Дело № 2-93/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 апреля 2012 года Еловский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Чугайнова А.Ф., при секретаре Санниковой М.Г. с участием прокурора прокуратуры Еловского района Пермского края Устинова А.А. председателя Земского Собрания Администрации Еловского района Попова Н.А. рассмотрев в <адрес> заявление прокурора Еловского района о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части. установил: Прокурор Еловского района обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части. В обоснование своих требований указывает следующее, что решением Земского собрания Еловского муниципального района от 11.01.2012 №214 утверждено Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Еловского муниципального района (далее - Положение). В силу части 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту - Федеральный закон №120-ФЗ) порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 4 части 1 ст. 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со ст.1 Закона Пермской области от 05.09.2005 №2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав. Статьёй 7 Закона Пермской области от 05.09.2005 №2441-539 установлено, что порядок образования комиссий определяется в соответствии с Законом Пермского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности». Законом Пермского края от 19.12.2006 №44-КЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности. Статьями 22.1., 23.2., частью 5 ст.28.3 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены полномочиями в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Из анализа вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является самостоятельным органом административной юрисдикции, и не входит в структуру органов местного самоуправления. Решением Земского собрания Еловского муниципального района от 14.10.2011 №172, принятым по результатам рассмотрения протеста прокуратуры Еловского района, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия) исключена из структуры администрации Еловского муниципального района. Вместе с тем, решением Земского собрания Еловского муниципального района от 11.01.2012 №214 Комиссия переименована как структурное подразделение администрации Еловского муниципального района. Аналогичное нарушение содержится в пункте 1 оспариваемого решения, а также наименовании утвержденного Положения, наименовании раздела 1 Положения. Согласно разделу 1 Положения Комиссия контролирует исполнение учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних федерального законодательства и законодательства Пермского края по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Абзацем первым пункта 6 раздела 7 Положения определено, что Комиссия вправе осуществлять контроль за выполнением федерального законодательства и законодательства Пермского края по вопросам защиты прав несовершеннолетних органами управления и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Вместе с тем, статьей 10 Федерального закона №120-ФЗ контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возложен на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, как установлено частью 2 ст. 10 Федерального закона №120-ФЗ, ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Комиссия не является вышестоящим органом по отношению к другим органам и субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с чем, наделение Комиссии правом на осуществление контроля за выполнением субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних федерального и регионального законодательства, является незаконным. Абзац пятый раздела 5, абзац первый раздела 15 Положения, которыми определено, что Комиссия собирается на заседания не реже одного раза в месяц, противоречит части 1 ст. 17 Закона Пермской области от 05.09.2005 №2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», согласно которой, заседания районной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Согласно подпункту 1.5. пункта 1 раздела 10 Положения Комиссия может применить к несовершеннолетнему такую меру воздействия, как передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей, а также под наблюдение администрации или коллектива работников предприятия, организации или общественной организации, членом или работником которых он является, в целях обеспечения его надлежащего поведения, в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. Пунктом 4 раздела 10 Положения предусмотрено, что постановление комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление. Нормы аналогичного содержания содержались в статье 12 Закона Пермской области от 05.09.2005 №2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Однако Законом Пермского края от 03.09.2009 №477-ПК «О внесении изменений в Закон Пермской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"» данные нормы из статьи 12 Закона Пермской области от 05.09.2005 №2441-539 исключены. Разделом 16 Положения предусмотрено, что при неявке лиц по вызову комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрации сельских поселений, общественные организации по месту их работы или учебы. В случае отказа несовершеннолетнего в возрасте 14 лет и старше, дело о котором рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин они могут быть доставлены через органы внутренних дел (милицию). Данная норма закреплена в ст.32 Указа Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (в редакции от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и применима при производстве по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, статьёй 25.15. КоАП РФ установлено, что в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля. Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Согласно части 1 ст.27.2. КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление и привод являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении и могут применяться в отношении лиц, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст.2.3. КоАП РФ). Полиция, согласно пунктам 3, 15 части 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции», вправе подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. КоАП РФ и Федеральный закон от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции», имеют большую юридическую силу по отношению к Указу Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (в редакции от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних». С учетом этого, раздел 16 Положения требованиям законодательства не соответствует. 13.01.2012 на отдельные пункты Положения прокурором Еловского района в Земское собрание Еловского муниципального района принесен протест. В силу с части 2 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. 23.03.2012 состоялось очередное заседание Земского собрания Еловского муниципального района, однако протест прокурора Еловского района от 13.01.2012 не рассмотрен. В силу части 3 ст.22, части 1 ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Частью 1 ст.251 ГПК РФ определено, что прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Прокурор Еловского района свои требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям. Представитель Земского Собрания Еловского муниципального района Попов Н.А. требования прокурора признал полностью, последствия признания требований ему разъяснены и понятны. Признание иска принято судом, т.к. признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Принимая во внимание изложенное, суд считает возможным принять решение об удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление прокурора Еловского района – удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия решение Земского собрания Еловского муниципального района от 11.01.2012г. № 214 «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Еловского муниципального района» в следующей части: · в наименовании решения, пункте 1 решения, наименовании Положения в части слова «администрации», · раздел 1 Положения в части слов « а также контролирует исполнение учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних федерального законодательства и законодательства Пермского края по вопросам защиты прав несовершеннолетних», · абзац первый пункта 6 раздела 7 Положения, · абзац пятый раздела 5, абзац первый раздела 15 Положения в части слова «одного», · подпункт 1.5. пункта 1 раздела 10, пункт 4 раздела 10 Положения, · раздел 16 Положения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Еловский районный суд в течение месяца со дня его вынесения. Судья:: подпись.