Дело № 2-35/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 04 марта 2011 года
Судья Еловского районного суда Пермского края Чугайнов А.Ф.
с участием истца- прокурора <адрес> Мерзлякова В.А., представителя ответчика Администрации <адрес> Шабунина Н.Н. при секретаре Горлановой Н.Н.
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействие по организации в <адрес> утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, и о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вынесения решения организовать в <адрес> утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании незаконным бездействие по организации в <адрес> утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, и о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вынесения решения организовать в <адрес> утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по нижеследующим основаниям.
В ходе прокурорской проверки, проведенной прокуратурой <адрес> в феврале 2011г. по обращению начальника Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО3, установлено, что администрацией <адрес>, в нарушение норм действующего законодательства, не осуществляются полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в т.ч. радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Аналогичная норма изложена в ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно абз. 10 ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для этого (полигонах, шламохранилищах, хвостохранилищах, отвалах горных пород и другое).
В соответствии со ст. 12 этого же закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Устройство и содержание полигонов для твердых бытовых отходов осуществляется в соответствии с санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001г.
В соответствии с указанными санитарными правилами выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны.
Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны.
Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.
По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.
По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что в
законном порядке утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории
<адрес> не организована. л
Полигон для размещения отходов в <адрес> отсутствует.
Согласно п. 2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почве. Вместе с тем, размещение бытовых и промышленных отходов в <адрес> осуществляется на участке земли, расположенном за <адрес>, при этом, размещение отходов на указанном земельном участке организовано в нарушение действующего законодательства.
В соответствии с установленными требованиями полигон для размещения отходов в <адрес> муниципальном районе не обустроен.
Свалка зад. <адрес> в нарушение СанПиН 2.1.7.1038-01 не имеет санитарно - эпидемиологического заключения (п.2.2), проекта санитарно — защитной зоны (п. 2.10), на ней не организован производственный контроль за эксплуатацией свалки (п.6.4), отсутствуют ограждения вокруг свалки (п.4.4), не осуществляется послойная посыпка и утрамбовка отходов, земельный участок не отведен в установленном законном порядке (п.3.3.), отсутствует хозяйственная зона полигона (п.4.1.).
В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 12 ст. 12 Устава <адрес> района организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения <адрес> муниципального района.
Согласно п. 1 ст. 39 Устава <адрес> района администрация <адрес> муниципального района - является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования.
Данные полномочия администрацией <адрес> не исполняются.
Ст. 41, 42 Конституции РФ гражданам гарантируется право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
Неисполнение администрацией <адрес> своих обязанностей по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нарушает гарантированные и охраняемые государством права неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнеобеспечения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор <адрес> свои исковые требования уточнил, просил возложить на Администрацию <адрес> муниципального района обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать в <адрес> утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Шабунин Н.Н. иск прокурора признал в полном объеме.
Признание иска ответчиком принято судом.
Руководствуясь ст.ст. 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> муниципального района - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> муниципального района по организации в <адрес> утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Возложить на Администрацию <адрес> муниципального района обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать в <адрес> утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Еловский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья: подпись