27.10.2010 г. решение о предоставлении в полном объеме мер социальной поддержки педагогам



Дело № 2- 256/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 года

Ельнинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Кашаповой Н.Н., с участием заместителя прокурора Ельнинского района Лукина М.Г., при секретаре Ворошиловой Т.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ельнинского района в защиту прав неопределенного круга лиц - педагогических работников, проживающих на территории Ельнинского района к Администрации Муниципального образования «Ельнинский район» о признании действий по предоставлению не в полном объеме педагогическим работникам Ельнинского района мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатной жилой площадью незаконными, обязывании устранить нарушение прав педагогических работников Ельнинского района в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим на территории Ельнинского района в объеме, установленном федеральным законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ельнинского района Смоленской области обратился в суд с требованиями к Администрации Муниципального образования «Ельнинский район» о признании действий по предоставлению педагогическим работникам Ельнинского района не в полном объеме мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатной жилой площадью незаконными, обязывании устранить нарушение прав педагогических работников Ельнинского района в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим на территории Ельнинского района в объеме, установленном федеральным законодательством ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Смоленской области от 28.12.2004 г. № 118-з « Об образовании в Смоленской области» меры социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливаются федеральным законодательством и распространяются на совместно проживающих с ними членов семьи. Обеспечение указанных работников бесплатной жилой площадью осуществляется путем освобождения их от оплаты жилья. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются областным законом. Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от 31.01.2008 г. № 3-з, данный закон в соответствии с Законом РФ от 10.06.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает в Смоленской области размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельских местностях, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений и совместно проживающих с ними членов семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию, они пользовались такими мерами социальной поддержки, и совместно проживающих с ними членов их семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию, проживали в городах и пользовались такими мерами социальной поддержки и совместно проживающих с ними членов их семей; членов семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера, они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии. В соответствии с законом Смоленской области от 25 апреля 2006 года № 29-з « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работн6иков образовательных учреждений» (с изменениями от 31.01.2008 года) администрация МО «Ельнинский район» наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений и совместно проживающих с ними членов семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию, они пользовались такими мерами социальной поддержки, и совместно проживающих с ними членов их семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию, проживали в городах и пользовались такими мерами социальной поддержки и совместно проживающих с ними членов их семей; членов семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера, они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Смоленской области № 3-з размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в расчете на одного педагогического работника образовательного учреждения в год определяется по формуле Рн= П х Н х 12, где Н - размер платы за пользование жилым помещением, то есть плата за наем), установленный в соответствии с федеральным законодательством. Определениями Конституционного суда РФ от 8.02.2007 г. № 322 -О-П и от 4.12.2007 г. -О-О данный расчет применяется исключительно в целях регулирования межбюджетных отношений при исчислении размера возмещения затрат, понесенных местным бюджетом в связи с предоставлением льготы.

Таким образом, нормы областного закона от 31.01.2008 г. № 3-з не ограничивали право на установление федеральным законодательством меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений.

В ходе проведенной прокуратурой Ельнинского района проверки установлено, что согласно п. 4, 5 постановления Администрации МО «Ельнинский район» № 50 от 24.02.2010 года « об утверждении порядка предоставления и расходования средств областного бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией областного закона от 28.12.2004 года № 118-з «Об образовании в Смоленской области» по обеспечению педагогических работников образовательных учреждений бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности (далее по тексту Постановление № 50) размер денежной компенсации определяется исходя из фактически произведенных педагогическим работником образовательного учреждения расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) за соответствующий период и не может превышать расчетную величину денежной компенсации. Данное постановление разработано и принято в соответствии с областным законом от 18.12.2009 г. № 136-з « О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее Закон № 136-з)( ст. 3 данного Закона).

