Жильцы домов под номерами № и № по <адрес>, Королева А.Ф., Любимов М.А., Уфимцев М.Т., Попов С.Н., Ябурова Е.Л., Ябурова Т.В., Рыбач Р.Н., Гунина Е.Л., Мережникова Н.И., Пастухова З.В. в судебном заседании пояснили, что отключение электроэнергии в их подьездах негативно отразилось на их праве на нормальное проживание в доме, отключением электричества повлекло неудобства житейского характера, за содержание дома, в которое входит также и оплата за электричество в подьезде, большинство жильцов дома платят исправно, хотя некоторые вообще не плотят, поэтому просят восстановить им подачу электричества в подьезды, в квартирах у них электричество имеется, претензий по данному поводу не имеют.

Рассмотрев заявление прокурора суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых /служебных/ отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

На основании ст.220 ч.1 п.1 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 134 ч.1 п.1 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставляло такое право, в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Прекращая производство по данному делу, суд приходит к выводу о том, что у прокурора не возникло оснований, предусмотренных ч.1 ст.45 ГПК РФ, для предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку право жильцов дома на жилище и предоставление коммунальных услуг никем не оспаривается и не нарушается, в исковом заявлении прокурора речь идет об ограничении предоставления жильцам домов № и № по <адрес> коммунальных услуг, при этом доказательств, что жильцы данных домовпо состоянию здоровья, возрасту и дееспособности не имеет возможности самостоятельно защищать свои права в суде, не представлено.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Доказательств того, что Королева А.Ф., Любимов М.А., Уфимцев М.Т., Попов С.Н., Ябурова Е.Л., Ябурова Т.В., Рыбач Р.Н., Гунина Е.Л., Мережникова Н.И., Пастухова З.В. не могут в силу возраста, состояния здоровья, недееспособности или по другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд, в материалах дела не имеется и прокурором не представлено.

Доводы прокурора, что действия ответчиков по введению режима ограничения потребления электроэнергии повлекли нарушение прав не только жильцов данных домов, но и других граждан, что отключение освещения в подьездах вышеуказанных домов создает благоприятную среду для совершения преступлений, террористических актов и поэтому он выступает в интересах неопределенного круга лиц, не являются для суда убедительными, согласно статистическим данным, представленным <адрес> РОВД за период 2010г. в подьездах данных домов ни преступлений, ни чрезвычайных ситуаций не произошло, одно заявление о драке в подьезде списано в наряд, как не являющееся преступлением, согласно данным органов здравоохранения в больницу никто из жильцов по поводу травм не обращался.

Прокурор доказательств в обоснование своего заявления что отключение электроэнергии в подьездах домов номер № и № по <адрес> повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в судебном заседании не привел.

Таким образом, доводы прокурора сводятся лишь к нормам жилищного законодательства, и основаны на ошибочности расширительного толкования понятия права на жилище, указание в заявлении что права жильцов вышеуказанных домов также затрагивают их права и свободы в сфере их безопасности, а так же безопасности неопределенного круга лиц являются ошибочными.

В судебном заседании установлено, что в данном случае затронуто лишь право жильцов на предоставление коммунальных услуг, т.е. право Королевой А.Ф., Любимова М.А., Уфимцева М.Т., Попова С.Н., Ябуровой Е.Л., Ябуровой Т.В., Рыбач Р.Н., Гуниной Е.Л., Мережниковой Н.И., Пастуховой З.В. на жилище, включая право пользования им, однако никем это право не оспаривается, следовательно, не нуждается в защите. Ненадлежащее предоставление коммунальных услуг, явившееся основанием обращения прокурора в суд, не свидетельствует о нарушении права как такового, наличие которого у них никем не оспаривается.

Руководствуясь ст.ст. 220-221 ГПК РФ,

Определил:

Производство по делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Пермэнергосбыт», МУП ДЭЗ <адрес> о признании действий по ограничению режима потребления электрической энергии подьездов дома № и № по <адрес> незаконными, обязать ОАО «Пермская энергосбытовая компания» обеспечить подачу электрической энергии на объекты МУП «Дирекция единого заказчика», обеспечивающие подачу электроэнергии в подъезды многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес> и <адрес>, с момента вынесения решения, обязать МУП «Дирекция единого заказчика» обеспечить освещение мест общего пользования указанных многоквартирных домов - прекратить.

Судья: подпись