Решением Смоленского областного суда от 15.02.2010 года ст. 3 областного закона от 18.12.2009 г. № 136-з признана противоречащей федеральному законодательству и не действующей с момента принятия Закона. В связи с чем просит признать действия по предоставлению педагогическим работникам Ельнинского района, проживающим в сельской местности не в полном объеме мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатной жилой площадью незаконными, обязать устранить нарушение прав педагогических работников Ельнинского района, проживающих в сельской местности в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим на территории Ельнинского района в объеме, установленном федеральным законодательством, без каких либо норм и ограничений в размере фактического потребления. Обязать Администрацию МО «Ельнинский район» Смоленской области произвести перерасчет с 1.01.2010 года объема мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности на территории Ельнинского района.

В судебном заседании заместитель прокурора Ельнинского района Смоленской области Лукин М.Г. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск прокурора Ельнинского района Смоленской области не признала и пояснила, что финансовое обеспечение осуществления муниципальным образованием государственных полномочий по предоставлению педагогическим работникам мер социальной поддержки осуществляется за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с законом Смоленской области от 31.01.2008 г. № 3-з и методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенции, являющейся приложением к закону Смоленской области от 25.04.2006 г. № 29-3. Постановление Администрации МО «Ельнинский район» № 50 принято на основании и во исполнение Закона Смоленской области № 118-з и областного закона от 18.12.2009 г. № 136-з. До тех пор пока в указанные областные законы не будут внесены соответствующие изменения, Администрация МО «Ельнинский район» должна ими руководствоваться.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора Ельнинского района Смоленской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как установлено судом педагогическим работникам, проживающим на территории Ельнинского района, возмещение расходов по оплате занимаемых ими жилых помещений ставилось в зависимость от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона Смоленской области от 28.12.2004 г. № 118-з « Об образовании в Смоленской области» меры социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливаются федеральным законодательством и распространяются на совместно проживающих с ними членов семьи. Обеспечение указанных работников бесплатной жилой площадью осуществляется путем освобождения их от оплаты жилья. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются областным законом.

Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от 31.01.2008 г. № 3-з, данный закон в соответствии с Законом РФ от 10.06.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает в Смоленской области размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельских местностях, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений и совместно проживающих с ними членов семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию, они пользовались такими мерами социальной поддержки, и совместно проживающих с ними членов их семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию, проживали в городах и пользовались такими мерами социальной поддержки и совместно проживающих с ними членов их семей; членов семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера, они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии. В соответствии с законом Смоленской области от 25 апреля 2006 года № 29-з « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» (с изменениями от 31.01.2008 года) администрация МО «Ельнинский район» наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений и совместно проживающих с ними членов семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию, они пользовались такими мерами социальной поддержки, и совместно проживающих с ними членов их семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию, проживали в городах и пользовались такими мерами социальной поддержки и совместно проживающих с ними членов их семей; членов семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера, они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии.

Таким образом суд приходит к выводу, что прокурором обоснованно предъявлен иск к Администрации МО «Ельнинский район». При этом судом установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности предоставляются в усеченном виде без учета платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также в пределах установленных нормативов.

В судебном заседании представителем ответчика право педагогических работников, проживающих в сельской местности на территории Ельнинского района, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» не оспаривается. Возражения ответчика о предоставлении мер социальной поддержки не в полном объеме сводятся к тому, что областным законодательством полное возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки не предусмотрено.

Суд находит данную позицию ответчика неправильной.

Решением Смоленского областного суда от 15.02.2010 года ст. 3 Закона Смоленской области от 18.12.2009 года № 136-з « О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации, расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках(поселках городского типа), как не предусматривающая полного возмещения педагогическим работникам расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг признана противоречащей федеральному законодательству и не действующей с момента вступления решения в законную силу. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.04.2010 года № 36-ПО-б вышеуказанное решение Смоленского областного суда оставлено без изменений.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включающая в себя плату за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом структура платы за коммунальные услуги предусмотрена ч. 4 вышеуказанной статьи, куда в частности входит плата за электроснабжение и отопление.

Из буквального толкования указанных норм ЖК РФ следует, что плата за содержание и ремонт жилого помещения относится к плате за жилое помещение наряду с платой за пользование жилым помещением (плата за наем). Следовательно, освобождение от платы за содержание и ремонт жилого помещения, входящей в структуру платы за жилое помещение должно входить в объем вышеназванных мер социальной поддержки педагогических работников.

Ссылка ответчика на положения закона Смоленской области от 31.01.2008 года № 3-з и методику расчета нормативов для определения общего объема субвенции, необоснованна, поскольку нормы данных областных законов в рамках межбюджетных отношений регулируют вопросы, связанные с выделением субвенции бюджета муниципальных районов и городских округов на определенные целевые расходы и не регулируют отношения по вопросам социальной защиты педагогических работников.

Указанные меры социальной защиты педагогическим работникам и их размер установлены Законом РФ «Об образовании» и областным законом от 28.12.2004 г. №118-з « Об образовании в Смоленской области» и согласно ст. 26.3 ФЗ РФ от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных) органов государственной власти субъектов РФ» не являются финансовым обязательством субъекта федерации.

Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и ч. 2 ст. 8 закона Смоленской области от 28.12.2004 г. № 118-з «Об образовании в Смоленской области» субъекту РФ передано лишь право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Это правило не влияет на право педагогических работников на бесплатное и неограниченное социальной нормой площади жилого помещения и нормативами потребления коммунальных услуг пользование жилым помещением с отоплением и освещением, так как приведенные выше полномочия субъектов РФ направлены на формирование межбюджетных отношений и сами по себе не изменяют предусмотренные федеральным законодательством условия, порядок и объемы предоставления мер социальной поддержки для работников образования.

Как следует из анализа положений ст. 55 Закона РФ № 3266-1, ст. 8 Федерального закона « О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 г. № 187 -ФЗ, ч. 2 ст. 8 закона Смоленской области № 118-з указанные меры социальной поддержки педагогических работников сохранены в натуральной форме и остался прежний порядок их предоставления. В свою очередь, организации, несущие расходы в связи с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков, если таковые имели место.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3 Определения от 1.04.2008 года № 480-О-П, бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации. В силу чего осуществляемое бюджетное регулирование должно обеспечивать сбалансированность бюджетов всех уровней. Соответственно субъект Российской Федерации - в случае нехватки финансовых средств, необходимых для обеспечения предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных льгот проживающим и работающим в сельской местности педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, с учетом их общей численности - вправе рассчитывать на выделение дополнительных средств из Федерального бюджета, поскольку на Российской Федерации как правовом социальном государстве, взявшем на себя выполнение публично-правовых обязательств, лежит обязанность обеспечить в рамках осуществления федеральным законодателем передачи субъектам Российской Федерации полномочия по определению размеров, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки. Установление такого регионального правового регулирования, которое позволяет сельским пенсионерам из числа бывших педагогических работников сельских образовательных учреждений, реализовать в полном объеме право на эти льготы вне зависимости от места их жительства на территории РФ и возможного его изменения в пределах страны.

Таким образом, право педагогических работников на своевременное получение предоставляемых Федеральным законом социальных льгот не должно ставиться в зависимость от расчетов между бюджетами.

С учетом вышеизложенного действия Администрации МО «Ельнинский район» Смоленской области по предоставлению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности на территории Ельнинского района не в полном объеме меры социальной поддержки на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением нельзя признать законными и обоснованными.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, а также нормы регулирующие спорные правоотношения, суд находит исковые требования прокурора Ельнинского района Смоленской области подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

  1. Признать действия Администрации МО «Ельнинский район» Смоленской области по предоставлению педагогическим работникам, проживающим на территории Ельнинского района не в полном объеме мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением незаконными.
  1. Обязать Администрацию. МО «Ельнинский район» Смоленской области устранить нарушение прав педагогических работников Ельнинского района в части предоставления меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением и предоставлять меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности на территории Ельнинского района в объеме, установленном федеральным законодательством без каких-либо норм и ограничений в размере фактического потребления.
  1. Обязать Администрацию. МО «Ельнинский район» Смоленской области предоставить педагогическим работникам Ельнинского района, работающим в сельской местности меру социальной поддержки на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением путем освобождения их от оплаты за содержание, ремонт, отопление и освещение жилого помещения в период с Дата года.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ельнинский районный суд в течение 10 суток.

Судья: Кашапова Н.Н.